Видеонаблюдение может стать ценным источником маркетинговой информации
Апрель 2006

Университет Laval в Квебеке собирается открыть на своей территории супермаркет, в котором студенты и профессора будут исследовать поведение потребителей – каждый посетитель магазина станет объектом наблюдения. Десять лет этот проект оставался романтической идеей преподавателей, пока им не заинтересовался канадский ритейлер Sobeys, который согласился инвестировать в строительство. "Мы сможем генерировать новые идеи, получим более глубокое понимание продовольственного рынка",– объяснили свои мотивы в компании. Добиться этого идеологи "магазина за стеклом" намерены с помощью внедрения расширенных возможностей сбора и получения данных, пишет "Секрет Фирмы".
Это начинание имеет шансы стать одним из самых масштабных проектов "маркетинговой этнографии". Не первый год маркетологи, недовольные родовыми травмами традиционных методов исследований, пытаются найти способ постичь истинные мотивы потребителей. До сих пор одной из самых инновационных в этом смысле компаний считался Volkswagen, нанявший команду из 23 человек, которые буквально "следовали по пятам" за сотней добровольцев, сопровождая их на прогулках, в поездках, в походах по магазинам. Исследователи пытались таким образом подметить важные для бизнеса детали, о которые невозможно было узнать обычными методами. Обнаружилось, например, что матери настраивают зеркало заднего вида на заднее сиденье автомобиля – смотреть за детьми им важнее, чем за дорогой. Американцы также с удовольствием воспользовались бы рамкой на приборной доске автомобиля, чтобы вставить в нее фотографию подруги или детей. Конечно, по этим примерам судить об эффективности "маркетинговой этнографии" сложно – стоило ли исследование потраченных денег, знает только Volkswagen. Но большинство специалистов склонно верить в перспективность подобного подхода.
Проект Laval вселяет еще большие надежды. В супермаркете хорошие возможности для снижения "эффекта наблюдателя", особенно если магазин специально проектируется для исследовательских нужд. Потребители привыкли, что в магазинах за ними следят камеры службы безопасности, которая таким образом пытается предотвратить кражи. По большому счету, чтобы "расширить возможности сбора и получения данных", Sobeys не нужно изобретать велосипед – достаточно просто с большим умом использовать традиционные системы безопасности.
Попытки использовать камеры в магазинах предпринимаются даже на российском рынке. Например, агентству ARMI-Marketing видеосъемка помогает анализировать мотивацию покупки. "Такие исследования – это единичные случаи, и они направлены на решение небольшого числа задач",– подчеркивает генеральный директор ARMI-Marketing Дмитрий Писарский. А агентство "Дымшиц и партнеры", установив камеру напротив прилавка с молочными товарами, выявило такую закономерность: чем больше времени покупатель рассматривает товары, тем меньше вероятность покупки.
Новый "камерный" подход открывает перед производителями ошеломляющие перспективы. На волне борьбы с терроризмом "скрытых камер", следящих за жизнью потребителей, становится все больше. Признанным лидером в этой области считается Великобритания: несколько миллионов "камер слежения" установлены на английских улицах, в зданиях, в транспорте. За день англичанин попадает в монитор видеокамеры более 300 раз – можно сказать, что большая часть его жизни записывается на пленку. Инфраструктура уже существует – надо только создать механизм ее применения. А для этого нужно лишь договориться о коммерческом использовании этих записей. И проект Sobeys вполне может стать испытательным полигоном для подобных исследований, с одной стороны, доказав их эффективность, а с другой – продемонстрировав их безобидность для частной жизни покупателей.
Рекламы, PR и Маркетинга вы можете ознакомиться
на страницах журнала "Практика Рекламы"








Октябрь 2025 - ИсследованияСентябрь 2025 - Исследования
- Что такое липучесть бренда? (135)
- Как распределяются доходы российского медийного рынка? (135)
- Какие перспективы у блогеров в возрасте? (420)
- Сколько блогеров продолжают размещать рекламу в Instagram? (755)
Август 2025 - Исследования
- Почему резко выросло число платных подписок в «Телеграме»? (1137)
- Как россияне ищут в Интернете товары? (1085)
- Почему стремительно растет Retail Media? (1446)
- Как при помощи рекламы создать лояльного покупателя? (1462)
- Насколько оправдываются прогнозы динамики рекламного рынка? (1250)
- Насколько мы доверяем рекламе? (1224)
- Как меняются объемы рекламы в соцсетях? (1113)
- Как рекламодателю выбрать эффективного инфлюенсера? (2091)
- Что делать после покупки квартиры на вторичном рынке (828)
- Как выбрать яхту новичку в 2025: Полное руководство от покупки до первого плавания (1522)
- Как купить квартиру на вторичном рынке без посредников (582)
- Кто, почему и как покупает одежду в онлайн-магазинах? (1821)
- Что ждет российский рынок ТВ-рекламы? (1763)
- Почему девушки выбирают The Flex - спортзал в Москве (534)
Июль 2025 - Исследования
- Каковы перспективы TikTok как рекламной площадки? (1819)
- Как питаются российские школьники? (1556)
- Как люди относятся к рекламе в кинотеатрах? (1631)
- Насколько популярны чат-боты с искусственным интеллектом? (1753)
- Каков в России индекс доверия рекламе? (1902)
- Сколько покупателей верят в честность скидок? (1930)
- Банкротство: отзывы физических лиц прошедших процедуру (793)
- Какая реклама лучше работает в «Телеграм»? (1999)
- Насколько россияне привыкли к интернет-рекламе? (2466)
- Как россияне делают онлайн-покупки? (2481)
- Как бренду быстро повысить лояльность клиентов? (2703)
Июнь 2025 - Исследования
- Кто такой селлер маркетплейса? (2894)
- Как мини-игры влияют на покупки россиян? (2789)
- Как выбрать Amazfit - подробное руководство по умным часам (1350)
- Как онлайн-магазину не разориться на продаже одежды и обуви? (2808)
- На кого влияет таргетированная реклама? (2798)
- Что ценят россияне в рекламе от искусственного интеллекта? (2591)
- Удача Тигра в клубе Вулкан (78)
- Сколько россиян будут доверять СМИ с искусственным интеллектом? (2821)
- Как рассчитать формулу внимания потребителя? (2336)
- Сколько потратили бренды на продвижение в спортивном контенте? (2783)
- Как потребители воспринимают ИИ-рекламу? (2736)
- Обучение на клинического психолога и повышение квалификации по арт-терапии (1157)
- Клуб Вулкан предлагает поиски Древних Сокровищ (353)
- Преимущества франчайзи: почему выгодно открывать бар по франшизе (1553)
- Le Bandit в Вулкан онлайн казино (593)
- Как меняется поведение молодежи в Интернете? (3147)
- Как молодежь тратит свое свободное время? (2995)
Май 2025 - Исследования
- Какие тренды рынка онлайн-классифайдов отслеживались в 2024? (3432)
- Какая онлайн-реклама плохо работает? (3406)
- Как изменились ТОП-20 рекламодателей на ТВ (3285)
- Почему ужесточается контроль над маркетинговыми бюджетами? (2498)
- Как ВТБ попал в ТОП-3 рейтинга рекламодателей на ТВ? (2457)
- Как научиться играть в покер (1156)
- Сколько рекламы на майские праздники было у блогеров? (3056)
- Сколько тратят рекламодатели на рекламу на онлайн-платформах? (2930)
- Какие есть сценарии развития рекламного рынка в 2025? (2984)
- Как наблюдательность помогла McDonalds? (2677)
- Где россияне чаще замечают рекламу? (3165)
- Какие тренды наблюдаются в 2025 году при размещении рекламы в телеграм-каналах? (4979)
- Как за 2024 год в России вырос интернет-трафик? (3318)
- Как россияне относятся к русификации брендов? (2617)
- Где остановиться в Москве недорого - обзор бюджетных отелей (1244)
- Какие приложения устанавливают россияне на свои смартфоны? (2521)
- Какие приложения используют онлайн-пользователи для покупки товаров beauty-сегмента? (8137)
- Почему Facebook и Google теряют свои позиции? (2511)
- Пиратская карта в онлайн казино ПинАп (737)
- Какую рекламу видит покупатель? (3179)
- Как увеличить продажи на маркетплейсах? (2928)
- Охотник за сокровищами в Рояль казино (800)
- Сколько россиян станут жертвами дипфейков в 2025 году? (2903)
- Почему геймблеры выбирают Слотозал казино (851)
- Охотники на Троллей в казино Вулкан 24 (803)
- Особенности слота Big Ghoulies в казино Gmslots Deluxe (803)