Реклама в обвале
Апрель 2009

В начале апреля сразу несколько исследовательских компаний опубликовали свои обновленные прогнозы по рынку рекламы России и мира. Результаты первых месяцев 2009 года показали, что рекламодатели не хотят тратить деньги на продвижение своих брендов, от чего страдают радиостанции, печатные СМИ и операторы наружной рекламы.
Один из самых пессимистичных прогнозов 14 апреля представила компания GroupM. По ее данным, в 2009 году затраты российских рекламодателей сократятся на 22 процента по сравнению с 2008 годом и составят 208 миллиардов рублей. Подсчеты GroupM основаны на собственных прогнозах компании и анализе последних событий на рынке.
В конце 2008 года в GroupM давали другой прогноз: по данным четырехмесячной давности, рекламный рынок в России должен был сократиться на 11 процентов до 244 миллиардов рублей. Этот прогноз был основан на данных по ситуации в Казахстане и Таиланде, куда кризис добрался быстрее, чем в Россию.
Данные GroupM в декабре вызвали недоумение других аналитиков. Их удивил не столько прогноз на 2009 год, сколько подсчеты за 2008 год. Так, по данным GroupM, расходы на медийную интернет-рекламу должны были вырасти за год всего на 10 процентов, хотя альтернативные подсчеты показывали, что за три квартала этот сегмент рынка увеличился на 55 процентов.
Новый прогноз GroupM эксперты сочли пессимистичным. "На фоне общей экономической неопределенности сейчас сложно и преждевременно четко прогнозировать развитие событий на рынке рекламы и медиа, который является отражением более фундаментальных процессов", - заявил "Ленте.Ру" управляющий директор группы Aegis Media Андрей Брайович.
За две недели до публикации обзора GroupM свою оценку рынка высказала международная медиа-коммуникационная сеть Carat. По ее данным, рекламный рынок в России в 2009 году сократится на 8,6 процента до 7,18 миллиарда долларов (240 миллиардов рублей по официальным курсам Центробанка на 16 апреля). Для сравнения, в мире данный показатель составит 5,8 процента.
Прогноз от Carat также нельзя назвать оптимистическим, особенно учитывая, что в предыдущие годы российский рынок рос гораздо быстрее, чем в среднем по миру.
По данным Carat, больше всех в мире пострадают рекламные рынки в Испании и США. В европейской стране обвал составит сразу 16,5 процента, а в США – 9,8 процента. Россия также оказалась в числе лидеров, причем восстановления рынка не стоит ждать даже в 2010 году, когда падение объемов рекламы в России составит полтора процента при росте общемирового показателя на 0,7 процента.
Рекорды прошлого года
По данным Ассоциации коммуникационных агентств России, в 2008 году отечественный рекламный рынок вырос на 18 процентов. Среди лидеров оказался сегмент новых медиа (реклама в помещениях, неэфирное ТВ, реклама в кинотеатрах), поднявшийся на 45 процентов. На 32 процента увеличился рынок медийной интернет-рекламы, а телевизионной – на 22 процента.
Еще один прогноз в начале апреля выпустила компания ZenithOptimedia, подразделение рекламного агентства Publicis. В ней полагают, что расходы на рекламу во всем мире сократятся на 6,9 процента до 453 миллиардов. Про Россию на этот раз не было сказано ничего, однако еще раньше ZenithOptimedia представила два прогноза по российскому рынку. Согласно оптимистичному сценарию, падение рекламных расходов составит 15 процентов, а согласно пессимистическому – 24 процента.
Таким образом, если собрать все прогнозы ведущих мировых компаний вместе, получится, что российский рекламный рынок ждет падение от 8,6 процента до 24 процентов. При этом обвал будет распределен неравномерно: интернет и телевидение оказались больше готовы к кризису, чем другие сегменты рынка.
По отраслям
О том, что сайтам и телеканалам легче бороться со спадом на рынке, стало известно еще в 2008 году. ТВ выигрывает у конкурентов за рекламу за счет своего уникального охвата аудитории, а интернет – за счет того, что предоставляет большой объем статистики по эффективности рекламных кампаний. Операторы наружной рекламы, печатные СМИ и радио такими преимуществами похвастаться не могут, поэтому именно их в 2009 году ожидает основной отток клиентов.
Данные за первый квартал 2009 года подтвердили данные последних месяцев 2008 года. "Можно говорить о том, что относительно наиболее стабильная ситуация наблюдается на ТВ и в интернет-сегменте, а пресса, радио и ООН демонстрируют падение", - отметил Андрей Брайович.
По данным ZenithOptimedia, рекламный рынок на телевидении в 2009 году сократится на пять процентов по оптимистическому сценарию и на 15 процентов по пессимистическому. В интернете же будет либо зафиксирован рост на 15 процентов, либо он окажется на уровне 2008 года.
Практически те же цифры приводит и GroupM: по подсчетам этой компании, на телевидении объем продаж рекламы сократится на 15 процентов, а в интернете объемы рекламы вырастут на 5-15 процентов.
Все остальные сегменты рекламного рынка покажут, согласно различным данным, резкое падение. Иными словами, в наружной рекламе, на радио и в печатных СМИ будет идти настоящая борьба за выживание. "По итогам первых двух месяцев мы уходили в минус процентов на 40 по сравнению с показателями января-февраля прошлого года", - заявил "Ленте.Ру" ведущий аналитик "ЭСПАР-Аналитик" Сергей Шумовский, компании, которая занимается исследованиями в сфере наружной рекламы.
По словам Шумовского, в целом по году спад составит приблизительно 22 процента. Но даже такой серьезный обвал рынка – еще "цветочки" по сравнению с прогнозом ZenithOptimedia. В этой компании считают, что при неблагоприятном развитии событий рынки печатных СМИ и радио сократятся на 40 процентов, а наружной рекламы – на 30 процентов.
Все прогнозы, данные весной 2009 года, имеют один важный недостаток. Если предположить, что именно в первом-втором квартале российская экономика достигла "дна", а к концу года начнет восстанавливаться, получится, что все предположения аналитиков сделаны в самый неблагоприятный момент. Это означает, что в реальности динамика рынка может оказаться лучше, чем предсказывают аналитики. Однако, с другой стороны, если "дно" еще не достигнуто, а цены на нефть неожиданно упадут, российские СМИ может ожидать еще более значительное падение рекламных доходов, чем предполагается сейчас.
/Александр Поливанов, Lenta.ru/
Рекламы, PR и Маркетинга вы можете ознакомиться
на страницах журнала "Практика Рекламы"



Май 2025 - ИсследованияАпрель 2025 - Исследования
- Где россияне чаще замечают рекламу? (791)
- Какие тренды наблюдаются в 2025 году при размещении рекламы в телеграм-каналах? (802)
- Как за 2024 год в России вырос интернет-трафик? (1578)
- Как россияне относятся к русификации брендов? (1288)
- Какие приложения устанавливают россияне на свои смартфоны? (1480)
- Какие приложения используют онлайн-пользователи для покупки товаров beauty-сегмента? (4658)
- Почему Facebook и Google теряют свои позиции? (1699)
- Какую рекламу видит покупатель? (2223)
- Как увеличить продажи на маркетплейсах? (1973)
- Сколько россиян станут жертвами дипфейков в 2025 году? (2042)
Март 2025 - Исследования
- Как покупают товары на маркетплейсах? (2351)
- Сколько в России зарабатывают на развлечениях? (2560)
- Сколько в 2025 уже потратили на баннерное продвижение на маркетплейсах? (6745)
- Сколько слушателей замечают радиорекламу? (2367)
- Промокод Talentsy и обучение Frontend разработке для удобного старта карьеры (983)
- Как продвигать свой продукт в регионах? (1915)
- Какие преимущества и недостатки есть у click-out-рекламы? (1871)
- Какие компьютерные игры попали в ТОП-3 у детей? (1897)
- Какими темпами растет рынок рекламы на маркетплейсах? (1756)
- Почему «Сбер» уменьшил объем рекламы на телевидении? (1531)
- Почему собственные торговые марки ретейлеров набирают популярность? (2042)
- Как влияет русификация названия товара на продажи? (1488)
- Как россияне узнают о киноновинках? (1789)
- Какой инструмент в рекламе сохранил свою эффективность и в 2024? (1977)
Февраль 2025 - Исследования
- Какие подарки на 23 Февраля и 8 Марта стали самыми популярными в 2025? (4235)
- Почему рекламный рынок в 2024 году не оправдал надежд экспертов? (1834)
- Крупнейшие апрельские выигрыши в слот-машинах компании IGT (31)
- Как избежать типичной ошибки начинающих предпринимателей? (1871)
- Как бренды влияют на эмоции и настроение? (1779)
- Как влияет реклама банков на россиян? (1840)
- Что думают в Wildberries & Russ о рынке ретейл-медиа? (2048)
- Как повлияет возвращение иностранных брендов на рекламный рынок России? (5135)
- Кто и как делает онлайн-покупки? (1969)
- Как изменился рекламный рынок в 2024 году? (2232)
- Как замедление работы YouTube сказалось на объеме рекламы? (2220)
- Как мы относимся к рекламе у блогеров? (2158)
- Сколько в России рекламных поверхностей? (2046)
- Что ждет геймблеров в Diamond Mines? (89)
- Для чего полезны маркетплейсы? (2291)
- Где предпочитают размещать рекламу российские бизнесмены? (2038)
- Как теряется доверие женщин к бренду? (1809)
- Как подготовиться к сдаче ЕГЭ по информатике (422)
- Сколько селлеров разочаровались в маркетплейсах? (1970)
- Как устроен вебкам-бизнес (271)
- Серебристый олень в 7k казино (80)
Январь 2025 - Исследования
- Каковы перспективы рекламы на Smart TV? (1964)
- Почему стало меньше пользователей соцсетей и зрителей телевидения? (1870)
- Какую сумму штрафов за нарушение рекламного законодательства заплатили в 2024? (3431)
- Двойная порция фруктов в Вулкан казино (116)
- Кто продвигает Samsung в России? (1792)
- Как выросли рекламные бюджеты букмекеров? (1694)
- Весовое оборудование для склада: руководство по выбору от экспертов отрасли | 2025 (647)
- Весовое оборудование для склада: руководство по выбору от экспертов отрасли | 2025 (438)
- Сколько стоит в России доменное имя? (1201)
- Ответственная игра в онлайн казино: как сохранить контроль (247)
- Как увеличились рекламные расходы банков в 2024? (725)
- Сколько потратили в 2024 на нативную рекламу в «VK Видео»? (1139)
- Официальный сайт Пинко казино — обзор функций и возможностей (177)
- Где встречаются с рекламой платежных систем любители спорта? (617)
- Доля промо в российской рознице опустилась ниже 40% (640)
- Самые популярные и комфортные размеры диванов (374)
- Как пополнить счет в Pinco casino с помощью криптовалюты: обзор (185)
- Как в России покупают продукты? (614)
Декабрь 2024 - Исследования
- Какие семьи показывают в рекламе? (690)
- Что обеспечивает процветание онлайн-казино Адмирал 777? (158)
- С чего начать обучение на военного психолога? (2417)
- Путешествие в Изумрудный город в Пин Ап казино (144)
- Кого в Таиланде пустят в казино? (195)
- Как изменился рейтинг 500 мировых брендов за 2024 год? (687)
- Какой результат принесла рекламная активность брендов на Новый год? (3665)
- Какие соцсети в США выиграли от запрета TikTok? (652)
- Сколько в 2024 на маркетплейсах было потрачено на баннерную рекламу? (627)
- Как Caesars Entertainment разделит свой бизнес? (175)
- Слоты о спорте в онлайн-казино Vulcan Deluxe (159)
- Сколько тратят на рекламу в Телеграме в категории Образование? (658)
- Королева Зима в онлайн-казино Максбет (190)
- Особенности игры в казино Вулкан онлайн (160)
- Какая соцсеть стала заменой YouTube россиянам? (592)
- Мечты об отпуске в Адмирал казино (160)
- Какие глобальные тренды ждут рекламный рынок в 2025-2027 годах? (1165)
- Сколько заработали казино и букмекерские конторы США в 2024? (154)
- Booming Games анонсировал выход нового видеослота (192)
- Онлайн-рулетка с эффектом полного погружения (186)
- От каких слов следует отказаться на переговорах? (568)
- Как выбрать своего фаворита при ставках на гонки MotoGP в БК Pin-Up? (351)
- Что есть в слоте Ancient Island Megaways? (208)
- Что приготовил Boomin Games ко дню святого Валентина? (256)
- Что будет с рекламным рынком в 2025? (975)
- Что предлагает новая рулетка Фортуны? (232)
- Какие особенности у новогодней рекламы в «Телеграме»? (806)
- Приключения для спелеологов в онлайн казино Starda (244)
- Сколько мобильных таргетированных кампаний запустили рекламодатели в 2024? (6566)
- Почему iPhone теряет популярность? (748)
- Обзор лучших игр в Пинко: примеры слотов, виды рулетки и покера (364)
- Как получить в 500 тысяч раз больше своей ставки? (263)
- Что тормозит развитие бизнеса продавцов маркетплейсов? (709)
- Какие тренды у российского рынка больших данных? (797)
- Где в Таиланде построят курорты-казино? (227)
- Чем новый видеослот Fury Dragon - Hold & Win порадует наших геймблеров? (236)
- Что ждет рынок ретейл-медиа в 2025? (758)
- Как анализировать футбольные матчи перед ставкой для повышения шансов? (374)
- Что нужно знать новичку, чтобы начать делать ставки в БК Pin Up? (289)
- Какие киберугрозы стали главными для бизнеса в 2024? (632)
- Обзвон клиентов по базе: востребованная услуга колл-центра (399)
- Плюсы и минусы Neon Win казино (291)
- Почему российские геймблеры выбирают онлайн казино Lev KZ? (270)
- Насколько выросла в 2024 аудитория российских видеосервисов? (748)
- Какая интернет-реклама лучше продает автомобили? (696)
- Плюсы и минусы онлайн-казино Болливуд (263)
- Казино Kangwon Land готовится к масштабной экспансии (233)
- Как зарабатывают на видео российские контент-мейкеры? (667)
- Почему букмекерская контора Pin-Up - лучший выбор для беттеров? (342)
- Чем готовы пожертвовать крупные телеграм-каналы? (623)
- Что делает ставки на шахматы хорошей причиной скачать приложение БК Пин Ап? (373)
- Сколько стоит регистрация товарного знака в 2024 году? (469)
- Когда у Rivers Casino Portsmouth появится собственный отель? (264)