Улететь от прошлого
Апрель 2006

Перевозчики меняют названия и раскраску самолетов для того, чтобы отойти от ассоциаций со своим советским или региональным прошлым. Мало кому из них удается в ходе этой операции добиться ощутимого маркетингового эффекта, поэтому эксперты рынка считают затраты авиакомпаний на ребрэндинг-рестайлинг потерянными деньгами.
В 1990-е годы на базе единого советского авиаперевозчика- "Аэрофлота"- появилось множество безликих авиакомпаний. Развиваясь, перевозчики вынуждены были меняться и формировать новый, узнаваемый имидж. Однако профессионалы невысоко оценивают эффективность этих, как правило, дорогостоящих кампаний. Так, управляющий партнер "Trout & Partners Россия" Алексей Сухенко считает, что большей частью ребрэндинг российских авиакомпаний сводится к рисованию картинок и продвижению невразумительных идей, и в результате огромные средства выбрасываются на ветер.
"Искренне ваш"
Первым о ребрэндинге объявил "Аэрофлот" в 2001 году.
Однако ни от названия, ни от символики национальный перевозчик решил не отказываться. В итоге был лишь слегка подкорректирован логотип, появился новый слоган "Искренне ваш" и изменилась раскраска самолетов. Рестайлингом "Аэрофлота" занималось рекламное агентство FCB MA (входит в группу Media Arts). По словам президента Media Arts Ильи Слуцкого, главной проблемой было то, что пассажиры воспринимали "Аэрофлот" как компанию с низким уровнем обслуживания.
Помимо серьезных управленческих изменений, осуществлявшихся параллельно с ребрэндингом, закупались новые и совершенствовались существующие суда, улучшалось качество интерьера. По мнению Слуцкого, исследования относительно восприятия пассажирами качества обслуживания "уверенно показывали положительные изменения". По утверждению FCB MA, с сентября 2004 по январь 2005 года показатель "спонтанное знание марки "Аэрофлот"" (процент опрошенных, первыми назвавших эту авиакомпанию) вырос с 59% до 61%.
Глава Mildberry Олег Бериев уверен, что "Аэрофлот" стал чуть более "продвинутым" и цивилизованным. "Остаются вопросы к уровню сервиса, но компания изменилась",- говорит он. Однако, по словам эксперта, если в дальнейшем не будут происходить реальные изменения, все это окажется неэффективным.
С ними полемизирует Алексей Сухенко. Он находит недостатки и в самой кампании, а самое главное, отмечает, что несмотря на новый внешний вид, компании не удалось выбраться из занимаемой ею рыночной ниши - не самой привлекательной. "У "Аэрофлота" был ролик, в котором фигурирует автомобиль "Волга", попытка вызывать ностальгию по советским временам. Но вразумительного обращения при этом не было. Неслучайно "Аэрофлоту" и теперь приходится предлагать более низкие цены на билеты",- считает Сухенко.
Вслед за "Аэрофлотом"
Позже ребрэндинг провела авиакомпания "Тюменьавиатранс", в 2002 году изменившая название на UTair. "Когда UTAir шагнула за пределы Тюмени и стала летать, например, в Сочи, название необходимо было поменять",- считает Илья Слуцкий. Однако видимые изменения на этом и закончились.
В 2005 году ребрэндингом занялась "Калининградавиа".
По словам представителя компании Анастасии Вольновой, главной причиной стал выход авиакомпании на международный рынок. Компания полностью обновила парк, отказавшись от отечественных самолетов и заменив их на шесть Boeing-737. "Вся окраска самолетов и вся кампания по ребрэндингу разрабатывались под эти самолеты",- говорит Вольнова. По ее словам, помимо смены названия на "КД авиа" и замены флота компания улучшает качество обслуживания пассажиров в полете. Однако в "КД авиа" признают, что ни о каких результатах речи пока не идет: роста пассажиропотока не наблюдается.
Авиакомпания "Сибирь" для создания нового брэнда обратилась в консалтинговую компанию Landor, ранее работавшую с авиакомпаниями BMI, Australian Airlines и Gulf Air. Как и в случае с UTair, ребрэндинг задумывался, чтобы уйти от региональной привязки: несмотря на разветвленную маршрутную сеть, не все воспринимали авиакомпанию как федеральную. "Хотелось найти более нейтральное название с замахом на федеральный уровень",- говорит пресс-секретарь компании Илья Новохатский. В итоге остановились на S7 (S7 - международный код авиакомпании). Изменения коснулись корпоративных цветов: в ярко-зеленое были раскрашенысамолеты, салоны, офисы продаж, а также бланки авиабилетов. Отечественную технику в S7 оставляют в прежней цветовой гамме. "Мы понимаем, что она недостаточно хороша, и не хотим создавать завышенных ожиданий",- говорит Новохатский.
О результатах ребрэндинга, как утверждают в "Сибири", говорить пока рано. По словам Ильи Новохатского, сейчас идут масштабные исследования по итогам проведенной работы, результаты которых будут известны в ближайшем будущем.
Однако некоторые цифры уже известны. По данным FCB MA, спонтанное знание марки S7 с сентября 2004 по январь 2005 года выросло на 3% - с 12% до 15%. По данным TNC Gallup Media, знание брэнда с 2003 по 2005 год увеличилось с 16,8% до 21,1%.
Алексей Сухенко считает, что новое название "Сибири" выбрано неудачно. "Подобные имена, как правило, выбирают небольшие авиакомпании: все будут называть эту компанию по-прежнему "Сибирью". Это не позволит уйти от региональной привязки",- говорит он.
"Косметика" вместо ребрэндинга
По мнению аналитиков, зачастую под громким названием ребрэндинг авиакомпании проводят лишь "косметические" изменения. По словам Ильи Слуцкого, компании хотят измениться в глазах потребителей, но это требует больших усилий, и тогда "рождается соблазн решить проблему на уровне "косметики"".
По мнению Олега Бериева, неудачи российских авиакомпаний связаны с тем, что представители российского бизнеса настроены на быстрый результат. "Мы когда-то начинали проект по ребрэндингу для одной компании, и этот проект ничем позитивным не закончился. Основная причина была в том, что авиакомпания не была готова к серьезным изменениям и долгосрочной работе",- говорит он.
Нередко компании пытаются сэкономить деньги. Ребрэндинг - процесс дорогостоящий (затраты "Сибири", например, составили несколько миллионов долларов). В ряде случаев вопросами ребрэндинга авиакомпаний начинали заниматься крупные брэндинговые агентства, а продолжали свои специалисты. Кроме того, считают эксперты, ребрэндинг может обеспечить лишь кратковременный всплеск интереса потребителя, но отношение не изменит. Это лишь составная часть бизнес-стратегии, которая не работает сама по себе. /Анна Бажина, "Бизнес"/
Рекламы, PR и Маркетинга вы можете ознакомиться
на страницах журнала "Практика Рекламы"

Октябрь 2025 - ИсследованияСентябрь 2025 - Исследования
- Как определить видеоконтент, сгенерированный нейросетью? (499)
- Как нейросети влияют на интернет-рекламу? (971)
- Сколько денег в 2026 потратят на рекламу в «Телеграме»? (903)
- Сколько средств в наших компаниях тратится на Customer Data Platform? (3537)
- За что полюбили «Телеграм» продуктовые ретейлеры? (1173)
- Кто самый заметный в e-commerce? (1097)
- По данным исследований рынка, доля регулярных клиентов среди всех заказчиков клининговых услуг в Краснодар выросла на 25-30% за последний год. Особенно активно этот тренд развивается в крупных городах, где высокий темп жизни и дефицит времени (56)
- Что такое липучесть бренда? (1250)
- Как распределяются доходы российского медийного рынка? (1212)
- Презентационный ролик для бизнеса: примеры применения и реальные выгоды (125)
- Какие перспективы у блогеров в возрасте? (1163)
- Купить готовый бизнес в Москве: ЧОП, СРО и не только - как не прогадать? (223)
- Сколько блогеров продолжают размещать рекламу в Instagram? (1455)
Август 2025 - Исследования
- Почему резко выросло число платных подписок в «Телеграме»? (1651)
- Как россияне ищут в Интернете товары? (1349)
- Новостройки Москвы: квартиры по ценам от застройщика (256)
- Почему стремительно растет Retail Media? (1708)
- Как при помощи рекламы создать лояльного покупателя? (1704)
- Насколько оправдываются прогнозы динамики рекламного рынка? (1472)
- Насколько мы доверяем рекламе? (1447)
- Как меняются объемы рекламы в соцсетях? (1340)
- Как рекламодателю выбрать эффективного инфлюенсера? (2302)
- Что делать после покупки квартиры на вторичном рынке (1042)
- Как выбрать яхту новичку в 2025: Полное руководство от покупки до первого плавания (1803)
- Как купить квартиру на вторичном рынке без посредников (763)
- Кто, почему и как покупает одежду в онлайн-магазинах? (1976)
- Что ждет российский рынок ТВ-рекламы? (1928)
- Почему девушки выбирают The Flex - спортзал в Москве (690)
Июль 2025 - Исследования
- Каковы перспективы TikTok как рекламной площадки? (1980)
- Как питаются российские школьники? (1726)
- Как люди относятся к рекламе в кинотеатрах? (1766)
- Насколько популярны чат-боты с искусственным интеллектом? (1902)
- Каков в России индекс доверия рекламе? (2025)
- Сколько покупателей верят в честность скидок? (2060)
- Банкротство: отзывы физических лиц прошедших процедуру (922)
- Можно ли стать профессионалом в индустрии азарта? (68)
- Где узнать стоимость Toncoin? (189)
- Какая реклама лучше работает в «Телеграм»? (2124)
- Насколько россияне привыкли к интернет-рекламе? (2571)
- Как россияне делают онлайн-покупки? (2623)
- Как лотереи в России преумножают свою популярность (151)
- BGaming - лучший разработчик слотов года по версии SBC Awards 2025 (418)
- Как бренду быстро повысить лояльность клиентов? (2820)
Июнь 2025 - Исследования
- Кто такой селлер маркетплейса? (2972)
- Как мини-игры влияют на покупки россиян? (2887)
- Как выбрать Amazfit - подробное руководство по умным часам (1451)
- Как онлайн-магазину не разориться на продаже одежды и обуви? (2882)
- На кого влияет таргетированная реклама? (2885)
- Что ценят россияне в рекламе от искусственного интеллекта? (2682)
- Удача Тигра в клубе Вулкан (179)
- Сколько россиян будут доверять СМИ с искусственным интеллектом? (2902)
- Как рассчитать формулу внимания потребителя? (2426)
- Сколько потратили бренды на продвижение в спортивном контенте? (2856)
- Как потребители воспринимают ИИ-рекламу? (2804)
- Обучение на клинического психолога и повышение квалификации по арт-терапии (1236)
- Клуб Вулкан предлагает поиски Древних Сокровищ (431)
- Преимущества франчайзи: почему выгодно открывать бар по франшизе (1650)
- Le Bandit в Вулкан онлайн казино (722)
- Как меняется поведение молодежи в Интернете? (3208)
- Как молодежь тратит свое свободное время? (3067)
Май 2025 - Исследования
- Какие тренды рынка онлайн-классифайдов отслеживались в 2024? (3524)
- Какая онлайн-реклама плохо работает? (3496)
- Как изменились ТОП-20 рекламодателей на ТВ (3364)
- Почему ужесточается контроль над маркетинговыми бюджетами? (2579)
- Как ВТБ попал в ТОП-3 рейтинга рекламодателей на ТВ? (2547)
- Как научиться играть в покер (1266)
- Сколько рекламы на майские праздники было у блогеров? (3124)
- Сколько тратят рекламодатели на рекламу на онлайн-платформах? (3004)
- Какие есть сценарии развития рекламного рынка в 2025? (3111)
- Как наблюдательность помогла McDonalds? (2780)
- Где россияне чаще замечают рекламу? (3239)
- Какие тренды наблюдаются в 2025 году при размещении рекламы в телеграм-каналах? (5168)
- Как за 2024 год в России вырос интернет-трафик? (3411)
- Как россияне относятся к русификации брендов? (2716)
- Где остановиться в Москве недорого - обзор бюджетных отелей (1306)
- Какие приложения устанавливают россияне на свои смартфоны? (2607)
- Какие приложения используют онлайн-пользователи для покупки товаров beauty-сегмента? (8254)
- Почему Facebook и Google теряют свои позиции? (2603)
- Пиратская карта в онлайн казино ПинАп (809)
- Какую рекламу видит покупатель? (3264)
- Как увеличить продажи на маркетплейсах? (3033)
- Охотник за сокровищами в Рояль казино (892)
- Сколько россиян станут жертвами дипфейков в 2025 году? (2994)
- Почему геймблеры выбирают Слотозал казино (961)
- Охотники на Троллей в казино Вулкан 24 (914)
- Особенности слота Big Ghoulies в казино Gmslots Deluxe (865)


