Голосуют – сердцем
Январь 2006

По данным психофизиологов, во время голосования у избирателей полностью отключаются мыслительные процессы в мозгу. А от выбора они испытывают кайф, сравнимый только с принятием "дозы" наркоманами. По данным российских коллег, нечто похожее происходит и с футбольными фанатами, пишет "Газета.RU".
Американские психофизиологи доказали, что при формировании политических предпочтений у избирателей взывать к голосу разума заведомо бессмысленно. Факты только мешают избирателю принять решение.
В 2001 году в Калифорнийском университете обследовали 71 пациента с фронтотемпоральной деменцией – поражением передних отделов головного мозга. Ученые выяснили, что личность, убеждения и вкусы человека напрямую зависят от работы лобных долей. Причем при повреждении левого полушария мозга меняется речь человека, а правого – поведение.
В среду Университет Эмори (США) обнародовал итоги исследования, которое начал еще во время предвыборной кампании в США в 2004 году (подробный отчет обнародуют 28 января на ежегодной конференции Общества психологии личности и социальной психологии). Убежденным сторонникам демократов и республиканцев раздавали три набора из шести взаимоисключающих утверждений, принадлежащих Джорджу Бушу, Джону Керри и какой-либо нейтральной фигуре вроде актера Тома Хэнкса. Затем участникам исследования предлагали оценить степень расхождения между декларациями о намерениях и конкретными шагами, предпринятыми политиком. Во время решения этой задачи испытуемые подвергались воздействию магнитно-резонансного томографа, чтобы выяснить, какие отделы мозга у них активизируются.
Избиратели продемонстрировали абсолютную предубежденность: они отрицали очевидные противоречия в речах собственного кандидата, не испытывая никаких трудностей с анализом высказываний его противника. Исследователей особенно поразило отсутствие любых признаков изменения активности лобных долей – отдела мозга, который в первую очередь отвечает за мыслительные процессы и сознательные усилия подавить эмоции.
Зато волны активности проходили по участкам коры, ответственным за эмоциональное восприятие. Особенно в конфликтных и неприятных ситуациях, связанных с моральной ответственностью, когда избиратели рассуждали о бросающихся в глаза промахах "своего" кандидата.
Сделанный учеными вывод гласит: принятие решения о поддержке того или иного кандидата в корне отличается от обычных мыслительных процессов. Причем когда участники исследования приходили к желаемым выводам, центр удовольствий в их мозге резко активизировался – совершенно так же, как у наркомана после очередной дозы наркотика.
В 2000 году лаборатория неврологии университета в Висконсине обнаружила, что левая сторона префронтальной коры мозга работает как центр контроля свободно выражаемых положительных эмоций. Соответствующая же правая сторона префронтальной коры связана с запретом на что-либо, утратой и большим количеством отрицательных эмоций. Кроме того, выяснилось, что люди с повышенной активностью префронтальной коры слева более счастливы по натуре и чаще пребывают в хорошем расположении духа.
Фактически, ученым удалось обнаружить механизмы, позволяющие игнорировать человеческому мозгу неприятную для него информацию. И установить роль, которую играют эмоции в принятии различных решений. Понятно также становится, как люди могут, слыша одну и ту же информацию, делать на ее основе противоположные умозаключения.
Предположительное открытие прокомментировала "Газете.Ru" кандидат психологических наук, заведующий лабораторией социальной психологии ВНИИФК Ольга Тиунова: "Подтверждение (правда, пока не окончательное) этой закономерности получено при изучении психофизиологической активности различных участков мозга у болельщиков нескольких команд высшей футбольной лиги Великобритании. Оказалось, что болельщиком становятся не в силу логических умопостроений, а чисто эмоционально – так же, как избиратели в этом исследовании выбирают себе вождя. В целом сейчас обсуждается вопрос, что фанатство (как и процесс голосования) может иметь психофизиологические механизмы". /Ольга Португалова/
Рекламы, PR и Маркетинга вы можете ознакомиться
на страницах журнала "Практика Рекламы"

Декабрь 2025 - ИсследованияНоябрь 2025 - ИсследованияОктябрь 2025 - Исследования
- Как студенты используют искусственный интеллект? (787)
- Как московские застройщики борются со спадом продаж? (792)
- Какие перспективы у нейросетей в России? (860)
- Сколько в Instagram осталось рекламы российских компаний? (1006)
- Как блогерам не потерять своих читателей? (1164)
- Сколько россиян используют нейросети для поиска в интернете? (1357)
- Как привлечь внимание поколения Z? (1384)
- Сколько в 2025 VK заработал на рекламе? (1484)
- Как при помощи футбола увеличить узнаваемость бренда? (1363)
- Сколько рекламных агентств зарабатывают на искусственном интеллекте? (4688)
- Гид по упаковочным материалам: как создать эффективную систему на складе (198)
- Сколько зрителей доверяют ТВ-рекламе? (1228)
- Турникеты: виды, принцип работы и выбор для бизнеса. Полный гид (212)
- Как меняется доля интерактивной рекламы в маркетинговых бюджетах? (1384)
- Репутация сантехника в интернете: как негативные отзывы влияют на клиентов и медийный охват (229)
Сентябрь 2025 - Исследования
- Как определить видеоконтент, сгенерированный нейросетью? (1690)
- Как нейросети влияют на интернет-рекламу? (1413)
- Сколько денег в 2026 потратят на рекламу в «Телеграме»? (1327)
- Недорогие квартиры в Москве на вторичном рынке (421)
- Образование без границ: преимущества частной школы с британскими традициями (306)
- Сколько средств в наших компаниях тратится на Customer Data Platform? (3955)
- За что полюбили «Телеграм» продуктовые ретейлеры? (1521)
- Кто самый заметный в e-commerce? (1406)
- По данным исследований рынка, доля регулярных клиентов среди всех заказчиков клининговых услуг в Краснодар выросла на 25-30% за последний год. Особенно активно этот тренд развивается в крупных городах, где высокий темп жизни и дефицит времени (537)
- Что такое липучесть бренда? (1544)
- Как распределяются доходы российского медийного рынка? (1545)
- Презентационный ролик для бизнеса: примеры применения и реальные выгоды (577)
- Какие перспективы у блогеров в возрасте? (1445)
- Купить готовый бизнес в Москве: ЧОП, СРО и не только - как не прогадать? (500)
- Сколько блогеров продолжают размещать рекламу в Instagram? (1733)
Август 2025 - Исследования
- Почему резко выросло число платных подписок в «Телеграме»? (1981)
- Как россияне ищут в Интернете товары? (1592)
- Новостройки Москвы: квартиры по ценам от застройщика (543)
- Почему стремительно растет Retail Media? (1962)
- Как при помощи рекламы создать лояльного покупателя? (1971)
- Насколько оправдываются прогнозы динамики рекламного рынка? (1639)
- Насколько мы доверяем рекламе? (1681)
- Как меняются объемы рекламы в соцсетях? (1500)
- В Объединенных Арабских Эмиратах состоялся первый розыгрыш национальной лотереи (100)
- Как рекламодателю выбрать эффективного инфлюенсера? (2526)
- Что делать после покупки квартиры на вторичном рынке (1223)
- Как выбрать яхту новичку в 2025: Полное руководство от покупки до первого плавания (2053)
- Ультра-свежесть в 7к казино (57)
- Как купить квартиру на вторичном рынке без посредников (918)
- Кто, почему и как покупает одежду в онлайн-магазинах? (2166)
- Что ждет российский рынок ТВ-рекламы? (2097)
- Почему девушки выбирают The Flex - спортзал в Москве (971)
Июль 2025 - Исследования
- Каковы перспективы TikTok как рекламной площадки? (2117)
- Как питаются российские школьники? (1872)
- Как люди относятся к рекламе в кинотеатрах? (1892)
- Как в казино Вулкан играть в Сокровища форели (164)
- Австралиец выиграл многомиллионный джекпот в лотерее Oz Lotto (124)
- Насколько популярны чат-боты с искусственным интеллектом? (2045)
- Каков в России индекс доверия рекламе? (2192)
- Сколько покупателей верят в честность скидок? (2177)
- Банкротство: отзывы физических лиц прошедших процедуру (1050)
- Можно ли стать профессионалом в индустрии азарта? (302)
- Где узнать стоимость Toncoin? (397)
- Какая реклама лучше работает в «Телеграм»? (2230)
- Насколько россияне привыкли к интернет-рекламе? (2737)
- Как россияне делают онлайн-покупки? (2780)
- Как лотереи в России преумножают свою популярность (280)
- BGaming - лучший разработчик слотов года по версии SBC Awards 2025 (703)
- Как бренду быстро повысить лояльность клиентов? (2940)
- Кто такой селлер маркетплейса? (3042)
- Как мини-игры влияют на покупки россиян? (2996)
- Как выбрать Amazfit - подробное руководство по умным часам (1536)
- Как онлайн-магазину не разориться на продаже одежды и обуви? (2968)
- На кого влияет таргетированная реклама? (3046)
- Что ценят россияне в рекламе от искусственного интеллекта? (2835)
- Удача Тигра в клубе Вулкан (311)
- Сколько россиян будут доверять СМИ с искусственным интеллектом? (2997)
- Как рассчитать формулу внимания потребителя? (2583)
- Сколько потратили бренды на продвижение в спортивном контенте? (2935)
- Как потребители воспринимают ИИ-рекламу? (2978)
- Обучение на клинического психолога и повышение квалификации по арт-терапии (1387)
- Клуб Вулкан предлагает поиски Древних Сокровищ (583)
- Преимущества франчайзи: почему выгодно открывать бар по франшизе (1754)
- Le Bandit в Вулкан онлайн казино (875)
- Как меняется поведение молодежи в Интернете? (3291)
- Как молодежь тратит свое свободное время? (3162)


