Круговорот в Public Relations
Март 2018

Распространение заведомо ложной информации, выгодной заказчику, является популярным инструментом конкурентной борьбы. В случае, когда участники рынка исчерпывают способы честной конкуренции, они прибегают к черному PR.
Но случается так, что абсолютная ложь наоборот срабатывает эффективно и приносит не вред, а пользу именно объекту PR-воздействия. Мы поделимся с Вами своей реальной историей борьбы с обманом и недобросовестными методами конкурентов.
Нечестные конкуренты
Один из участников рынка теплоизоляционных материалов разместил в сети вирусный ролик, направленный против производителя теплоизоляции ПЕНОПЛЭКС. В видео снялся профессиональный актер кино, сериалов и рекламы. Ролик был снят рекламным агентством, специально нанятым заказчиком для производства черного PR. По заранее написанному и согласованному сценарию были проведены обманные тесты с материалом ПЕНОПЛЭКС и выдвинуты лже-утверждения.
Компания ПЕНОПЛЭКС нашла и связалась с приглашенным для ролика черного PR актером, который впоследствии принял участие в ролике-опровержении. В нем открывается обман, рассказывается о том, как проводились съемки и фальсифицировались опыты.
Опровержение дезинформации
В вирусном ролике была снята бутафорная фальшь-стена, которую кинохудожники прикрепили к стене готового дома и имитировали при этом сползание штукатурки, произошедшей как будто по вине ПЕНОПЛЭКС. Вследствие чего была создана видимость проведения исследований над материалом ПЕНОПЛЭКС.
- Долговечность. Инсценировалось проведение температурного теста, имитирующее смену сезона. Теплоизоляционную плиту ПЕНОПЛЭКС попеременно помещали в духовой шкаф и морозильную камеру. В действительности все приборы не работали: не грели и не морозили. Согласно НИИ Стройфизики срок эксплуатации теплоизоляции ПЕНОПЛЭКС составляет не менее 50 лет. Во время испытаний было проведено 90 циклов исследований с 16-часовой выдержкой в воде и чередованием температур от -40 С до +40 С. Высокая прочность ПЕНОПЛЭКС не уменьшилась, форма образцов не изменилась.
- Стабильность формы и свойств. Кроме того, постановщики обманного ролика поколдовали над ПЕНОПЛЭКС с помощью наждачной шкурки, чтобы он начал крошиться при малейшем прикосновении. Однако, при разрезании теплоизоляционных плит ПЕНОПЛЭКС строительным ножом они не осыпаются и не крошатся. Экологичные плиты изготовлены из безопасного сырья, при монтаже не требуются никакие средства индивидуальной защиты.
- Водопоглощение. Были проведены обманные исследования, имитирующие конденсат и осадки. Чтобы проверить влагостойкость кусок плиты актер взвешивал и опускал в бассейн. Цифры, озвученные на так называемом взвешивании, взяты с потолка и не соответствуют действительности. Для этого теста были использованы два разных образца плиты ПЕНОПЛЭКС. Такие испытания проводятся 28 суток, а ПЕНОПЛЭКС в действительности имеет нулевое водопоглощение и не впитывает влагу. Это подтверждено результатами официальных испытаний, которые находятся в открытом доступе на сайте www.penoplex.ru.
- Биостойкость. Часть псевдоиспытаний проходило в лаборатории, которая на самом деле была детским аттракционом под названием "Лаборатория биохакинга" в здании Политехнического музея на ВДНХ. Здесь якобы проводился эксперимент на биостойкость - кусок ПЕНОПЛЭКС помещали в коробку с мышами. Чтобы мыши начали грызть ПЕНОПЛЭКС реквизиторы мазали его чем-то вкусным. Заявление, что грызуны не соответвует действительности. Официальное заключение доктора биологических наук ФБГОУ ВО "Тверского государственного университета" говорит, что данный материал ПЕНОПЛЭКС не может быть пищей для насекомых или грызунов, в нем отсутствуют питательные вещества. Исследователями Власовым Д.Ю. и Старцевым С.А. были проведены всесторонние испытания ПЕНОПЛЭКС на биостойкость. Ряд тестов показал, что ПЕНОПЛЭКС является химически и физически нейтральным. Он не впитывает влагу и обладает биостойкостью в условиях воздушной и водной сред, потому что не подвергается воздействию микроорганизмов.
Единственно верная информация в вирусном ролике - это демонстрация сжатия плиты ПЕНОПЛЭКС и подтверждение факта, что ПЕНОПЛЭКС - это действительно высокопрочный материал. Найдя горе - агентство и сняв опровержение с чистосердечным признанием актера, мы привлекли к данным нечистоплотным методам работы на рынке большой общественный резонанс, что вылилось в хороший прирост продаж.
Хайпануть за чужой счет
Сила бренда ПЕНОПЛЭКС настолько не дает покоя конкурентам, что в прошлом году появились новые формы дискредитации: будто плиты ПЕНОПЛЭКС поедают муравьи. Кампания была тщательно спланирована и запущена перед самым началом строительного сезона. На развлекательном портале Pikabu через подставное лицо был размещен вирусный ролик "ПЕНОПЛЭКС и муравьи".
Данный ролик и появившийся ответный ролик-опровержение, раскрывающий обман, спровоцировали резкий всплеск активности пользователей. Сотни тысяч просмотров в сети дали мощный рост трафика в данный период, что самым положительным образом повлияло на увеличение продаж. Потребитель (а конкуренты точно "заточили" массовые рассылки в сетях и мессенджерах на целевую группу потребителей строительных материалов) не поверил фейковому ролику, но продукт получил мощную поддержку своей реальной экологичности.
Ролик про ПЕНОПЛЭКС, который изготавливается из безопасного сырья, используемого для производства игрушек и одноразовой посуды, не получил такого отклика, как видео с муравьями. Конкуренты, затратив серьезные средства на создание и продвижение вирусного ролика сами того не ожидая стали работать на отдел маркетинга ООО "Пеноплэкс СПб". Они хотели уничтожить известную марку, но "минута славы" оказалась "золотым тельцом" для бренда ПЕНОПЛЭКС.
В интернете свои закономерности развития, понимая эти тренды, можно хайпануть за деньги конкурентов.
Рекламы, PR и Маркетинга вы можете ознакомиться
на страницах журнала "Практика Рекламы"








Август 2025 - ИсследованияИюль 2025 - Исследования
- Какая реклама лучше работает в «Телеграм»? (273)
- Насколько россияне привыкли к интернет-рекламе? (790)
- Как россияне делают онлайн-покупки? (973)
- Как бренду быстро повысить лояльность клиентов? (1760)
Июнь 2025 - Исследования
- Кто такой селлер маркетплейса? (2067)
- Как мини-игры влияют на покупки россиян? (1948)
- Как выбрать Amazfit - подробное руководство по умным часам (497)
- Как онлайн-магазину не разориться на продаже одежды и обуви? (2041)
- На кого влияет таргетированная реклама? (2017)
- Что ценят россияне в рекламе от искусственного интеллекта? (1800)
- Сколько россиян будут доверять СМИ с искусственным интеллектом? (1996)
- Как рассчитать формулу внимания потребителя? (1527)
- Сколько потратили бренды на продвижение в спортивном контенте? (2006)
- Как потребители воспринимают ИИ-рекламу? (1951)
- Обучение на клинического психолога и повышение квалификации по арт-терапии (426)
- Преимущества франчайзи: почему выгодно открывать бар по франшизе (711)
- Как меняется поведение молодежи в Интернете? (2388)
- Как молодежь тратит свое свободное время? (2290)
Май 2025 - Исследования
- Какие тренды рынка онлайн-классифайдов отслеживались в 2024? (2652)
- Какая онлайн-реклама плохо работает? (2629)
- Как изменились ТОП-20 рекламодателей на ТВ (2496)
- Почему ужесточается контроль над маркетинговыми бюджетами? (1746)
- Как ВТБ попал в ТОП-3 рейтинга рекламодателей на ТВ? (1718)
- Как научиться играть в покер (37)
- Сколько рекламы на майские праздники было у блогеров? (2331)
- Сколько тратят рекламодатели на рекламу на онлайн-платформах? (2264)
- Какие есть сценарии развития рекламного рынка в 2025? (2318)
- Как наблюдательность помогла McDonalds? (2069)
Апрель 2025 - Исследования
- Где россияне чаще замечают рекламу? (2522)
- Какие тренды наблюдаются в 2025 году при размещении рекламы в телеграм-каналах? (4327)
- Как за 2024 год в России вырос интернет-трафик? (2660)
- Как россияне относятся к русификации брендов? (1967)
- Где остановиться в Москве недорого - обзор бюджетных отелей (616)
- Какие приложения устанавливают россияне на свои смартфоны? (1935)
- Какие приложения используют онлайн-пользователи для покупки товаров beauty-сегмента? (6933)
- Почему Facebook и Google теряют свои позиции? (1945)
- Пиратская карта в онлайн казино ПинАп (121)
- Какую рекламу видит покупатель? (2535)
- Как увеличить продажи на маркетплейсах? (2291)
- Охотник за сокровищами в Рояль казино (122)
- Сколько россиян станут жертвами дипфейков в 2025 году? (2341)
- Почему геймблеры выбирают Слотозал казино (185)
- Охотники на Троллей в казино Вулкан 24 (158)
- Особенности слота Big Ghoulies в казино Gmslots Deluxe (166)
Март 2025 - Исследования
- Как покупают товары на маркетплейсах? (2638)
- Игровые аппараты в онлайн казино Vulkan 24 (174)
- Сколько в России зарабатывают на развлечениях? (2839)
- Иллюзионист в онлайн-казино Гаминатор Делюкс (154)
- Сколько в 2025 уже потратили на баннерное продвижение на маркетплейсах? (7006)
- Сколько слушателей замечают радиорекламу? (2620)
- Какие возможности предоставляет геймблерам официальный сайт Martin casino (165)
- Промокод Talentsy и обучение Frontend разработке для удобного старта карьеры (1267)
- Как продвигать свой продукт в регионах? (2143)
- Скоро на Бали станет больше развлечений (156)
- Какие преимущества и недостатки есть у click-out-рекламы? (2117)
- Почему стоит казино Вулкан скачать на свой смартфон (178)
- Какие компьютерные игры попали в ТОП-3 у детей? (2088)
- Сказочные приключения со сказочными выигрышами в Он Икс казино (172)
- Какими темпами растет рынок рекламы на маркетплейсах? (1905)
- Почему «Сбер» уменьшил объем рекламы на телевидении? (1737)
- Почему собственные торговые марки ретейлеров набирают популярность? (2218)
- Как влияет русификация названия товара на продажи? (1691)
- Сможет ли остров Невис стать конкурентом Кюрасао? (200)
- Стрит-флеш в покере Pai Gow (204)
- Какие перспективы у индустрии онлайн-казино в США? (197)
- В Японии увеличится количество курортов-казино (206)
- Как россияне узнают о киноновинках? (1988)
- Сколько можно выиграть в Wheel of Fortune? (379)
- Какой инструмент в рекламе сохранил свою эффективность и в 2024? (2163)
- Какие подарки на 23 Февраля и 8 Марта стали самыми популярными в 2025? (8784)
- Почему рекламный рынок в 2024 году не оправдал надежд экспертов? (2056)
- Крупнейшие апрельские выигрыши в слот-машинах компании IGT (245)
- Как избежать типичной ошибки начинающих предпринимателей? (2048)
- Как бренды влияют на эмоции и настроение? (1964)
- Как влияет реклама банков на россиян? (2032)
- Что думают в Wildberries & Russ о рынке ретейл-медиа? (2205)
- Как повлияет возвращение иностранных брендов на рекламный рынок России? (5314)
- Кто и как делает онлайн-покупки? (2170)
- Как изменился рекламный рынок в 2024 году? (2522)
- Как замедление работы YouTube сказалось на объеме рекламы? (2400)
- Как мы относимся к рекламе у блогеров? (2305)
- Сколько в России рекламных поверхностей? (2230)
- Что ждет геймблеров в Diamond Mines? (270)
- Для чего полезны маркетплейсы? (2471)
- Где предпочитают размещать рекламу российские бизнесмены? (2279)
- Как теряется доверие женщин к бренду? (1982)
- Как подготовиться к сдаче ЕГЭ по информатике (638)
- Сколько селлеров разочаровались в маркетплейсах? (2106)
- Как устроен вебкам-бизнес (488)
- Серебристый олень в 7k казино (269)