В 2020 российский рекламный рынок вырос благодаря Интернету и ТВ
Март 2021

В последнем квартале 2020 г. отечественный рекламный рынок продемонстрировал рост на 4%. Это произошло за счет телевидения и интернета, сообщил вице-президент АКАР, директор по маркетинговым исследованиям Аналитического центра НСК Сергей Веселов, комментируя итоговые цифры.
Телевидение относительно успешно преодолело кризисный год, впервые с 2009 г. нарастив долю на рынке. В IV квартале бренды увеличили траты на ТВ на 5%.
По итогам всего года суммарный объем рекламы в средствах ее распространения составил свыше 473,4 млрд руб., что на 4% меньше относительно 2019-го. Эксперты АКАР и опрошенные AdIndex участники рынка соглашаются, что для тяжелого «ковидного» года это достаточно хороший результат.
«Результат 2020 года можно считать неожиданно положительным. Еще в середине локдауна мы прогнозировали значимо большее падение, вплоть до 10–15%. Второе полугодие (и особенно четвертый квартал) позволили достичь фактических результатов. Во многом это случилось благодаря гибкости маркетинговой политики игроков “новой экономики”, которые смогли сложную ситуацию прошлого года использовать именно как бизнес-возможность», — заявил Андрей Яковицкий, управляющий директор Amplifi (входит в группу dentsu).
«Результат довольно сильно перекликается с нашим осенним прогнозом. Показатели динамики ООН, например, идентичны прогнозу GroupM, разница по прессе и радио символическая. Конец года ознаменовался всплеском активности рекламодателей, что позволило основным медиа немного выправить показатели года и показать лучшую динамику, чем предполагалось. Хотя и здесь итоговые результаты (ТВ и Digital) также близки к нашему прогнозу», — подчеркнул Trading Director GroupM Михаил Елисейкин.
Генеральный директор PHD (Media Direction Group) Димитрис Ваяс также сообщил, что итоговая динамика в целом совпала с прогнозами агентства: «Начиная с сентября и до конца года мы видели по своим клиентам и по индустрии активное восстановление. Стоит отметить, что если сравнивать российский рынок рекламы с развитыми зарубежными, то у нас зафиксирована легкая коррекция в отличие от их серьезных падений. Пока я вижу все предпосылки, что 2021 г. вернет медиарынок в состояние устойчивости».
Динамика по России действительно выглядит лучше многих зарубежных рынков. Веселов отмечает, что рынки Западной Европы потеряли в среднем 12% рекламных бюджетов, в Индии, Бразилии и Мексике медиа недосчитались 10–17% рекламных доходов, в Японии — 8%.
«Когда в апреле прошлого года мы озвучили, что падение по всем медиа в 2020 году составит 5,7%, нас назвали экстремальными оптимистами. При этом результаты, опубликованные АКАР, превзошли даже наши ожидания. Год был очень нестабильным: первое полугодие рынок завершил с падением почти в 10%. Ситуация переломилась уже во второй половине года за счет планомерного восстановления всех медиа. В целом по рынку мы ожидаем восстановление до докризисного уровня уже в 2021 г.», — сказала вице-президент по развитию OMD OM Group Ольга Барская.
«Итоговый результат совпал с прогнозом Havas, который мы делали в конце года. Рекламный рынок усвоил много уроков 2020-го. Благодаря вызовам года рост e-com в России ускорился в 1,5 раза. На фоне снижения всех остальных сегментов рынок интернет-рекламы набирал обороты. Быстрое изменение пути потребителя и приоритетов провоцировали перераспределять инвестиции в сторону “продающих” каналов, соблюдая при этом баланс между перформанс- и имиджевыми каналами», — прокомментировал итоги года коммерческий директор Havas Media Александр Россолько.
Согласно последнему, «улучшенному» прогнозу Zenith, глобальное падение бюджетов должно было составить 7,5%.
Таким образом, наиболее сложным оказался второй квартал 2020 г., когда российский рекламный рынок обвалился на 23%. Уже в третьем квартале падение замедлилось до –4%.
Завершить год с положительной динамикой удалось только интернету (+4%), тогда как телевидение показало небольшое сокращение (–3%). Радио потеряло 30% бюджетов, пресса — 47%, OOH — 27%. Суммарная доля радио, прессы и наружной рекламы всего за год сократилась почти в полтора раза, с 15,2 до 10,8%.
В отдельных подсегментах рекламного рынка динамика была разнонаправленной. Так, рекламные бюджеты на тематическом телевидении и в видеорекламе по итогам 2020 г. увеличились на 5%, тогда как в газетах и indoor-рекламе они сократились вдвое, а в кинотеатрах даже вчетверо. Существенно пострадала и региональная реклама, объемы которой сократились примерно на 19%.
Отличительной чертой коронакризиса стало серьезное перераспределение аудитории и, как следствие, рекламных бюджетов между медиасегментами. Предыдущие кризисы, по словам Сергея Веселова, таких радикальных изменений в предпочтениях не наблюдалось. Вполне объяснимо возросли показатели аудитории телевидения и интернета, поскольку люди вынуждены были сидеть дома, а вот у всех остальных сегментов они, напротив, сократились.
Пресса в значительной степени пострадала потому, что из-за пандемийных ограничений в разы снизилось количество торговых точек, где продавались газеты и журналы. Фактически 2/3 аудитории радио слушают его в автомобиле, но при ограничении автомобильного передвижения аудитория также существенно упала. Трафик в наружной рекламе в отдельные месяцы сокращался в 3–4 раза.
«Тенденция телесмотрения была практически идентична во всех странах — резкий всплеск во время жесткого локдауна, иногда до рекордных значений, с последующим быстрым откатом на привычный уровень. Россия не оказалась исключением. Но надо отметить, что наш локальный ТВ-рынок привлек новую молодую аудиторию, до этого практически не смотревшую телевизор, которая впоследствии осталась в контакте с данным медиаканалом», — говорит Димитрис Ваяс.
Ольга Барская подтверждает схожесть трендов в телесмотрении: резкий рост, начавшийся в апреле, сменился снижением в июле. Вторая волна COVID-19 привела к небольшому увеличению показателей, что эксперт объясняет привычками старшего поколения. Аналогичная ситуация складывалась в европейских странах и в Китае, за которыми OMD OM Group внимательно следила в течение года.
Однако затухающий тренд не стоит трактовать так, что люди все меньше смотрят ТВ-контент, уверен Михаил Елисейкин: «Аналогично другим развитым рынкам происходит трансформация каналов дистрибуции и потребления контента. Телесмотрение не столько падает, сколько распределяется по разным средам и форматам потребления».
Рекламы, PR и Маркетинга вы можете ознакомиться
на страницах журнала "Практика Рекламы"



Май 2025 - ИсследованияАпрель 2025 - Исследования
- Где россияне чаще замечают рекламу? (583)
- Какие тренды наблюдаются в 2025 году при размещении рекламы в телеграм-каналах? (599)
- Как за 2024 год в России вырос интернет-трафик? (1376)
- Как россияне относятся к русификации брендов? (1088)
- Какие приложения устанавливают россияне на свои смартфоны? (1310)
- Какие приложения используют онлайн-пользователи для покупки товаров beauty-сегмента? (4150)
- Почему Facebook и Google теряют свои позиции? (1691)
- Какую рекламу видит покупатель? (2218)
- Как увеличить продажи на маркетплейсах? (1965)
- Сколько россиян станут жертвами дипфейков в 2025 году? (2035)
Март 2025 - Исследования
- Как покупают товары на маркетплейсах? (2337)
- Сколько в России зарабатывают на развлечениях? (2553)
- Сколько в 2025 уже потратили на баннерное продвижение на маркетплейсах? (6738)
- Сколько слушателей замечают радиорекламу? (2360)
- Промокод Talentsy и обучение Frontend разработке для удобного старта карьеры (974)
- Как продвигать свой продукт в регионах? (1909)
- Какие преимущества и недостатки есть у click-out-рекламы? (1864)
- Какие компьютерные игры попали в ТОП-3 у детей? (1889)
- Какими темпами растет рынок рекламы на маркетплейсах? (1747)
- Почему «Сбер» уменьшил объем рекламы на телевидении? (1524)
- Почему собственные торговые марки ретейлеров набирают популярность? (2034)
- Как влияет русификация названия товара на продажи? (1481)
- Как россияне узнают о киноновинках? (1784)
- Какой инструмент в рекламе сохранил свою эффективность и в 2024? (1970)
Февраль 2025 - Исследования
- Какие подарки на 23 Февраля и 8 Марта стали самыми популярными в 2025? (4228)
- Почему рекламный рынок в 2024 году не оправдал надежд экспертов? (1827)
- Как избежать типичной ошибки начинающих предпринимателей? (1864)
- Как бренды влияют на эмоции и настроение? (1772)
- Как влияет реклама банков на россиян? (1832)
- Что думают в Wildberries & Russ о рынке ретейл-медиа? (2042)
- Как повлияет возвращение иностранных брендов на рекламный рынок России? (5131)
- Кто и как делает онлайн-покупки? (1964)
- Как изменился рекламный рынок в 2024 году? (2227)
- Как замедление работы YouTube сказалось на объеме рекламы? (2215)
- Как мы относимся к рекламе у блогеров? (2153)
- Сколько в России рекламных поверхностей? (2042)
- Что ждет геймблеров в Diamond Mines? (80)
- Для чего полезны маркетплейсы? (2287)
- Где предпочитают размещать рекламу российские бизнесмены? (2033)
- Как теряется доверие женщин к бренду? (1803)
- Как подготовиться к сдаче ЕГЭ по информатике (414)
- Сколько селлеров разочаровались в маркетплейсах? (1963)
- Как устроен вебкам-бизнес (264)
- Серебристый олень в 7k казино (75)
Январь 2025 - Исследования
- Каковы перспективы рекламы на Smart TV? (1958)
- Почему стало меньше пользователей соцсетей и зрителей телевидения? (1863)
- Какую сумму штрафов за нарушение рекламного законодательства заплатили в 2024? (3426)
- Двойная порция фруктов в Вулкан казино (110)
- Кто продвигает Samsung в России? (1785)
- Как выросли рекламные бюджеты букмекеров? (1690)
- Весовое оборудование для склада: руководство по выбору от экспертов отрасли | 2025 (640)
- Весовое оборудование для склада: руководство по выбору от экспертов отрасли | 2025 (438)
- Сколько стоит в России доменное имя? (1198)
- Ответственная игра в онлайн казино: как сохранить контроль (232)
- Как увеличились рекламные расходы банков в 2024? (717)
- Сколько потратили в 2024 на нативную рекламу в «VK Видео»? (1134)
- Официальный сайт Пинко казино — обзор функций и возможностей (167)
- Где встречаются с рекламой платежных систем любители спорта? (614)
- Доля промо в российской рознице опустилась ниже 40% (634)
- Самые популярные и комфортные размеры диванов (368)
- Как пополнить счет в Pinco casino с помощью криптовалюты: обзор (169)
- Как в России покупают продукты? (610)
Декабрь 2024 - Исследования
- Какие семьи показывают в рекламе? (681)
- Что обеспечивает процветание онлайн-казино Адмирал 777? (151)
- С чего начать обучение на военного психолога? (2389)
- Путешествие в Изумрудный город в Пин Ап казино (137)
- Кого в Таиланде пустят в казино? (191)
- Как изменился рейтинг 500 мировых брендов за 2024 год? (682)
- Какой результат принесла рекламная активность брендов на Новый год? (3659)
- Какие соцсети в США выиграли от запрета TikTok? (648)
- Сколько в 2024 на маркетплейсах было потрачено на баннерную рекламу? (616)
- Как Caesars Entertainment разделит свой бизнес? (169)
- Слоты о спорте в онлайн-казино Vulcan Deluxe (156)
- Сколько тратят на рекламу в Телеграме в категории Образование? (655)
- Королева Зима в онлайн-казино Максбет (184)
- Особенности игры в казино Вулкан онлайн (156)
- Какая соцсеть стала заменой YouTube россиянам? (587)
- Мечты об отпуске в Адмирал казино (154)
- Какие глобальные тренды ждут рекламный рынок в 2025-2027 годах? (1161)
- Сколько заработали казино и букмекерские конторы США в 2024? (150)
- Booming Games анонсировал выход нового видеослота (188)
- Онлайн-рулетка с эффектом полного погружения (180)
- От каких слов следует отказаться на переговорах? (565)
- Как выбрать своего фаворита при ставках на гонки MotoGP в БК Pin-Up? (328)
- Что есть в слоте Ancient Island Megaways? (202)
- Что приготовил Boomin Games ко дню святого Валентина? (250)
- Что будет с рекламным рынком в 2025? (968)
- Что предлагает новая рулетка Фортуны? (226)
- Какие особенности у новогодней рекламы в «Телеграме»? (801)
- Приключения для спелеологов в онлайн казино Starda (237)
- Сколько мобильных таргетированных кампаний запустили рекламодатели в 2024? (6560)
- Почему iPhone теряет популярность? (741)
- Обзор лучших игр в Пинко: примеры слотов, виды рулетки и покера (353)
- Как получить в 500 тысяч раз больше своей ставки? (255)
- Что тормозит развитие бизнеса продавцов маркетплейсов? (703)
- Какие тренды у российского рынка больших данных? (792)
- Где в Таиланде построят курорты-казино? (221)
- Чем новый видеослот Fury Dragon - Hold & Win порадует наших геймблеров? (231)
- Что ждет рынок ретейл-медиа в 2025? (753)
- Как анализировать футбольные матчи перед ставкой для повышения шансов? (356)
- Что нужно знать новичку, чтобы начать делать ставки в БК Pin Up? (281)
- Какие киберугрозы стали главными для бизнеса в 2024? (626)
- Обзвон клиентов по базе: востребованная услуга колл-центра (389)
- Плюсы и минусы Neon Win казино (286)
- Почему российские геймблеры выбирают онлайн казино Lev KZ? (266)
- Насколько выросла в 2024 аудитория российских видеосервисов? (741)
- Какая интернет-реклама лучше продает автомобили? (690)
- Плюсы и минусы онлайн-казино Болливуд (260)
- Казино Kangwon Land готовится к масштабной экспансии (230)
- Как зарабатывают на видео российские контент-мейкеры? (660)
- Почему букмекерская контора Pin-Up - лучший выбор для беттеров? (327)
- Чем готовы пожертвовать крупные телеграм-каналы? (616)
- Что делает ставки на шахматы хорошей причиной скачать приложение БК Пин Ап? (364)
- Сколько стоит регистрация товарного знака в 2024 году? (464)
- Когда у Rivers Casino Portsmouth появится собственный отель? (256)