Шоколадный рынок ждет стагнация
Июль 2006

Рынок шоколадных изделий близок к насыщению. Если в 2004 году он увеличился на 13,4%, то в 2005-м – только на 8% и составил 622 тыс. тонн. Эксперты, принявшие участие в программе "В фокусе" телеканала РБК, не исключают, что через несколько лет отечественный рынок начнет стагнировать. Похожая ситуация складывается и на европейском рынке, где прирост, по словам эксперта РБК Надежды Геращенко, составляет всего один процент.
На фоне этого значительный рост потребления шоколада наблюдается в Китае, Индии, Индонезии. Согласно данным производителей шоколада, наиболее активный рост потребления шоколада - на 25% в год – зафиксирован в Китае. Причем китайским потребителям нужен все более качественный шоколад. Пока что средний китаец потребляет около килограмма шоколада в год. Это значительно ниже, чем в Европе: швейцарец съедает в год почти 12 кг, немец - более 10 кг, россиянин - 4 кг. Так что потенциал роста у азиатского рынка шоколада огромный. Мировые производители шоколада прогнозируют, что рост потребления продукта в Азии может привести к его дефициту. Пока же какао-сырья вполне хватает, чтобы удовлетворить мировой спрос.
По словам специалистов, рынок какао-бобов очень концентрирован — 70% мирового урожая приходится всего на четыре страны-производителя: Кот-д'Ивуар, Гану, Индонезию и Нигерию. Ситуация на этом рынке, объем которого составляет 3 млн тонн в год, напрямую зависит сейчас от политической обстановки на западе Африки. Основные поставки какао-бобов в Россию идут из Кот-д'Ивуара, где периодически то затухает, то вновь вспыхивает гражданская война. В конце 2004 г. гражданская война в Кот-д'Ивуар даже стала причиной дефицита какао-бобов на международном рынке. С начала ноября 2004 года стоимость какао-бобов выросла более чем на 20% и составила 1800 долл. за тонну. Это было самое стремительное подорожание шоколадного сырья за последние пять лет. Сегодня в Кот-д'Ивуар выращивают 40% всех какао-бобов, или 1,4 млн тонн. Между тем нарастить производство какао-деревьев непросто. Какао-деревья произрастают на довольно узкой полоске земли вдоль экватора и приносят первый урожай только на пятый год.
Как отмечают эксперты, спрос на какао-бобы может подстегнуть не только политическая обстановка в странах Западной Африки. Сегодняшние тенденции таковы, что потребители в последнее время стали отдавать предпочтение качественному шоколаду без добавок. Потребление молочного шоколада (с низким содержанием какао и высоким — сахара) стало снижаться, а спрос на темный шоколад (с содержанием какао более 75%) расти. Например, доля темного шоколада в целом по ЕС за последние пять лет выросла с 8 до 14%.
Интерес европейцев к горькому шоколаду не случаен: какао-бобы содержат полифенолы - органические соединения растительного происхождения, которые являются сильными антиоксидантами, обладают противовоспалительными и антибактериальными свойствами. В России тоже растет интерес к шоколаду с высоким содержанием какао. Чаще всего такая продукция представлена шоколадными плитками. На этот сегмент рынка приходится более четверти рынка. А самым емким пока является сегмент развесных шоколадных конфет - на его долю в натуральном выражении приходится немногим менее половины общих продаж шоколадной продукции.
Лидерство развесных конфет во многом объясняется их низкой стоимостью: средние розничные цены на эту продукцию как минимум вдвое ниже цен на другие виды шоколадных изделий. Таким образом, развесные конфеты доступны широким слоям населения. Зато удельный вес шоколадных конфет в коробках остается достаточно небольшим – около 13% в натуральном выражении, однако из-за высоких цен на эту продукцию в стоимостной структуре продаж доля этого сегмента почти вдвое больше - порядка 24%. Что касается предпочтений потребителей по видам шоколадных конфет в коробках, то самыми популярными остаются конфеты "Ассорти". При этом их доля продолжает расти.
Сегмент шоколадных батончиков остается самым маленьким на рынке шоколадных изделий, однако стабильно сохраняет свою долю в общем объеме продаж на протяжении долгого периода. Спрос на батончики ограничен рамками потребительской аудитории, которую в основном составляет молодежь и подростки. Львиная доля сегмента принадлежит международным игрокам - компаниям Mars, Nestle и Cadbury, на продукцию которых приходятся порядка 90% продаж.
Сегодня в России шоколадную продукцию производят около 160 фабрик. При этом половину рынка контролируют пять крупнейших компаний: Nestle, Mars, Kraft Foods, "Слад&Kо", и "Объединенные кондитеры". Обсуждая развитие шоколадного производства в РФ, Надежда Геращенко отмечает, что Россия может оказаться в более выгодном положении по сравнению с другими странами мира, поскольку некоторые африканские страны готовы в счет их задолженности перед бывшим СССР и нынешней Россией не только поставлять какао-бобы и полуфабрикаты, но и предоставить российскому бизнесу многие какао-плантации.
Но даже если цена на какао-бобы резко подскочит, то подорожает не вся шоколадная продукция. Все будет зависеть от того, каково содержание какао в шоколаде. Если оно десять процентов, а цена на какао вырастет на двадцать процентов, то в итоге цена продукта увеличится всего на два процента. Кроме того, некоторые компании планируют заменить какао-масло кондитерскими жирами: пальмовым и кокосовым маслом.
Рекламы, PR и Маркетинга вы можете ознакомиться
на страницах журнала "Практика Рекламы"








Октябрь 2025 - ИсследованияСентябрь 2025 - Исследования
- Что такое липучесть бренда? (89)
- Как распределяются доходы российского медийного рынка? (90)
- Какие перспективы у блогеров в возрасте? (376)
- Сколько блогеров продолжают размещать рекламу в Instagram? (707)
Август 2025 - Исследования
- Почему резко выросло число платных подписок в «Телеграме»? (1084)
- Как россияне ищут в Интернете товары? (1080)
- Почему стремительно растет Retail Media? (1439)
- Как при помощи рекламы создать лояльного покупателя? (1458)
- Насколько оправдываются прогнозы динамики рекламного рынка? (1242)
- Насколько мы доверяем рекламе? (1216)
- Как меняются объемы рекламы в соцсетях? (1101)
- Как рекламодателю выбрать эффективного инфлюенсера? (2084)
- Что делать после покупки квартиры на вторичном рынке (823)
- Как выбрать яхту новичку в 2025: Полное руководство от покупки до первого плавания (1516)
- Как купить квартиру на вторичном рынке без посредников (577)
- Кто, почему и как покупает одежду в онлайн-магазинах? (1818)
- Что ждет российский рынок ТВ-рекламы? (1758)
- Почему девушки выбирают The Flex - спортзал в Москве (531)
Июль 2025 - Исследования
- Каковы перспективы TikTok как рекламной площадки? (1812)
- Как питаются российские школьники? (1553)
- Как люди относятся к рекламе в кинотеатрах? (1628)
- Насколько популярны чат-боты с искусственным интеллектом? (1752)
- Каков в России индекс доверия рекламе? (1901)
- Сколько покупателей верят в честность скидок? (1929)
- Банкротство: отзывы физических лиц прошедших процедуру (788)
- Какая реклама лучше работает в «Телеграм»? (1998)
- Насколько россияне привыкли к интернет-рекламе? (2464)
- Как россияне делают онлайн-покупки? (2478)
- Как бренду быстро повысить лояльность клиентов? (2700)
Июнь 2025 - Исследования
- Кто такой селлер маркетплейса? (2892)
- Как мини-игры влияют на покупки россиян? (2788)
- Как выбрать Amazfit - подробное руководство по умным часам (1347)
- Как онлайн-магазину не разориться на продаже одежды и обуви? (2806)
- На кого влияет таргетированная реклама? (2796)
- Что ценят россияне в рекламе от искусственного интеллекта? (2589)
- Удача Тигра в клубе Вулкан (76)
- Сколько россиян будут доверять СМИ с искусственным интеллектом? (2820)
- Как рассчитать формулу внимания потребителя? (2335)
- Сколько потратили бренды на продвижение в спортивном контенте? (2778)
- Как потребители воспринимают ИИ-рекламу? (2736)
- Обучение на клинического психолога и повышение квалификации по арт-терапии (1155)
- Клуб Вулкан предлагает поиски Древних Сокровищ (353)
- Преимущества франчайзи: почему выгодно открывать бар по франшизе (1553)
- Le Bandit в Вулкан онлайн казино (592)
- Как меняется поведение молодежи в Интернете? (3147)
- Как молодежь тратит свое свободное время? (2995)
Май 2025 - Исследования
- Какие тренды рынка онлайн-классифайдов отслеживались в 2024? (3428)
- Какая онлайн-реклама плохо работает? (3404)
- Как изменились ТОП-20 рекламодателей на ТВ (3285)
- Почему ужесточается контроль над маркетинговыми бюджетами? (2498)
- Как ВТБ попал в ТОП-3 рейтинга рекламодателей на ТВ? (2456)
- Как научиться играть в покер (1155)
- Сколько рекламы на майские праздники было у блогеров? (3056)
- Сколько тратят рекламодатели на рекламу на онлайн-платформах? (2927)
- Какие есть сценарии развития рекламного рынка в 2025? (2984)
- Как наблюдательность помогла McDonalds? (2677)
- Где россияне чаще замечают рекламу? (3165)
- Какие тренды наблюдаются в 2025 году при размещении рекламы в телеграм-каналах? (4979)
- Как за 2024 год в России вырос интернет-трафик? (3317)
- Как россияне относятся к русификации брендов? (2614)
- Где остановиться в Москве недорого - обзор бюджетных отелей (1242)
- Какие приложения устанавливают россияне на свои смартфоны? (2521)
- Какие приложения используют онлайн-пользователи для покупки товаров beauty-сегмента? (8132)
- Почему Facebook и Google теряют свои позиции? (2511)
- Пиратская карта в онлайн казино ПинАп (737)
- Какую рекламу видит покупатель? (3178)
- Как увеличить продажи на маркетплейсах? (2927)
- Охотник за сокровищами в Рояль казино (800)
- Сколько россиян станут жертвами дипфейков в 2025 году? (2902)
- Почему геймблеры выбирают Слотозал казино (851)
- Охотники на Троллей в казино Вулкан 24 (802)
- Особенности слота Big Ghoulies в казино Gmslots Deluxe (803)