Реклама в обвале
Апрель 2009

В начале апреля сразу несколько исследовательских компаний опубликовали свои обновленные прогнозы по рынку рекламы России и мира. Результаты первых месяцев 2009 года показали, что рекламодатели не хотят тратить деньги на продвижение своих брендов, от чего страдают радиостанции, печатные СМИ и операторы наружной рекламы.
Один из самых пессимистичных прогнозов 14 апреля представила компания GroupM. По ее данным, в 2009 году затраты российских рекламодателей сократятся на 22 процента по сравнению с 2008 годом и составят 208 миллиардов рублей. Подсчеты GroupM основаны на собственных прогнозах компании и анализе последних событий на рынке.
В конце 2008 года в GroupM давали другой прогноз: по данным четырехмесячной давности, рекламный рынок в России должен был сократиться на 11 процентов до 244 миллиардов рублей. Этот прогноз был основан на данных по ситуации в Казахстане и Таиланде, куда кризис добрался быстрее, чем в Россию.
Данные GroupM в декабре вызвали недоумение других аналитиков. Их удивил не столько прогноз на 2009 год, сколько подсчеты за 2008 год. Так, по данным GroupM, расходы на медийную интернет-рекламу должны были вырасти за год всего на 10 процентов, хотя альтернативные подсчеты показывали, что за три квартала этот сегмент рынка увеличился на 55 процентов.
Новый прогноз GroupM эксперты сочли пессимистичным. "На фоне общей экономической неопределенности сейчас сложно и преждевременно четко прогнозировать развитие событий на рынке рекламы и медиа, который является отражением более фундаментальных процессов", - заявил "Ленте.Ру" управляющий директор группы Aegis Media Андрей Брайович.
За две недели до публикации обзора GroupM свою оценку рынка высказала международная медиа-коммуникационная сеть Carat. По ее данным, рекламный рынок в России в 2009 году сократится на 8,6 процента до 7,18 миллиарда долларов (240 миллиардов рублей по официальным курсам Центробанка на 16 апреля). Для сравнения, в мире данный показатель составит 5,8 процента.
Прогноз от Carat также нельзя назвать оптимистическим, особенно учитывая, что в предыдущие годы российский рынок рос гораздо быстрее, чем в среднем по миру.
По данным Carat, больше всех в мире пострадают рекламные рынки в Испании и США. В европейской стране обвал составит сразу 16,5 процента, а в США – 9,8 процента. Россия также оказалась в числе лидеров, причем восстановления рынка не стоит ждать даже в 2010 году, когда падение объемов рекламы в России составит полтора процента при росте общемирового показателя на 0,7 процента.
Рекорды прошлого года
По данным Ассоциации коммуникационных агентств России, в 2008 году отечественный рекламный рынок вырос на 18 процентов. Среди лидеров оказался сегмент новых медиа (реклама в помещениях, неэфирное ТВ, реклама в кинотеатрах), поднявшийся на 45 процентов. На 32 процента увеличился рынок медийной интернет-рекламы, а телевизионной – на 22 процента.
Еще один прогноз в начале апреля выпустила компания ZenithOptimedia, подразделение рекламного агентства Publicis. В ней полагают, что расходы на рекламу во всем мире сократятся на 6,9 процента до 453 миллиардов. Про Россию на этот раз не было сказано ничего, однако еще раньше ZenithOptimedia представила два прогноза по российскому рынку. Согласно оптимистичному сценарию, падение рекламных расходов составит 15 процентов, а согласно пессимистическому – 24 процента.
Таким образом, если собрать все прогнозы ведущих мировых компаний вместе, получится, что российский рекламный рынок ждет падение от 8,6 процента до 24 процентов. При этом обвал будет распределен неравномерно: интернет и телевидение оказались больше готовы к кризису, чем другие сегменты рынка.
По отраслям
О том, что сайтам и телеканалам легче бороться со спадом на рынке, стало известно еще в 2008 году. ТВ выигрывает у конкурентов за рекламу за счет своего уникального охвата аудитории, а интернет – за счет того, что предоставляет большой объем статистики по эффективности рекламных кампаний. Операторы наружной рекламы, печатные СМИ и радио такими преимуществами похвастаться не могут, поэтому именно их в 2009 году ожидает основной отток клиентов.
Данные за первый квартал 2009 года подтвердили данные последних месяцев 2008 года. "Можно говорить о том, что относительно наиболее стабильная ситуация наблюдается на ТВ и в интернет-сегменте, а пресса, радио и ООН демонстрируют падение", - отметил Андрей Брайович.
По данным ZenithOptimedia, рекламный рынок на телевидении в 2009 году сократится на пять процентов по оптимистическому сценарию и на 15 процентов по пессимистическому. В интернете же будет либо зафиксирован рост на 15 процентов, либо он окажется на уровне 2008 года.
Практически те же цифры приводит и GroupM: по подсчетам этой компании, на телевидении объем продаж рекламы сократится на 15 процентов, а в интернете объемы рекламы вырастут на 5-15 процентов.
Все остальные сегменты рекламного рынка покажут, согласно различным данным, резкое падение. Иными словами, в наружной рекламе, на радио и в печатных СМИ будет идти настоящая борьба за выживание. "По итогам первых двух месяцев мы уходили в минус процентов на 40 по сравнению с показателями января-февраля прошлого года", - заявил "Ленте.Ру" ведущий аналитик "ЭСПАР-Аналитик" Сергей Шумовский, компании, которая занимается исследованиями в сфере наружной рекламы.
По словам Шумовского, в целом по году спад составит приблизительно 22 процента. Но даже такой серьезный обвал рынка – еще "цветочки" по сравнению с прогнозом ZenithOptimedia. В этой компании считают, что при неблагоприятном развитии событий рынки печатных СМИ и радио сократятся на 40 процентов, а наружной рекламы – на 30 процентов.
Все прогнозы, данные весной 2009 года, имеют один важный недостаток. Если предположить, что именно в первом-втором квартале российская экономика достигла "дна", а к концу года начнет восстанавливаться, получится, что все предположения аналитиков сделаны в самый неблагоприятный момент. Это означает, что в реальности динамика рынка может оказаться лучше, чем предсказывают аналитики. Однако, с другой стороны, если "дно" еще не достигнуто, а цены на нефть неожиданно упадут, российские СМИ может ожидать еще более значительное падение рекламных доходов, чем предполагается сейчас.
/Александр Поливанов, Lenta.ru/
Рекламы, PR и Маркетинга вы можете ознакомиться
на страницах журнала "Практика Рекламы"







Ноябрь 2023 - ИсследованияОктябрь 2023 - Исследования
- Что обеспечило рост рынку наружной рекламы в 2023? (124)
- Сколько товаров продается со скидкой? (351)
- Что ждет рекламный рынок в 2024? (537)
- На чем планируют сэкономить российские компании? (509)
- Где российские предприниматели размещают онлайн-рекламу? (554)
- Почему российские банки начали экономить на рекламе? (861)
- Какие соцсети предпочитают клиенты Tele2? (839)
- Как выбрать кухонные весы для дома (354)
Сентябрь 2023 - Исследования
- Как АКАР будет оценивать рекламный рынок? (850)
- Как относятся россияне к рекламе? (872)
- Что делают пользователи в «Телеграм»? (898)
- Какой рекламный телеролик более эффективен? (1031)
- Как телереклама влияет на зрителей? (766)
- Как повлияли изменения в законе о рекламе на активность компаний? (792)
- Что за авто Byd Seal? (372)
- Как расширение ассортимента повлияло на объем продаж на маркетплейсах? (776)
- Сколько в России тратится на рекламу фастфуда? (785)
- Как рекламные ролики и баннеры в интернете влияют на продажи? (814)
- Зеркальные фотоаппараты, как настроить и использовать для качественных снимков (3636)
- Какие автобренды вошли в ТОП-5 по объему рекламы в офлайне? (914)
- Зачем компании меняют свои названия? (827)
- Как россияне готовятся к распродажам? (778)
- Как россияне относятся к онлайн-рекламе? (864)
- Как обзавестись жильем в Москве (490)
Август 2023 - Исследования
- Как реклама еды влияет на поведение россиян? (788)
- Как изменились объемы рекламы на радио в 2023? (1036)
- Почему детские бренды отказываются от продвижения на ТВ? (891)
- Какие регионы России попали в ТОП по онлайн-покупкам? (982)
- Как рекламируют в «ВКонтакте» недвижимость? (1132)
- Какова эффективность рекламы у блогеров? (906)
- Сахарная лихорадка в казино 7К (37)
- Лучшие букмекерские конторы 2023 года для беттеров из Казахстана (65)
- Book of Ra - легенда онлайн-гэмблинга в игровом зале казино Пин Ап Казахстан (56)
- Что заказывают клиенты региональных рекламных агентств? (896)
- Широкий спектр для выбора инвестирования в различные бизнес-проекты (4005)
- Что использует туристический бизнес в «ВКонтакте» для продвижения? (5359)
- Кто сейчас рекламируется в метро Москвы? (1030)
- Как работают популярные слоты на игровой платформе Пин Ап казино в Казахстане (95)
- Очевидные преимущества покупки квартиры в новостройке (436)
Июль 2023 - Исследования
- Каковы итоги первого полугодия 2023 года для рекламного рынка России? (4149)
- Дикий, дикий Запад в онлайн-клубе Гаминатор Делюкс (111)
- Как OnlyFans заработала в 2022 году $5,6 млрд? (1190)
- Кого игнорируют рекламисты? (1181)
- Почему в России Яндекс одерживает верх над Google? (1217)
- Бонусные игры от Crazy Time в онлайн казино Легзо (175)
- Как сделать информационный материал более интересным? (1135)
- Так на сколько вырастет рекламный рынок России в 2023? (1193)
- Слот Crazy Monkey в казино Пин Ап в Казахстане это шанс выиграть по-крупному (177)
- Что предлагает онлайн казино Эльдорадо активным игрокам? (179)
- Правила взаимодействия с игровым клубом Mostbet (162)
- Какие соцсети вошли в июльский ТОП-3 по популярности? (1295)
- В игровом клубе Лев скука не приживается (194)
- Как идут дела у наружной рекламы? (1384)
- Знакомьтесь: онлайн казино Эльдорадо (434)
- Чем привлекательно онлайн-казино Лев Казахстан отечественным геймблерам? (471)
Июнь 2023 - Исследования
- Что геймблеры получают в Grand casino (203)
- Особенности онлайн казино Волна (209)
- Африканские страсти в казино Волна (195)
- Какие финансовые услуги стоит рекламировать в «Телеграм»? (1275)
- Кто сделает рекламу эффективной? (1176)
- Сколько в казино Волна игровых автоматов? (247)
- Сколько потеряет рекламный рынок от забастовки киноактеров США? (1997)
- Что гарантирует у Legzo casino официальный сайт вход через социальные сети (223)
- Как закончится 2023 для рекламного рынка России? (1330)
- Как выполнить вход в Pin Up и сделать очередную ставку на Лигу конференций? (261)
- Каким будет 2023 год для рынка рекламы? (1186)
- Чем привлекает геймблеров казино Клубника (246)
- Как за 25 лет в России изменились доли рекламодателей в наружной рекламе? (9616)
- Чем интересно Champion Casino (263)
- Кто в России читает печатные СМИ? (1547)
- Какие франшизы популярны в России? (1214)
- Сколько на рекламу в Twitch тратят онлайн-казино? (1245)
- Кто в 2022 году больше всех потратил на наружную рекламу? (1495)
- Купить диплом в Казахстане с доставкой (387)
- Кто больше всего купил радиорекламы в 2022? (1403)
- Кто больше всего потратил на рекламу в прессе в 2022? (1332)
- Что снижает эффективность автомобильной рекламы? (1192)
- Кто больше всего потратился на интернет-рекламу в 2022? (1270)
- Кто и сколько покупал телерекламу в 2023? (1382)
- Онлайн казино Лев в Казахстане (493)
- Почему геймблеры выбирают онлайн казино Голд (343)
- Как россияне относятся к мессенджерам? (1327)
- Испанская Армада в казино Вулкан (330)