Какие перспективы в 2022 у интернет-рекламы?
Апрель 2022

Совокупные бюджеты на интернет-рекламу в 2021 году, по оценке исследовательской компании Digital Budget, составили 161,73 млрд рублей. В расчетах учитывались расходы на десктопную и мобильную баннерную и видео-рекламу, рекламу в соцсетях, программатические закупки и контекстные кампании.
По оценке AdIndex ушедшие из России компании не имели значительного влияния на объем рекламных бюджетов в digital.
Минимально возможные потери рассчитывались исходя из бюджетов компаний, на момент анализа официально объявивших об уходе с рынка. Минимальные возможные потери составят 20,4 млрд рублей. Относительная доля этих бюджетов - 12,61%.
Максимально возможные потери (при пессимистичном сценарии) оценивались исходя из рекламных бюджетов фирм, которые предположительно могут уйти с российского рынка, но пока не заявили об этом. Это компании стран, входящих в НАТО и Евросоюз, а также Прибалтики и других регионов, активно выступающих против спецоперации. В случае прекращения их деятельности рынок наружной рекламы в сократится на 36,0 млрд рублей. Доля на рынке наружной рекламы бюджетов всех компаний-резидентов стран, выступивших против России в конфликте - 22,26%.
В разных категориях маркетинга компании иностранного происхождения имеют разные веса.
При минимальных возможных потерях наибольшее влияние на уменьшение объема рынка окажут компании из сегментов «Одежда и обувь» (доля 1,42%). Здесь наибольший вес у компаний Asos (21,4%), H&M (19,6%) и Re:trading (19,2%).
Второе место по значимости (по 1,38%) разделили «Компьютерная техника и ПО», где основная доля в категории приходится на Apple (50,1%), Microsoft (23,9%) и Adobe (16,7%), и FMCG, где лидируют Nestle с долей 41,2%, Mars-Russia (32,65) и Unilever (8,2%).
Замыкает тройку лидеров категория «Транспорт и сопутствующие товары» (1,36%). Здесь основной отток бюджетов произойдет за счет Volkswagen (доля 23,30%), Nissan (23,29%) и General Motors Corp (18,2%).
При максимально возможных потерях картина будет выглядеть иначе. И хотя на первом месте останется категория «Одежда и обувь» (2,6%), на второе выйдут автопроизводители (2,3%). На третье1 позиции окажутся «Лекарства и БАДы» с долей 1,8%, распределенной по трем операторам рынка: Sanofi Aventis (доля 43,5%), GSK Consumer Healthcare (41,4%) и Abbot Laboratories (15,1%).
Каждая из категорий рекламодателей не оказывает сколько-то значительного влияния на объем рынка цифровой рекламы. При минимально возможных потерях самыми серьезными оказываются доли, не превышающие 2%. При максимально возможных потерях цифры тоже невелики, и не достигают 3%.
Виктория Довгопол, коммерческий директор AMDG (Artox Media Digital Group):
1) Уход с рынка западных брендов наиболее весомо сказался на положении сетевых агентств. Именно они вели основные рекламные бюджеты данных заказчиков во всех каналах, включая digital-рекламу. Мы видим отрицательную динамику - некоторые представители сегмента сетевых агентств прекращают или временно приостанавливают работу на территории РФ. Например, Британский холдинг WPP, управляющий сразу несколькими сетями по производству и закупкам рекламы (MindShare, Mediacom, Wavemaker и др.). Вероятнее всего, динамика сохранится, и мы увидим еще ряд приостановок, особенно если в ближайшее время геополитическая ситуация кардинально не улучшится.
2) Для performance-агентств ситуация тоже непростая, поскольку локальные бренды, как и весь рынок в принципе, находятся в состоянии сильнейшей турбулентности и неопределенности. Это приводит к паузам в размещениях.
3) Текущая ситуация, которую можно смело назвать «идеальный шторм», приводит к усилению конкуренции, демпингу по условиям сотрудничества и сказывается на прибыльности рекламных агентств. В результате, на рынке будет наблюдаться уход основной массы небольших рекламных агентств и укрупнение значимых игроков. Сам рынок станет меньше, но эффективнее в своих результатах.
4) Мы верим, что для крупных performance-агентств ситуация будет планомерно стабилизироваться. Будут востребованы нестандартные способы коммуникации: возрастет спрос на видео, на Rich Media. Поисковый спрос не сможет быть в моменте удовлетворен одним Яндексом - все ищут альтернативы для усреднения цен закупки и сохранения рентабельности. Различные технологические стартапы и небольшие платформы сейчас смогут чувствовать себя увереннее и предлагать больше интересных, прорывных продуктов.
Сергей Макаркин, клиентский директор Nectarin:
1) Рекламный рынок продолжит развиваться, но более персонально, с учетом бизнес задач клиента. Останутся крупные игроки на рынке, мелкие уйдут. Произойдут оптимизации и укрупнения работ на единицу штата.
2) Очень активно начнут развиваться технологические решения у тех сервисов, платформ и поставщиков которые остались на рынке РФ.
3) Временно цены поставщиков будут проседать, так как все пострадали из-за ухода клиентов, остановки бюджетов, и надо как-то удерживать клиентов.
4) Будет активно происходить развитие кампаний, которые были позади тех, кто ушел, будет активнее развиваться инмпортозамещение не только инвентаря, но и клиентов. Китай станет активно продвигаться на нашем рынке со своими продуктами.
5) Все рекламные агентства начнут демпинговать свои предложения, чтобы завоевать тех клиентов, которые остались, и делать новые персональные стратегии завоевания, которые решают бизнес-задачи этих клиентов».
Марина Мишункина, первый заместитель генерального директора ИД «Аргументы и факты»: "Безусловно, уход с рынка целого ряда западных компаний оказывает влияние и на наши бюджеты в части диджитал. В то же время, доля этих кампаний у нас традиционно не высока – на уровне 10%-12%. А с учетом нашей активной работы с российскими брендами и компаниями можно говорить о том, что такая ситуация не является для нас катастрофичной. В то же время есть определенные опасения относительно будущего маркетинговой стратегии и рекламных бюджетов российских компаний, как попавших под санкции, так и испытывающих на себе негативные последствия происходящего в мировой экономике в целом. Это также касается и тех зарубежных компаний, которые пока остаются в России и являются нашими рекламодателями. Со своей стороны мы стараемся оперативно реагировать на происходящие события и предлагаем клиентам соответствующие решения и проекты. Например, запустили два спецпроекта: «Время созидать» и «Импортозамещение в России»".
Роман Погорелов, директор по продажам АиФ.ру: "Сейчас наметился тренд частичной замены крупных маркетинговых кампаний на PR-сопровождение и освещение новостной повестки. Существенно изменился коридор планирования – он стал гораздо короче. Первый квартал мы удержали в плановых показателях. Но будучи компанией, причисленной западными платформами к государственным СМИ, мы уже ощущаем на себе недружественные методы воздействия, которые, в том числе, негативного сказываются и на наших аудиторных показателях. Надеемся, что принятие государством соответствующих решений в рамках поддержки СМИ помогут нам минимизировать это негативное воздействие и пройти этот непростой этап с минимальными потерями".
Справка
Потери определяются составителями как возможные, поскольку в рейтинг включались годовые бюджеты, тогда как рекламная активность начала пересматриваться в марте и может меняться в любую сторону в зависимости от политической повестки.
Рекламы, PR и Маркетинга вы можете ознакомиться
на страницах журнала "Практика Рекламы"



Июнь 2025 - ИсследованияМай 2025 - Исследования
- Какие тренды рынка онлайн-классифайдов отслеживались в 2024? (1010)
- Какая онлайн-реклама плохо работает? (977)
- Как изменились ТОП-20 рекламодателей на ТВ (1519)
- Почему ужесточается контроль над маркетинговыми бюджетами? (1528)
- Как ВТБ попал в ТОП-3 рейтинга рекламодателей на ТВ? (1509)
- Сколько рекламы на майские праздники было у блогеров? (2085)
- Сколько тратят рекламодатели на рекламу на онлайн-платформах? (2069)
- Какие есть сценарии развития рекламного рынка в 2025? (2124)
- Как наблюдательность помогла McDonalds? (1891)
Апрель 2025 - Исследования
- Где россияне чаще замечают рекламу? (2355)
- Какие тренды наблюдаются в 2025 году при размещении рекламы в телеграм-каналах? (4116)
- Как за 2024 год в России вырос интернет-трафик? (2441)
- Как россияне относятся к русификации брендов? (1760)
- Где остановиться в Москве недорого - обзор бюджетных отелей (432)
- Какие приложения устанавливают россияне на свои смартфоны? (1800)
- Какие приложения используют онлайн-пользователи для покупки товаров beauty-сегмента? (5930)
- Почему Facebook и Google теряют свои позиции? (1826)
- Какую рекламу видит покупатель? (2376)
- Как увеличить продажи на маркетплейсах? (2141)
- Сколько россиян станут жертвами дипфейков в 2025 году? (2189)
Март 2025 - Исследования
- Как покупают товары на маркетплейсах? (2510)
- Сколько в России зарабатывают на развлечениях? (2713)
- Сколько в 2025 уже потратили на баннерное продвижение на маркетплейсах? (6884)
- Сколько слушателей замечают радиорекламу? (2503)
- Какие возможности предоставляет геймблерам официальный сайт Martin casino (37)
- Промокод Talentsy и обучение Frontend разработке для удобного старта карьеры (1119)
- Как продвигать свой продукт в регионах? (2047)
- Скоро на Бали станет больше развлечений (40)
- Какие преимущества и недостатки есть у click-out-рекламы? (2002)
- Почему стоит казино Вулкан скачать на свой смартфон (42)
- Какие компьютерные игры попали в ТОП-3 у детей? (2006)
- Сказочные приключения со сказочными выигрышами в Он Икс казино (44)
- Какими темпами растет рынок рекламы на маркетплейсах? (1837)
- Почему «Сбер» уменьшил объем рекламы на телевидении? (1648)
- Почему собственные торговые марки ретейлеров набирают популярность? (2127)
- Как влияет русификация названия товара на продажи? (1564)
- Сможет ли остров Невис стать конкурентом Кюрасао? (76)
- Стрит-флеш в покере Pai Gow (83)
- Какие перспективы у индустрии онлайн-казино в США? (69)
- В Японии увеличится количество курортов-казино (70)
- Как россияне узнают о киноновинках? (1860)
- Сколько можно выиграть в Wheel of Fortune? (255)
- Какой инструмент в рекламе сохранил свою эффективность и в 2024? (2052)
Февраль 2025 - Исследования
- Какие подарки на 23 Февраля и 8 Марта стали самыми популярными в 2025? (6933)
- Почему рекламный рынок в 2024 году не оправдал надежд экспертов? (1950)
- Крупнейшие апрельские выигрыши в слот-машинах компании IGT (117)
- Как избежать типичной ошибки начинающих предпринимателей? (1958)
- Как бренды влияют на эмоции и настроение? (1862)
- Как влияет реклама банков на россиян? (1913)
- Что думают в Wildberries & Russ о рынке ретейл-медиа? (2101)
- Как повлияет возвращение иностранных брендов на рекламный рынок России? (5211)
- Кто и как делает онлайн-покупки? (2078)
- Как изменился рекламный рынок в 2024 году? (2360)
- Как замедление работы YouTube сказалось на объеме рекламы? (2300)
- Как мы относимся к рекламе у блогеров? (2225)
- Сколько в России рекламных поверхностей? (2126)
- Что ждет геймблеров в Diamond Mines? (163)
- Для чего полезны маркетплейсы? (2371)
- Где предпочитают размещать рекламу российские бизнесмены? (2135)
- Как теряется доверие женщин к бренду? (1878)
- Как подготовиться к сдаче ЕГЭ по информатике (485)
- Сколько селлеров разочаровались в маркетплейсах? (2022)
- Как устроен вебкам-бизнес (357)
- Серебристый олень в 7k казино (158)
Январь 2025 - Исследования
- Каковы перспективы рекламы на Smart TV? (2060)
- Почему стало меньше пользователей соцсетей и зрителей телевидения? (1975)
- Какую сумму штрафов за нарушение рекламного законодательства заплатили в 2024? (3513)
- Двойная порция фруктов в Вулкан казино (210)
- Кто продвигает Samsung в России? (1887)
- Как выросли рекламные бюджеты букмекеров? (1767)
- Весовое оборудование для склада: руководство по выбору от экспертов отрасли | 2025 (722)
- Весовое оборудование для склада: руководство по выбору от экспертов отрасли | 2025 (459)
- Сколько стоит в России доменное имя? (1285)
- Ответственная игра в онлайн казино: как сохранить контроль (525)
- Как увеличились рекламные расходы банков в 2024? (795)
- Сколько потратили в 2024 на нативную рекламу в «VK Видео»? (1220)
- Официальный сайт Пинко казино — обзор функций и возможностей (373)
- Где встречаются с рекламой платежных систем любители спорта? (679)
- Доля промо в российской рознице опустилась ниже 40% (712)
- Самые популярные и комфортные размеры диванов (460)
- Как пополнить счет в Pinco casino с помощью криптовалюты: обзор (431)
- Как в России покупают продукты? (702)
- Какие семьи показывают в рекламе? (765)
- Что обеспечивает процветание онлайн-казино Адмирал 777? (258)
- С чего начать обучение на военного психолога? (2611)
- Путешествие в Изумрудный город в Пин Ап казино (207)
- Кого в Таиланде пустят в казино? (272)
- Как изменился рейтинг 500 мировых брендов за 2024 год? (742)
- Какой результат принесла рекламная активность брендов на Новый год? (3722)
- Какие соцсети в США выиграли от запрета TikTok? (716)
- Сколько в 2024 на маркетплейсах было потрачено на баннерную рекламу? (716)
- Как Caesars Entertainment разделит свой бизнес? (261)
- Слоты о спорте в онлайн-казино Vulcan Deluxe (222)
- Сколько тратят на рекламу в Телеграме в категории Образование? (713)
- Королева Зима в онлайн-казино Максбет (269)
- Особенности игры в казино Вулкан онлайн (220)
- Какая соцсеть стала заменой YouTube россиянам? (640)
- Мечты об отпуске в Адмирал казино (251)
- Какие глобальные тренды ждут рекламный рынок в 2025-2027 годах? (1271)
- Сколько заработали казино и букмекерские конторы США в 2024? (209)
- Booming Games анонсировал выход нового видеослота (271)
- Онлайн-рулетка с эффектом полного погружения (243)
- От каких слов следует отказаться на переговорах? (610)
- Как выбрать своего фаворита при ставках на гонки MotoGP в БК Pin-Up? (709)
- Что есть в слоте Ancient Island Megaways? (262)