Рекламная Полиграфия

Декоративные шрифты. Типы декоративных шрифтов. Кому это нужно?

Шрифт - это графически выраженный язык, это
воплощенная в знаках мысль.

ВИЛЛУ ТООТС

В работе дизайнера не обойтись без шрифта, который является важным, а иногда и решающим элементом композиции любого плаката или рекламы. Без шрифта не выполнить художественного оформления книги или журнала, не нарисовать красочную этикетку, не обойтись в рекламе и во многих случаях жизни: везде призывает и агитирует, советует и предупреждает, указывает и предлагает что-то шрифтовая надпись.

Мы не задумываемся, почему именно этим, а не другим шрифтом выполнена реклама или плакат, заглавие на книжной обложке или надпись на вывеске магазина. Между тем предупреждающую об опасности надпись выполняют буквами, которые легко читаются на расстоянии и сразу бросаются в глаза, приковывают наше внимание. Выполняя тревожную и броскую или спокойную и малозаметную надпись, дизайнер ищет наиболее подходящий по рисунку шрифт: строгий или свободный, контурный или оттененный, плакатный или декоративный.

К примеру, для оформления книги исторического содержания дизайнер знакомится со стилевыми особенностями шрифтов описываемой эпохи, ибо особенности исторической эпохи, ее культура, стиль не могли не сказаться на рисунке шрифтов того времени. Поэтому, создавая новые, мы не должны забывать старых, вышедших из употребления шрифтов -- они потребуются не только при оформлении исторической книги, но и помогут полнее ощутить эпоху, которую мы хотим выразить.

Античная эпоха, например, оставила нам замечательный образец римского капитального шрифта, который и сейчас является образцом искусства шрифтонаписания. Средневековье, с его готическим стилем в архитектуре, дало нам разнообразные готические шрифты, ставшие национальными в Германии, а Ренессанс -- антикву. Эпоха классицизма в искусстве и литературе принесла нам новую, классицистическую антикву, отличающуюся от старой большим контрастом штрихов и тонкими длинными засечками.

На основе новой антиквы в эпоху романтизма было создано множество живописных, орнаментированных шрифтов, которые используются в настоящее время как декоративные. Современные антиквенные шрифты являются не чем иным, как модификацией шрифтов, созданных на основе римского капитального и классицистической антиквы.

Возникновение шрифтов, лишенных контраста, с массивными прямоугольниками-засечками (египетских), а также без засечек (гротесковых) связано с развитием промышленности и торговли в прошлом веке. Для рекламы потребовались простые, броские и выразительные шрифты.

В России в дореволюционное время типографии пользовались множеством разнообразнейших, особенно декоративных шрифтов, которые применялись для украшения книжных переплетов и титульных листов. Часть их из-за манерности и вычурности оказалась неприемлемой для нашего времени, хотя некоторые текстовые типографские шрифты -- латинская, обыкновенная, елизаветинская и академическая гарнитуры -- широко используются наравне с новыми, созданными советскими и российскими художниками.

В своей практике мне приходилось сталкиваться с тем, что каждый дизайнер по своему классифицирует шрифты. Я Вам предлагаю свою версию, и надеюсь, что она недалека от правильной.

  1. Текстовые и титульные шрифты, имеющие в своей основе графические признаки римского капитального шрифта колонны Трояна в Риме.
    Шрифты с умеренной контрастностью типа старинной антиквы с острыми закругляющимися засечками, так называемые медиевальные, а также контрастные, производимые от новой, классицистической, антиквы с тонкими длинными засечками -- обыкновенные. Антиквенные могут относиться не только к этому разделу, но и к разделу декоративных шрифтов. Например, антиквенный шрифт, выполненный контуром, или орнаментированный. Римский капитальный шрифт лежит в основе большинства современных латинских шрифтов. Отличаясь простотой форм, он в то же время является классическим образцом красоты и торжественности. Древняя антиква в чистом виде может использоваться в надписях особой торжественности и значимости, к примеру, на дипломах, почетных грамотах и т.д. Жирная антиква (английская) хорошо декорируется и трансформируется по начертанию и плотности, а в чистом виде ее чаще применяют в произведениях русской классической литературы и музыки XIX века.
  2. Шрифты малоконтрастные, типа брусковых и египетских с толстыми прямоугольными засечками и итальянские с очень широкими горизонтальными засечками. Они несколько тяжеловесны и громоздки, использовать их как текстовые не следует.
  3. Шрифты с едва наметившимися засечками, переходные от шрифтов с засечками к рубленным (гротесковым) без засечек и шрифты типа ленточной антиквы, контрастные без засечек. Очень близкие к древней антикве ленточные шрифты могут быть использованы как заголовочные и текстовые, потому что они не обременены особыми декоративными элементами. Однако дизайнер, при необходимости, может их декорировать, не нарушая пропорций, сделать оттененными, объемными или контурными.
  4. Шрифты рубленые (гротесковые) без засечек, неконтрастные. Они могут найти широкое применение в плакатах, рекламе, при написании лозунгов, призывов. Эти шрифты хорошо читаются на расстоянии. Они также могут быть декоративными, если их выполнить в цвете, контуром или оттененными.
  5. Рукописные, каллиграфические и свободно написанные кистью, а также шрифты, имеющие сходство с рукописными. Декоративно выглядит надпись на почетной грамоте или дипломе, на пригласительном билете или визитной карточке, текст поздравительного адреса, выполненный каллиграфическим шрифтом.
  6. Контурные, оттененные и объемные декоративные шрифты разных групп, объединенные по сходству декоративного решения букв. Контурность делает их легкими при различных размерах, и надпись, выполненная таким шрифтом, может хорошо сочетаться с наборным текстом и украшать его. Также им можно найти применение в рекламе, афишах, плакатах.
  7. Так называемые национальные шрифты: старинный русский, украинский, грузинский, армянский, индийский, арабский, китайский (вернее, имитация этих шрифтов). Эти шрифты, конечно, лучше использовать для надписей на ту или иную национальную тему. Например, для рекламы индийского фильма правильным будет использование имитации индийского национального шрифта. Готический шриф лучше использовать как декоративный для написания текста об истории Германии и т.д.
  8. Декоративные, орнаментированные, старые и новые, на русской и латинской основе шрифты. Их можно широко использовать для создания дизайна этикеток, художественной литературы и проч.
  9. Шрифты для художественного оформления - рукописные и печатные инициалы.

Художественный вкус и творческий опыт подскажут дизайнеру, какой шрифт следует выбрать для той или иной надписи, какой шрифт можно использовать без изменений, а какой необходимо приспособить. Неизменными должны быть шрифты, ставшие классическими, созданные выдающимися мастерами шрифтового искусства. Не стоит, например, искажать шрифты мастеров С. Телингатера, В. Лазурского, Д. Бажанова, П. Кузаняна, Г. Цапфа. При изменении пропорций эти шрифты теряют индивидуальность рисунка и все свои художественные качества. Большинство же, ставших давно универсальными, можно свободно применять в трансформированном виде. Конечно, модификация требует от дизайнера большой осторожности -- во всех случаях шрифт должен оставаться удобочитаемым и красивым, соответствовать содержанию, а не противоречить ему.

Дубина Николай
Источник : http://www.prodtp.ru

 

 

просмотров 31097
Другие статьи в рубрике "Дизайн и Креатив"
Реклама на сайте:
журнал Практика Рекламы
1.49