Визуальное позиционирование упаковки. Влияние цвета на целевую аудиторию, примеры
Вот в этом доме я хотел бы жить, вот эту машину я бы купил, вот этот товар на полке магазина мой, а вон тот не имеет ко мне никакого отношения. Каким образом мы это делаем? Каким образом ничего не зная о предмете, мы подсознательно для себя оцениваем его и ставим на определенное место по своей шкале ценностей?
При визуальном контакте с любым предметом происходит сопоставление увиденного с хранящимися в памяти логическими и визуальными образами, далее сравнение и вывод – это мне близко, это мое. Понимание и изучение проблемы визуальной оценки окружающих предметов крайне важно для дизайнеров, работающих в области создания упаковки, где визуальное позиционирование продукта впрямую влияет на его продажи. Ведь упаковка – это первичная коммуникация продукта с потребителем.
Острая конкуренция товаров на полках магазинов выдвигает в последнее время новые требования к дизайну. При создании упаковки дизайнеру уже недостаточно думать только о свежем и интересном решении, способном привлечь внимание к производимому продукту. Не менее важно, чтобы упаковка говорила на одном языке со своими потребителями, отражала их вкусы и пристрастия. А для этого необходимо, чтобы дизайнер встроил в визуальное оформление продукта некие визуальные знаки, понятные для потребителя и сообщающие ему необходимую информацию для идентификации товара.
Иначе, дизайнеру необходимо произвести визуальное позиционирование продукта за счет визуального решения упаковки.
Давайте представим двух персонажей и составим на них ориентировку, в маркетинговой и рекламной среде называемой характеристикой целевой аудитории.
Иван Иванович Иванов (ИИИ), 30 лет, со средним образованием, с доходом в 300 уе, немного ленивый, любит поваляться на диване, не предъявляет к себе повышенных требований.
Петр Петрович Петров (ППП), 30 лет, с двумя высшими образованиями, с доходом в 3000 уе, регулярно заглядывает в фитнесс-клуб, любит все новое и считает себя продвинутым.
В жизни ИИИ и ППП прекрасно различают друг друга по внешним признакам и, не будучи знакомыми друг с другом, уверенно ставят на определенную позицию в социальном рейтинге:
- У ИИИ слегка потертая немодная куртка из недорогой ткани, с яркой надписью на спине и немного обрюзгший от сидяче-лежачего образа жизни вид.
- А ППП одет в модное пальто из дорогой ткани приглушенных тонов, на шее тщательно подобранный по цвету шарф, он строен и подтянут.
Каким образом можно идентифицировать предназначенный для каждого из них продукт? Допустим, довести информацию о том, что это пиво сделано для ИИИ, а вон то – для ППП?
А что, если наделить продукт (в данном случае его упаковку) зрительными характеристиками самих персонажей?
- Тогда упаковка для ИИИ должна быть выполнена из недорогого материала. Яркая, не всегда сбалансированная цветовая гамма, привычные для глаза графические решения, немного пузатые формы.
- А ППП? Он скорее выберет упаковку похожую на себя - с четко выверенной цветовой гаммой, скорее монохромной, чем многоцветной; графическое решение упаковки будет нестандартным; она будет вытянута и устремлена ввысь как и ППП.
Узнаете?
упаковка пивного брэнда "Арсенальное", Низкая ценовая категория |
упаковка пивного брэнда "Тинькоф" Высокая ценовая категория |
* Цены приведены по данным www.universam1.ru
Таким образом можно сказать, что упаковка может быть визуальной проекцией комплекса смысловых понятий.
Какие же визуальные знаки могут использовать дизайнеры для передачи необходимых смысловых сообщений в упаковке?
В принципе, те же самые приемы и средства, что и всегда - цвет и цветовые сочетания; выбор шрифта; стиль изображения и стиль линии; особенности композиционного построения; материалы, используемые для печати (пленка, фольга и т.д.); дополнительные полиграфические приемы (лак, вырубка, тиснение и т.д.) и др. Все перечисленные средства не являются чем-то новым с точки зрения дизайна. Но для визуального позиционирования упаковки важен, в первую очередь, тщательный отбор всех деталей изображения и их взаимоувязанность. При этом критерием отбора является система ценностей будущих потребителей. Разумеется, в этой небольшой статье не могут быть даны все рецепты и способы передачи такой информации. Кроме того, общество и общественное сознание не есть величина постоянная и абсолютных рецептов не может быть в принципе. В каждом случае дизайнер должен сам тщательно выверять свою работу и соотносить ее с личностью и характером потребителя.
Тем не менее, давайте проанализируем c точки зрения визуального позиционирования некоторые ныне существующие на рынке упаковки. За основу возьмем цены на продукцию. Можно смело предположить, что стоимость продуктов будет прямо коррелировать с доходами целевой группы. Для точности сравнивать будем упаковки однородных продуктов, цены на которые взяты из прайс-листов одной торговой сети.
В первую очередь, давайте рассмотрим влияние цвета на целевую аудиторию. Существует множество теорий цветового восприятия. Психологи говорят, что восприятие цвета зависит в первую очередь от психологического состояния человека. Эту закономерность открыл психолог Макс Люшер в середине прошлого века. Тест Люшера с очень большой достоверностью показывает, как человек, в зависимости от своего эмоционального состояния, расположен к одним цветам, равнодушен к другим и неприемлим к третьим и на основании этих данных возможна интерпретация психологического состояния тестируемого.
Есть данные, что на цветовые предпочтения влияют также пол, возраст, образование, социальная среда. Однако достоверных данных о любви какой-либо социальной группы к какой-либо цветовой гамме пока нет. Логическим образом можно вывести только одну закономерность. Более обеспеченные слои населения более восприимчивы к модным тенденциям. Однако, в силу того, что мода меняется чрезвычайно быстро, использовать эту закономерность в дизайне упаковки возможно только при создании short-brands.
Так, в этом сезоне явное предпочтение женщинами розового цвета вызвало появление новой разновидности в роду Пепси Light – "Культ Розового" - обращенного непосредственно к молодой женской аудитории.
Для европейского человека в большинстве случаев красно-оранжевые тона являются возбуждающими, желто-оранжевые – светлыми и радостными, оливково-зеленые – статичными и успокаивающими, голубые – символом неба, чистоты и гармонии.
И здесь скорее можно сказать, что цвет используется часто как родовой знак для опредения различных видов продукции.
Так, в упаковке колбасных изделий используются красно-коричневые цвета, в упаковке молочных – белые, в упаковке шоколада – коричневые.
Что же касается насыщенности цветовой гаммы, то чаще всего некоторая монохромность изображения или сближенная цветовая гамма сообщает об элитарности продукта и, как следствие, его высокой цене. В качестве примера можно вспомнить появление на рынке брэнда "Коркунов", выполненного в сдержанной бежевато-коричневой гамме, который с помощью тщательно продуманной упаковки сразу заявил о своем высоком качестве:
Конфеты "Коркунов"
Яркие и многокрасочные упаковки являются более популистскими и обращены к большему количеству людей. Например, сравните цветовые гаммы чая Брук Бонд и чая Ахмад. Цены приведены по данным интернет-магазина www.universam1.ru
чай "Брук Бонд" 100 г, Низкая ценовая категория |
чай "Ахмад" 100 г, Ценовая категория - средняя и выше средней |
Разумеется, и дорогой продукт может быть многокрасочным, но при этом для того, чтобы казаться элитарной, цветовая гамма должна быть очень точной, изысканной и выверенной.
сок "Caprice", Высокая ценовая категория |
Важное место при визуальном позиционировании занимает и выбор шрифтов, особенно шрифтов заголовка.
Рубленные шрифты, как правило, дают ощущение современности. Соответственно, шрифты с засечками, воспринимаются как более старинные и могут добавить некоторую аристократичность продукту. С помощью шрифта можно придать продукту желаемую национальную окраску, например, сделать его традиционно русским.
овощная закуска "Добрые традиции" брэндинг и дизайн РГ "Альмакор" |
Веселый шрифт помогает обратиться к детской аудитории.
конфеты "Дядя Степа" - ре-дизайн РГ "Альмакор" производитель компания Van Melle |
Стиль изображения может быть старинным и современным, абстрактным и фотореалистичным. Он в большей степени зависит от моды. Однако, обычно, чем тщательнее прорисованы и проработаны детали изображения, тем дороже выглядит продукт. Видимо, есть внутренняя логическая связь: качество изображения – качество продукта.
Что же касается линий - плавные чаще встречаются в продукции, предназначенной для женщин и маленьких детей. С их помощью нередко показывают продукты питания, которые позиционируют c эмоциональной точки зрения, как продукты, позволяющие получать удовольствие и наслаждение от употребления.
Более резкие, рваные и энергичные линии характерны для продуктов, адресованных к молодежи и мужчинам. Часто этот прием используется и для продуктов, позиционирующихся с точки зрения функциональности.
брэнд сахаронесодержащих леденцов "Sula" - дизайн и брэндинг РГ "Альмакор" |
клей для обоев "Quelyd" производитель компания Bostik Findley (Франции) |
Композиционное построение упаковки может быть минималистичным и дробным.
Минимализм и чистота отражают присущее высокодоходным категориям населения стремление к свободе. Дробность, как правило, ассоциируется c более дешевыми продуктами. Так, соки "Rich" - в самом названии которых заложена двойная ассоциация – решен в предельно лаконичной манере, в противоположность соку 100%Gold Premium, адресованному более низкодоходной части населения (цены на соки - служба доставки 7 Континента www.dostavka.7cont.ru)
|
|
соки "Rich", Высокая ценовая категория |
сок 100%Gold Premium, Ценовая категория - средняя и ниже средней |
Необычные материалы, из которых изготовлена упаковка, нестандартная форма, а также использование дополнительных полиграфических приемов, таких как, выборочный лак, фольга, тиснение и другие – значительно удорожают внешний вид упаковок.
При этом стоит обратить внимание, что сочетание этих знаков может менять первоначальный смысл каждого по отдельности. Например, монохромность изображения работает на удорожание только в сочетании с дорогими материалами. Если напечатать однотонными красками на дешевой бумаге, то ощущение элитарности никак не получится.
Что же можно показать с помощью графических приемов при создании упаковки?
Предлагаю вам совершить экскурсию в магазины и посмотреть, каким образом передаются
· пол
· возраст
· уровень доходов
· образование
· позиционирование продукта
Все эти характеристики целевой группы можно с успехом закодировать с помощью визуальных средств в упаковке.
Вот каким образом самое известное В Германи брэндинговое агентство Solutions выполнило сложную задачу по разделению в глазах потребителей двух идентичных брэндов - Sianon и Flaron - сахаронесодержащих сладостей, принадлежащих одной и той же компании и находящихся в одной ценовой категории. В результате проведенных исследований один из этих брэндов позиционируется с рационально-функциональной точки зрения как средство для ведения активной жизни, а другое с эмоциональной, как продукция, позволяющая получать наслаждение от употребления сладостей.
брэнд сахаронесодержащих продуктов "Flarom" - дизайн и брэндинг "Solutions", Germany |
брэнд сахаронесодержащих продуктов "Sianon" - дизайн и брэндинг "Solutions", Germany |
И в заключении хочется заметить - выхватит ли взгляд потребителя из множества товаров, заполонивших полки магазинов, именно вашу упаковку или не выхватит - это момент истины для всех тех, кто участвовал в создании этого продукта. Удачная упаковка будет сама себя продавать.
Юлия Пастухова,
Креативный директор
РГ "Альмакор"
Advertology.ru
- 10 лучших сервисов для дизайнеров и веб-дизайна (2332)
- 16 приемов создания креативной рекламной идеи (16807)
- 8 техник генерации креативных идей - выбор за вами (12328)
- Как разработать рекламный слоган (60238)
- Разработка логотипа - 3 основных типа лого и 10 ключевых составляющих (57585)
- Понятие Фирменного стиля. Базовый комплект фирменного стиля (28581)
- Креатив в рекламе - 4 составляющих успеха (33054)
- Креативная стратегия для разработки элементов фирменного стиля (27672)
- Правила проектирования фирменного стиля. Изучаем этапы (19893)
- Что такое креативность? (27159)
- Disruption - официальная креативная технология TBWA (18825)
- Зачем нужен фирменный стиль? (31300)
- Классические и современные техники создания креативной рекламы (20057)
- Использование метафор - это кратчайший путь к подсознанию (28976)
- Стадии развития креативных технологий. Методика Мозгового штурма (16872)
- Успешная реклама. Нужен ли креатив? (20334)
- Что такое “Фирменный стиль” (144868)
- Каким должен быть фирменный стиль компании? (40857)
- Классификация элементов фирменного стиля - основные элементы (43331)
- О фирменном стиле замолвите слово. Опишем фирменный стиль простыми словами (20559)
- Разработка фирменного стиля торговой марки (25511)
- Что такое креатив? Эффективность или креативность (20543)
- Что такое креатив? Разбираемся с понятием (23557)
- Как сочиняют слоганы - 5 основных приемов с примерами (22236)
- Дизайн рекламы (93058)
- Психологический дизайн фирменного стиля (30068)
- Красный цвет - цвет лидера. Дизайн рекламы в красных тонах (27049)
- Джон Джилрой - великий рекламный дизайнер (1898-1985) (18586)
- Психологические закономерности восприятия рекламных текстов (28912)
- Приемы и методы рекламного воздействия на Аудиторию (56560)
- Сделайте нам красиво. Что заказчики ждут от рекламного агентства (13350)
- Создание креативной рекламы с единой сюжетной линией (18908)
- Техника персонификации в создании креативной идеи - пример с Вимм-Билль-Данн (16219)
- Секс в рекламе - сила воздействия (20927)
- Шок, эпатаж или креатив? (14813)
- Психология цвета в рекламе. Семантика цвета (24250)
- Шрифт в дизайне - Основные элементы текста. Правильный подбор шрифтов (31706)
- Графическое и шрифтовое оформление рекламы. Практические рекомендации (53792)
- Цветовой круг. Практическое руководство для дизайнера и художника (25530)
- Декоративные шрифты. Типы декоративных шрифтов. Кому это нужно? (31768)
- Принципы построения изобразительно-шрифтовых композиций (63031)
- Креативные Рекламные ролики - креативная идея как основа (32621)
- Выразительность рекламной фотографии. Как зацепить потребителя? (20094)
- Креативное мышление в рекламе. Мозговой штурм и метод латерального мышления (23362)
- Big Idea - Долгосрочная стратегия креативного позиционирования (17931)
- Чей это след? Пример креативной идеи и успешной Рекламной кампании (14636)
- Теория построения шрифта. Виды шрифтов и их особенности восприятия для художников (36260)
- Шрифт и текст - основные понятия. Шрифт как элемент дизайна (24527)
- Что такое креатив? Рекламный и PR креатив - показатель эффективности (68855)
- Цветовые веера Pantone. Цветовые библиотеки для графического дизайна и полиграфии (24293)
- Основы теории цвета. Цвет в Дизайне рекламы (41644)
- Сергей Пронин о том, как создается креатив (18525)
- Твоя первая этикетка. Дизайн этикетки - основы цвета и первые шаги (49196)
- Методы поддержки процесса поиска новых идей (Синектика) (23945)
- Критерии оценки креативной идеи (21618)
- Второе пришествие Axe. История креативного продвижения бренда (15348)
- 8 советов для создания креативной рекламы от Дэвида Огилви (83604)