Шрифт и текст - основные понятия. Шрифт как элемент дизайна
Тема основных понятий и терминов, связанных со шрифтами и текстом, уже много раз поднималась в прессе, но, как показывает опыт, количество желающих прочитать об этом еще раз нисколько не уменьшается. Итак, что же такое шрифт и текст, с чем их едят...
Шрифт
Термин "шрифт" раньше означал более узкое понятие - набор символов определенной гарнитуры, размера и начертания. Гарнитура - это совокупность шрифтов, объединенных общими стилевыми признаками, отличными от других шрифтов. Но в настоящее время термины "гарнитура" и "шрифт" часто употребляются как синонимы.
Все элементы в хорошем шрифте гармонично сочетаются, образуя настоящее произведение искусства, выполненное художником-графиком, и, таким образом, кроме прямого назначения - передачи информации - шрифты, использованные в публикации, являются элементом дизайна.
Так уж сложилось, что существует несколько стандартов шрифтов. Наиболее популярны шрифты корпорации Adobe Systems, разработавшей стандарт Type 1, и Microsoft Corp., создавшей формат TrueType. Оба стандарта имеют свои достоинства и недостатки, что привело к их параллельному сосуществованию.
Если вы предполагаете выводить свои документы на фотонаборном автомате, то вам лучше не пользоваться шрифтами TrueType. Это совсем не значит, что они плохи. Просто шрифты Type l написаны на языке PostScript, родном для фотонаборных автоматов, и в случае их использования вероятность неправильной интерпретации заметно меньше, чем при использовании шрифтов TrueType. Если же вы собираетесь выводить созданные публикации на принтере или работаете в сфере Web-дизайна, то, в принципе, безразлично, каким шрифтом пользоваться. Однако шрифты TrueType поддерживаются системой, в то время как для шрифтов Type l необходима промежуточная поддержка (например, Adobe Type Manager). Поэтому при работе в офисных приложениях предпочтение отдается все же шрифтам TrueType.
При выборе шрифта следует исходить из его легкости для чтения и соответствия стилю публикации. Для строгих документов имеет смысл применять только классические шрифты и не больше двух на документ.
В любом случае, важно соблюдать меру. Считается, что максимальное число шрифтов в одном документе или издании - три-четыре. Даже если на вашей машине есть только шрифт Arial (и слава Богу. - Прим. редактора), то хорошо продуманная игра размером символов, начертанием и размещением блоков текста приведет к хорошим результатам.
Кегль
Это величина площадки, на которой размещается знак (буква). Размер кегля определяется в пунктах. В основу измерений шрифтов положена система Дидо, распространенная в Европе и принятая в России, и так называемая система Пика (англо-американская). В любом случае, основной единицей измерения является пункт, равный в системе Дидо 0,376 мм, а в системе Пика - 0,352 мм. Еще во времена металлического набора у наборщиков сложилось профессиональное наименование кеглей различного размера:
кегль 6 пунктов - нонпарель,
кегль 8 пунктов - петит,
кегль 9 пунктов - боргес и т.д.
Базовая линия
Воображаемая линия, проходящая по нижнему краю основного элемента символа, называется базовой линией. Литера как бы лежит на этой линии.
Начертание
Это комплект строчных и прописных знаков, цифр, знаков препинания. Начертания шрифтов отличаются насыщенностью, пропорциями, контрастностью и наклоном знаков. Наиболее распространенные начертания - Normal (обычный), Bold (полужирный), Italic (курсив или наклонный), Bold Italic (полужирный курсив или наклонный), Condensed (узкий) и Extended (широкий).
Хотел бы развеять широко распространенное заблуждение о том, что курсив и наклонный - это одно и то же. Это разные начертания.
Наклонный шрифт образуется простым искажением (наклоном) символов исходного (Normal) шрифта. Буквы же в курсивном начертании имеют лишь сходство с прямыми по стилю, но рисунок их совсем другой. Наклонное начертание может быть создано программой, курсивное должно изначально содержаться в файле шрифта.
Насыщенность шрифта определяется изменением толщины основных и соединительных штрихов одноименных знаков в различных начертаниях и может меняться от светлой (Light) до сверхжирной (Ultra Bold).
Контрастность - один из основных признаков шрифта. Определяется отношением толщины соединительных и основных штрихов знаков. По этому признаку шрифты могут варьироваться от неконтрастных до сверхконтрастных.
И, пожалуй, было бы неправильным не упомянуть о такой характеристике шрифта, как комплектность. Комплектность определяется полнотой знаков, необходимых для набора текста: строчных, прописных, цифр, знаков препинания и проч.
Кернинг и трекинг
Кернинг и трекинг, будучи атрибутами символов, характеризуют не сами символы, а расстояние между ними, т.е. межсимвольные пробелы. Они необходимы для улучшения зрительного восприятия текста.
Кернингом называется изменение ширины пробела для конкретных пар литер. Обычно кернинг делается в сторону уменьшения пробела таким образом, что выступающие части одной литеры пары заходят в пространство второй литеры. Результат - размещение символов становится зрительно более равномерным. Фирменные шрифты снабжены таблицами кернинга, то есть списком пар, для которых нужно сокращать пробел при наборе текста. Это, например, ГО, ГА, АУ, Ст и другие. Если в шрифте есть большая таблица пар кернинга, он будет хорошо и равномерно смотреться в разном кегле.
Программы верстки снабжены возможностью автоматического кернинга, они имеют собственные таблицы пар. В таких программах можно организовать автоматическую корректировку пробелов в парах кернинга в тексте любой длины. После обработки текста автоматическим кернингом в заголовках и другом крупном тексте дополнительно проводят ручной кернинг, то есть символы сближают вручную. Чем крупнее текст, тем большее значение для его внешнего вида имеет кернинг. Для проведения ручного кернинга курсор должен быть установлен между сближаемыми символами. При изменении значения кернинга первая литера остается на месте, вторая перемещается.
Трекинг, в отличие от кернинга, задается не для пары, а для нескольких символов и в данной программе характеризует величину межсимвольного пробела в группе символов. Пробелы меняются одинаково для всех выделенных символов. Если задавать трекинг для выделенной пары, то он будет аналогичен кернингу.
Кернинг и трекинг измеряются в специальных относительных единицах - тысячных долях круглой шпации (ems/1000), поскольку при смещении в паре важны не точные значения, а их отношение к величине символов в конкретной гарнитуре. В данном случае применение такой относительной единицы автоматически делает эти смещения пропорциональными кеглю шрифта.
В полиграфии используются дополнительные единицы измерения - круглая шпация, полукруглая шпация, тонкая шпация, характеризующие горизонтальные размеры шрифта. Они соответствуют ширине заглавных букв М, N и строчной буквы t. Таким образом, круглая шпация примерно равна размеру шрифта, полукруглая шпация составляет 0,5 размера шрифта, а тонкая шпация - 0,25 размера шрифта. Поскольку все шрифты разные, то и ширина литеры М у них может различаться. Таким образом, значение круглой шпации колеблется в зависимости от кегля и гарнитуры. Шпации применяются при измерениях абзацных отступов, кернинга и других перемещениях символов.
Выравнивание текста
Разумеется, выравнивание не имеет смысла для отдельных символов, это атрибут абзаца. Для текста любого типа выравнивание может быть задано для каждого абзаца отдельно. Оно определяется как: выровненный по левому краю (Left justify), по центру (Center justify), по правому краю (Right justify) и по ширине (Fully justify). В тексте, выровненном по ширине, строки выравниваются по правому и левому краю колонки.
Интерлиньяж
Расстояние между строками (интерлиньяж) задается для всего абзаца. Общая высота строки равна кеглю самого крупного шрифта, использованного в ней, плюс небольшое расстояние. Стандартная величина интерлиньяжа определяется как 110-120% кегля, но так бывает не всегда.
Спуск
Понятие, которое вызывает особый интерес у начинающих. Дело в том, что когда-то спусковые полосы содержали в себе заставки. В силу различных причин сейчас заставки почти не употребляются. Но пробел перед началом новой части большого текста остался и является важной частью его внутренней иерархии.
Источник : http://www.prodtp.ru/
- 10 лучших сервисов для дизайнеров и веб-дизайна (2391)
- 16 приемов создания креативной рекламной идеи (17163)
- 8 техник генерации креативных идей - выбор за вами (12466)
- Как разработать рекламный слоган (60456)
- Разработка логотипа - 3 основных типа лого и 10 ключевых составляющих (57817)
- Понятие Фирменного стиля. Базовый комплект фирменного стиля (28678)
- Креатив в рекламе - 4 составляющих успеха (33240)
- Креативная стратегия для разработки элементов фирменного стиля (27770)
- Правила проектирования фирменного стиля. Изучаем этапы (19946)
- Что такое креативность? (27239)
- Disruption - официальная креативная технология TBWA (18943)
- Зачем нужен фирменный стиль? (31392)
- Классические и современные техники создания креативной рекламы (20164)
- Использование метафор - это кратчайший путь к подсознанию (29039)
- Стадии развития креативных технологий. Методика Мозгового штурма (16946)
- Успешная реклама. Нужен ли креатив? (20422)
- Что такое “Фирменный стиль” (145084)
- Каким должен быть фирменный стиль компании? (40971)
- Классификация элементов фирменного стиля - основные элементы (43456)
- О фирменном стиле замолвите слово. Опишем фирменный стиль простыми словами (20606)
- Разработка фирменного стиля торговой марки (25511)
- Что такое креатив? Эффективность или креативность (20588)
- Что такое креатив? Разбираемся с понятием (23904)
- Как сочиняют слоганы - 5 основных приемов с примерами (22329)
- Дизайн рекламы (93307)
- Психологический дизайн фирменного стиля (30127)
- Красный цвет - цвет лидера. Дизайн рекламы в красных тонах (27152)
- Джон Джилрой - великий рекламный дизайнер (1898-1985) (18682)
- Психологические закономерности восприятия рекламных текстов (29089)
- Приемы и методы рекламного воздействия на Аудиторию (57082)
- Сделайте нам красиво. Что заказчики ждут от рекламного агентства (13402)
- Визуальное позиционирование упаковки. Влияние цвета на целевую аудиторию, примеры (24410)
- Создание креативной рекламы с единой сюжетной линией (19001)
- Техника персонификации в создании креативной идеи - пример с Вимм-Билль-Данн (16311)
- Секс в рекламе - сила воздействия (21033)
- Шок, эпатаж или креатив? (14861)
- Психология цвета в рекламе. Семантика цвета (24540)
- Шрифт в дизайне - Основные элементы текста. Правильный подбор шрифтов (31825)
- Графическое и шрифтовое оформление рекламы. Практические рекомендации (54034)
- Цветовой круг. Практическое руководство для дизайнера и художника (25628)
- Декоративные шрифты. Типы декоративных шрифтов. Кому это нужно? (32103)
- Принципы построения изобразительно-шрифтовых композиций (63317)
- Креативные Рекламные ролики - креативная идея как основа (32765)
- Выразительность рекламной фотографии. Как зацепить потребителя? (20159)
- Креативное мышление в рекламе. Мозговой штурм и метод латерального мышления (23448)
- Big Idea - Долгосрочная стратегия креативного позиционирования (18044)
- Чей это след? Пример креативной идеи и успешной Рекламной кампании (14726)
- Теория построения шрифта. Виды шрифтов и их особенности восприятия для художников (36444)
- Что такое креатив? Рекламный и PR креатив - показатель эффективности (69077)
- Цветовые веера Pantone. Цветовые библиотеки для графического дизайна и полиграфии (24391)
- Основы теории цвета. Цвет в Дизайне рекламы (41747)
- Сергей Пронин о том, как создается креатив (18574)
- Твоя первая этикетка. Дизайн этикетки - основы цвета и первые шаги (49492)
- Методы поддержки процесса поиска новых идей (Синектика) (24001)
- Критерии оценки креативной идеи (21778)
- Второе пришествие Axe. История креативного продвижения бренда (15548)
- 8 советов для создания креативной рекламы от Дэвида Огилви (83674)