Индекс потребительского доверия рухнул. Везде
Июль 2020

Во II квартале 2020 года уровень потребительского доверия во всем мире пережил самое драматичное снижение за все время измерений в течение последних 15 лет.
В России уровень потребительского доверия опустился до 62 пунктов (-6 п.п. по сравнению с IV кварталом 2019 года — здесь и далее сравниваются II квартал 2020 и IV квартал 2019 года как наиболее наглядные примеры двух периодов — до пандемии COVID-19 и после основной волны кризиса). В последний раз аналогичный результат, ставший антирекордом, был зафиксирован в I квартале 2019 года.
Глобальные значения индекса опустились еще более существенно: на 14 п.п. до 92 пунктов в среднем в мире и на 12 п.п. до 74 пунктов в Европе, следует из глобального исследования потребительского доверия The Conference Board®, подготовленного в сотрудничестве с Nielsen.
В России снизились значения всех трех показателей, на основе которых складывается индекс — оценки потребителями перспектив на рынке труда, уровня финансового благополучия и готовности тратить деньги. Число россиян, ожидающих «хороших» или «отличных» финансовых перспектив в ближайшие 6 месяцев, во II квартале 2020 года сократилось до 23% (-10 п.п.) по сравнению с IV кварталом 2019. Доля тех, кто считает, что сейчас подходящее время тратить деньги, сократилась до 17% (-3 п.п.). А уверенными в перспективах на рынке труда себя назвали только 15% (-6 п.п.).
«Негативное влияние пандемии COVID-19 ощутили большинство стран во всем мире, поэтому текущее значение индекса потребительского доверия ни для кого не стало сюрпризом. Часть россиян потеряли работу, другие лишились части заработка и оказались в ситуации неопределенности, что привело к перераспределению трат и сокращению расходов. Сильнее всего во II квартале потребители в России переживали за экономику страны, в этом признались 39% опрошенных, тогда как даже о здоровье в текущей ситуации беспокоилось меньше опрошенных — только 30%. Но одновременно с этим доля тех, кто уверен в выходе из кризиса в течение года, увеличилась с 6% до 17%, что может быть признаком того, что в обозримом будущем тренд изменится в позитивную сторону», — комментирует Марина Волкова, директор по аналитике и консалтингу Nielsen Россия.
Доля российских потребителей, у которых есть свободные деньги (средства, оставшиеся после совершения расходов на базовые нужды), составила 74%. В IV квартале 2019 таких было 78%. Впрочем, даже имея свободные деньги, их тратят на меньшее количество статей: на одежду стали тратить деньги на 7 п.п. меньше потребителей (35%), на развлечения вне дома — на 9 п.п. (20%), на отпуск — на 3 п.п. (29%). Меньшее количество россиян сберегали деньги (26%, — 6 п.п.), 29% направляли свободные средства на выплату долгов (29%, + 1 п.п.).
Оказавшись в самоизоляции, россияне стали больше экономить на покупке одежды (61%, +2 п.п. по сравнению с IV кварталом 2019) и отпусках — 42% (+ 8 п.п.), в то время как уровень экономии на других статьях бюджета снизился. Если в IV квартале 2019 года на более дешевые FMCG -бренды переключались 56% потребителей, то во II квартале 2020 таких оказалось 45%. На более доступные бренды алкоголя во II квартале переключались 19% (-10 п.п. по сравнению с IV кварталом 2019), сокращали бюджет на развлечения дома 32% (-4 п.п.), экономили на услугах связи 15% (-9 п.п.), меньше курили 11% (-7 п.п.).
«В период самоизоляции потребительское поведение пережило сильнейшие изменения: россияне стали меньше экономить на еде и алкоголе, больше развлекались дома, отказывая себе в удовольствиях, которые сегодня мы ассоциируем с миром „до пандемии“, например, обновлении гардероба и отпусках.
Меньше других в текущей ситуации пострадали FMCG-производители и ритейлеры, которые, впрочем, были вынуждены сделать масштабные инвестиции в развитие логистических мощностей и сдерживание роста цен. С большой долей вероятности они пересмотрят свои стратегии, чтобы подготовиться к возможным сложностям в будущем, тем не менее, пока рано делать долгосрочные выводы, ведь с отменой самоизоляции многие процессы, пусть и медленно, но начали приходить в новую норму», — комментирует Марина Волкова, директор по аналитике и консалтингу Nielsen Россия.
Сильнее всего по итогам II квартала 2020 россияне оказались обеспокоены состоянием экономики: сразу 39% опрошенных выбрали этот пункт, что сразу на 20 п.п. больше, чем в IV квартале 2019. Среди других поводов для беспокойства россияне назвали состояние здоровья (30%, -3 п.п.), увеличение цен на продовольствие (29%, +1 п.п.), а также сохранность рабочих мест (27%, +9 п.п.).
Рекламы, PR и Маркетинга вы можете ознакомиться
на страницах журнала "Практика Рекламы"


Июнь 2022 - ИсследованияМай 2022 - Исследования
- Почему 21% малых и средних компаний отказались от таргетированной рекламы? (6957)
- Какие прогнозы развития рекламного рынка дает Group4Media? (598)
- Спам звонки бьют рекорды (658)
- 5 компаний получили 50% мирового рекламного дохода. Знаете Какие? (4967)
- Доходы «Газпром-медиа» от телерекламы на май сократились на 37% (768)
- Какие независимые агентства вошли в ТОП-10 по объемам закупок рекламы? (3912)
- Какие агентства вошли в ТОП-10 по объемам закупок рекламы в интернете? (2925)
Апрель 2022 - Исследования
- Аудитория RuTube выросла почти на 30 % (578)
- Каждый пятый россиянин перестал пользоваться соцсетями (520)
- «Авито» превысил 100 млн объявлений (504)
- Какие агентства вошли в ТОП-10 по объемам закупок рекламы на радио? (2546)
- Какие агентства попали в ТОП-10 по объемам закупок рекламы в прессе? (6391)
- Какие агентства вошли в ТОП-10 по объемам закупок ТВ-рекламы? (2196)
- Срок хранения документов (138)
- Как выбрать путевку в Египет, Путевка в Египет из Казахстана (194)
- Как изменились у банков объемы рекламного размещения? (940)
- Что посмотреть в Евпатории летом (132)
- Где и как применяют спанбонд (132)
- Интересная Статистика Пользователей Интернета в 2022 (807)
- А что вы знаете об онлайн казино 1xSlots? (45)
- Что вас ждет в онлайн казино Покер Дом (36)
- Рулетка в казино Вулкан – выбор знатоков азартных игр (40)
- Как получить пользу от бега? (189)
Март 2022 - Исследования
- Какое падение рекламных доходов станет успехом? (1007)
- Число авторов на YouTube снизилось на 21% (925)
- Смогут ли блогеры зарабатывать на рекламе в Telegram? (902)
- Почему стоит Pin-Up casino скачать на свое устройство: особенности и преимущества (303)
- 5 причин купить квартиру с отделкой от застройщика (225)
- Как выбрать шуруповерт для домашнего использования (251)
- Какие перспективы в 2022 у интернет-рекламы? (1070)
- Какие казино играть онлайн выбирают наши соотечественники (155)
- Какие перспективы в 2022 у наружной рекламы? (996)
- Какие перспективы в 2022 у рекламы в прессе? (919)
- Пинап рабочее зеркало на сегодня: функционал и как найти (291)
- Как найти элитные таунхаусы в Подмосковье (915)
- Чья реклама останется на телевидении? (1386)
- Ипотека в 2022 году: стоит ли ждать условий лучше (651)
- Почему геймблеры выбирают Gold Casino (139)
Февраль 2022 - Исследования
- Реклама и маркетинг вошли в ТОП ненужных расходов (1096)
- Как телевизор влияет на оптимизм? (899)
- Онлайн казино Pin-Up (263)
- Как «Одноклассники» справляются с продвижением бизнеса? (1077)
- 9 правил при выборе платформы автоматизации маркетинга (455)
- Выбираем офисную мебель: на что обращать внимание при покупке (359)
- Какую программу лояльности создал букмекер Лига Ставок? (246)
- Прогнозы на баскетбол (411)
- Насколько россияне обиделись на международные бренды? (1045)
- Сколько человек пришли за новостями в Telegram-каналы? (984)
- Как влияют советы в СМИ на финансовое поведение россиян? (1119)
- Как выбрать онлайн-казино: о Pin Up отзывы и другие особенности (873)
Январь 2022 - Исследования
- Какие рекламные контракты пошли прахом из-за политики? (1223)
- Какие тренды мобильного маркетинга ждут в 2022 ? (721)
- Зачем казино онлайн бесплатно без регистрации позволяет играть геймблерам (333)
- Министерство культуры и спорта Казахстана будет контролировать игорный бизнес (269)
- Как реклама на Супербоуле повлияла на криптоприложения? (1367)
- Анонс петиции об упорядочивании деятельности блогеров (372)
- Основные HR-метрики для оценки привлекательности бренда работодателя (429)
- Необходимо ли зеркало Вулкан казино сейчас? (483)
- Какую бутилированную воду можно сегодня купить (331)
- Какие компании в 2022 попали в ТОП-10 самых уважаемых? (898)
- Как в Москве с качеством жизни? (946)
- Как Ozon справляется с трудностями? (791)
- Как политика влияет на рекламу на зимней Олимпиаде? (943)
- Как вырастут рекламные расходы в 2022? (932)
- Сколько твитов пришлось удалить Twitter? (938)
- Какой в казино онлайн бывает бонус за регистрацию (347)
- Игровые автоматы у букмекера ГГБет Казино (307)
- Как в России продвигают свой товар в интернете? (38548)
- Как быстро может работать Mediascope? (16930)
- Какие тенденции медиапотребления наблюдаются в России? (27593)
- Какой ролик - самый популярный на YouTube? (988)
- Kavva Capital отзывы обзор надежного брокера (419)
- Как выбрать видеокарту и чем интересна GeForce RTX 3060 Ti (365)
- День рождения ребенка весной. Советы по организации. (444)