Рост рекламного рынка сократился в ТРИ раза. Не помогли и 18% роста Интернет-рекламы
Май 2019

В первом квартале российский рекламный рынок замедлился более чем в три раза по сравнению с аналогичным периодом 2018 года. Согласно оценке Ассоциации Коммуникационных Агентств России (АКАР), объем рекламных бюджетов вырос на 4% и достиг 111 млрд рублей за вычетом НДС. Годом ранее динамика рынка составляла 13%.
Среди сегментов рост продемонстрировали только интернет (+18%) и Out of Home (+3%). На телевидении бюджеты сократились на 6%, на радио — на 5%, а пресса просела на 12%. Напомним, в первом квартале 2018 года отрицательная динамика наблюдалась только в печатных СМИ, остальные медиаканалы были в плюсе. Например, в прошлом году ТВ показывало рост на 13%.
Аналитики прогнозировали падение телерекламных бюджетов. Еще в апреле участники рынка говорили о снижении расходов рекламодателей на 5−10%. Российские телеканалы не впервые начинают год со слабого старта. Так, в первом квартале 2015-го объем рекламных бюджетов на ТВ сократился на 22% — к этому привела резкая девальвация рубля. В 2016−2018 годах рекламные доходы вещателей росли, а в последнем квартале 2017 года телевидение впервые уступило интернету. Digital смог мобилизовать маркетинговые бюджеты за счет технологий, форматов, аудитории, измеримости и подтверждаемой эффективности кампаний.
В IV квартале 2018 года динамика ТВ доходов не дотянула до заявляемого целевого показателя 10%. В Publicis Media объясняли ситуацию тем, что рекламодатели предпочли performance инструменты в ущерб имиджевым кампаниям. По прогнозам холдинга, в 2019 году рынок телерекламы вырастет на скромные 5%, а объем бюджетов в целом — на 8%.
АКАР также подсчитала, что суммарный объем региональной рекламы по четырем медиасегментам — телевидению, радио, прессе и наружной рекламе — в I квартале 2019 года упал на 9% и составил 10,4−10,6 млрд рублей.
Замедление рекламного рынка наблюдатся на фоне стагнации в экономике. По предварительной оценке Росстата, ВВП в январе-марте 2019 года вырос всего на 0,5%, что несколько ниже оценки Минэкономразвития (0,8%). Экономисты отмечают, что снижение темпов роста ВВП было ожидаемым и связано со слабостью внутреннего спроса на фоне повышения налоговой нагрузки. Общая слабость спроса подтверждается и тенденцией к быстрому замедлению инфляции, говорится в официальном сообщении.
Сергей Веселов, вице-президент АКАР: «На рынке сохраняются стабильные тренды последних лет — снижение прессы и рост интернета. Все неосновные издания уже закрылись. У крупных газет и глянцевых журналов ситуация лучше, чем у остальных. Они остаются на рынке и сохраняют свою долю.
За счет чего конкретно продолжает расти, хотя и замедлив динамику, интернет, мы до сих пор не знаем. Интернет — многообразный, динамично развивающийся сегмент, который характеризуется одной-единственной цифрой. О чем это говорит? О том, что рекламный рынок становится все сложнее, и его текущая оценка не в полной мере отражает эту усложнившуюся реальность. По большинству других сегментов тоже есть вопросы. Будем изучать ситуацию, уточнять методики оценки и по итогам первого полугодия 2019 постараемся дать более взвешенную оценку.
Но пока по текущей модели. Хорошую динамику в I квартале продемонстрировал ООН. Можно предположить, что это результат появления рекламы в московском метро и увеличения количества digital конструкций. Но на крупнейшем — московском — рынке основной их рост был год назад. Да, мода на digital щиты сохраняется. Но сколько она продлится, мы не понимаем. И это тоже вопросы к методике.
У радио и ТВ отрицательная динамика. Это не те страшные -60% или -28% у ТВ, которые мы помним по предыдущим экономическим кризисам, но объяснение требуется. Основная характеристика текущей экономической ситуации — неопределенность. У производителей товаров и услуг задачи смещаются от работы с брендом, для чего в первую очередь используются ТВ и радио, к оперативному поддержанию текущих продаж, на что направлены ценовые акции в магазинах и т. п. Но это защитная реакция на коротком отрезке. Стратегически без брендинга все равно никому не обойтись. Более того, сегодня уже многие специалисты отмечают, что и в мире, и в России чрезмерное увлечение всевозможными акциями, промоакциями, а зачастую просто демпингом, привело к снижению лояльности потребителей в отношении многих брендов. А этого последние никак допускать не могут и понимают необходимость корректировки своей маркетинговой политики.
Еще один момент: у потребителей снижаются реальные доходы, они вынуждены отказываться от потребления более дорогих, как правило брендированных, товаров в пользу товаров и услуг из нижнего ценового сегмента. И для ТВ, при помощи которого в основном и строятся бренды, это объективное ограничение. Но как только ситуация в экономике улучшается, рекламодатели возвращаются к продвижению брендов и возвращают бюджеты на ТВ.
Еще надо понимать, что мы сравниваем начало 2019 года с высокой базой I квартала 2018 года, когда были олимпийские игры, президентские выборы в России и подготовка к чемпионату мира по футбола, которые суммарно дали ТВ рынку дополнительные 3−4% динамики».
Рекламы, PR и Маркетинга вы можете ознакомиться
на страницах журнала "Практика Рекламы"





Май 2023 - ИсследованияАпрель 2023 - Исследования
- Что происходило в Рунете в 2022? (336)
- Какую рекламу дают в «Телеграм»? (768)
- Что стоит продвигать на Wildberries? (883)
Март 2023 - Исследования
- Как относятся к рекламным объявлениям в соцсетях наши сограждане? (14280)
- Сколько тратят на продвижение автомобильные бренды в России? (1091)
- Сколько Ozon получил от рекламы в 2022? (1254)
- На какие цели тратят свои ТВ-бюджеты рекламодатели? (1023)
- Как изменились доходы российских блогеров в 2023 году? (1069)
- Какова эффективность e-mail-рассылок для фэшен-компаний? (967)
- Что принес 2022 год рынку интернет-рекламы? (1060)
- Что принес 2022 год наружной рекламе? (1092)
- Что принес 2022 год рекламе на радио? (919)
- Что принес 2022 год прессе? (1020)
- Какие компании попали в ТОП-20 рекламодателей на ТВ в 2022? (8977)
- Сколько ведущие бренды потратили в 2022 на рекламу? (881)
Февраль 2023 - Исследования
- Как дела у прессы? (790)
- Какие тренды в интерактивной рекламе выявил 2022? (778)
- Какие были продажи телерекламы в 2022? (729)
- Как тратили на рекламу в 2022 году мебельные компании? (793)
- Как россияне узнают новости? (1186)
- Какие компании вошли в ТОП-10 самых дорогих ресторанных брендов? (5755)
- Почему геймблеры выбирают слоты онлайн демо режима (31)
- Почему в казино Слотозал зеркало - любимый способ избежать потери развлечений (85)
- Сколько стоит клиникам приход клиента по контекстной рекламе? (827)
- Как игровому клубу GMS-Deluxe удалось выжить во всемирной паутине (91)
- О мобильной версии Вулкан Делюкс казино (112)
- Сколько в России тратят на видеоконтент? (1041)
- О возможностях Fresh Casino (72)
- Обзор игрового клуба Эльдорадо (103)
Январь 2023 - Исследования
- Как испортить рекламную кампанию? (962)
- Рулетка онлайн в игровом клубе Вулкан 24 (113)
- О безопасности онлайн-казино Леон (103)
- Какие игровые автоматы на деньги выбирают геймблеры (105)
- Принципы и особенности игры на деньги Aviator Pin-Up (166)
- Почему интернет-пользователи выбирают казино Лев (134)
- Классические видеослоты в PlayFort (134)
- Что мотивирует посетителей онлайн-магазинов сделать покупку? (1083)
- Как казино Эльдорадо спасает нервы жителям мегаполисов (143)
- Почему геймблеры выбирают Vavada (163)
- Какие аппетиты у нашего крупнейшего продавца ТВ-рекламы? (968)
- О пользе от Vulcan Stars (150)
- Доктор Мышь в казино Pokerdom (144)
- Игровые автоматы Вулкан ждут своих почитателей (164)
- Как всегда иметь доступ к казино Pin UP (182)
Декабрь 2022 - Исследования
- Почему в Казино Вулкан онлайн популярны зеркала (166)
- Как сравнить эффективность размещения рекламы на разных маркетплейсах? (5166)
- Обзор Leon casino (213)
- Какие тренды в создании контента нас ждут в 2023? (994)
- Зачем нужно Spin City casino скачать на мобильное устройство (170)
- Как изменились предпочтения россиян? (1111)
- Как изменились предпочтения телезрителей за последние четыре года? (1383)
- Какие есть в казино Адмирал игровые автоматы (208)
- Особенности игры в Maxbet - казино с выводом денег (203)
- Выбираем идеальное онлайн-казино (253)
- Какие слот-машины в казино 1xBet подойдут новичку (318)
- Какой должна быть новогодняя реклама? (1381)
- Как следует себя вести новичку в казино Вулкан Старс (327)
- Банковские вклады: есть ли смысл открывать (667)
- Какие траты на рекламу позволили себе в 2022 ретейл и e-commerce? (1553)
- Плюсы от посещения онлайн казино Джой казино (302)
- Классика видеослотов в казино Fresh (278)
- Насколько эффективны рекламные звонки? (1575)
- Пинап бет: советы для исключения эмоциональных решений при ставках (266)
- Ассортимент развлечений pin up kz для опытных игроков и новичков (271)
- Какие компании вошли в ТОП-10 влиятельных брендов? (1570)
- Какие тренды ждут рынок рекламы в 2023? (1603)
- Турниры в онлайн казино Вулкан 24 (290)
- Покупка частного дома в Бишкеке: основные преимущества (770)
- О выводе выигранных сумм в казино Вулкан (281)
- Какую телерекламу зрители считают полезной? (1392)
- Как воспринимается реклама в подкастах? (2353)
- Сколько Telegram берет за тысячу показов рекламы? (1631)
- Сколько потеряло рекламы телевидение в 2022? (1596)
- Почему у нас любят в игровые автоматы играть бесплатно (450)