Психологический дизайн фирменного стиля
В последнее десятилетие в России все больший интерес со стороны как коммерческих, так и государственных организаций проявляется к фирменному стилю. Так сложилось изначально, что фирменный стиль всегда считался прерогативой дизайнеров, художников и полиграфистов.
В противоположность российскому рынку на Западе разработке фирменного стиля уделяется внимание на протяжении нескольких десятков лет, причем в этом процессе помимо дизайнеров принимают участие аналитики, маркетологи и психологи. Очень распространенным методом, используемым в работе над фирменным стилем в целом или над стилем конкретного брэнда, являются так называемые "фокус-группы", цель которых выяснить мысли, ощущения и чувства, которые вызывает сам продукт или его реклама.
Работа ведется как среди самих изготовителей, так и среди потенциальных потребителей путем опросов и тестирования групп добровольцев. Обработка полученных результатов позволяет создать оптимальный вариант решения, выраженный в цвете, абрисе, форме, согласуясь со временем и местом размещения данного брэнда. А если речь идет о стиле фирмы вообще, то учитываются и планируемые темпы ее развития и позиционирование в определенном секторе рынка и многие другие факторы.
В связи с этим становится актуальным вопрос о том, что такое фирменный стиль вообще, в широком понимании и каково его влияние на деятельность фирмы в целом, на психологическую обстановку в коллективе и каков механизм его воздействия на психику человека.
Знание такого механизма позволяет определить, какие элементы фирменного стиля будут "работать" положительно, какие отрицательно, какие являются нейтральным балластом. Фирменный стиль - это всегда заявление о себе в социуме. Он относится не только к фирме, но и к индивидуальной деятельности. Благодаря фирменному стилю узнают человека, или группу людей, их работу, их позиционирование в жизни и бизнесе.
Фирменный стиль - это своего рода постоянно работающая реклама. Это отражение сути или внутреннего содержания во внешнем мире.
Но, к сожалению, к такому важному вопросу, как разработка фирменного стиля в России, зачастую подходят формально. При этом заказчик часто плохо представляет, каков должен быть результат, и полностью полагается на дизайнера. А дизайнер, зачастую, старается выразить в своей работе себя, а вовсе не заказчика и не его вид деятельности.
В результате получается продукт, который может быть выполнен с высоким художественным вкусом и качеством, но не будет иметь практической ценности для заказчика, т.е. не будет работать на его бизнес. И примеров тому очень и очень много. Есть такая поговорка: "Как вы лодку назовете, так она и поплывет". Это выражение в большей степени, как ни к чему другому относится к разработке фирменного стиля, который намного шире, чем его принято обычно считать.
Давайте сначала остановимся на том, что включает в себя фирменный стиль как таковой. Среди фирменных знаков различают: собственно знак, символ, иероглиф, пиктограмму, эмблему и логотип.
Исторически первым появился знак. Даже при отсутствии фирмы или организации, у кустаря-одиночки, производящего какое-либо изделие, часто было личное клеймо, по которому узнавали продукт его труда.
Знак - это максимально упрощенная форма, концентрированное выражение информации. Как правило, знак был призван сохранять форму и содержание прототипа. Символ - более абстрактная форма, сохраняющая только формальный признак прототипа. Цветовое решение здесь не всегда обязательно.
Иероглиф - часто несет несколько сообщений о развитии события. Например, египетский иероглиф "энкх", обозначающий "жизнь", состоит из трех частей: "земля", "человек" и "солнце". То же самое относится и к китайским или японским иероглифам.
Пиктограмма - это нечто среднее между знаком и иероглифом. В пиктограмме также возможно изображение действия, развития.
Эмблема - это уже элемент декора, украшение, в котором используются несущие информацию знаки (узоры ковров, керамических изделий и т.п.).
Логотип - это сочетание знака и слова.
В фирменном стиле следует различать главные элементы и носители.
К носителям фирменного стиля относится все, в чем он может проявляться:
- различная документация фирмы на бланках, обложки печатной продукции, титульные листы;
- WEB-сайты;
- упаковка выпускаемого товара;
- сами производимые товары;
- рекламные формы: калькуляторы, ручки, посуда и т.п.;
- интерьер и экстерьер всех помещений фирмы;
- костюм и аксессуары персонала;
- транспортный парк фирмы.
К главным элементам фирменного стиля относятся: фирменный знак, название, рекламный слоган, цветовая гамма, форма, силуэт или абрис. И даже такие редко используемые в российском бизнесе элементы, как фирменный парфюм, фирменная мелодия или гимн, стиль одежды, фирменная манера держаться, и даже говорить.
Таким образом, из всего вышеизложенного становится понятно, что фирменный стиль включает в себя практически все пространство, в котором работает человек.
Однако в настоящее время на российском рынке многие организации используют из этого обширного набора всего лишь логотип, реже слоган, а носителями выбираются, как правило, рекламные материалы, бланки, визитные карточки и упаковка, то есть полиграфическая продукция.
С древнейших времен человека сопровождают различные символы, с их помощью он пытается сделать видимыми и узнаваемыми свои идеи. Однако функции и значения символов часто разрастаются до чего-то большего и перестают быть только художественно выполненными указателями. В течение тысячелетий они позволяли скульпторам, художникам и ремесленникам передавать глубочайшие мысли о человеческой жизни и природе.
Многие символы наделены не одним, а множеством значений, так как содержат идеи, несущие различную смысловую нагрузку. Они вобрали в себя как древнейшие, так и более новые представления людей о космосе, своем месте в нем, о своих поступках, о том, чем они должны гордиться и что уважать.
Символы приняты на вооружение психологией, так как отражают глубины человеческого сознания и подсознания. Простые идеи, выраженные символом, несущим эмоциональную окраску, приобретают новую силу, расширяют свой смысл от частного случая к обобщению. Символизм сохранил свою графическую и психологическую силу не только в таких творческих областях, как литература, музыка, кино, театр и живопись, но также в политике и рекламе.
Работая над созданием фирменного стиля, необходимо учитывать то, какое воздействие на мозг производит та или иная форма, цвет, слово. С этой точки зрения необходимо рассмотреть, как происходит восприятие образов.
В биологических исследованиях 70-90 гг. показано, что, начиная с вирусов и кончая человеческим организмом всюду выявляется золотая пропорция, характеризующая соразмерность и гармоничность их строения. Учение пифагорейцев о гармонических соотношениях нашло широкое применение в античной архитектуре и скульптуре.
О способности зрительного анализатора человека выделять объекты, построенные по алгоритму Золотого Сечения, как красивые, привлекательные и гармоничные, известно давно. Золотое Сечение дает ощущение наиболее совершенного единого целого. Формат 40 книг беллетристики соответствует Золотому Сечению. Оно выбирается для окон, живописных полотен и конвертов, марок, визиток.
Таким образом, фирменный стиль влияет на жизнедеятельность организации положительно, если он создан в соответствии с правилами психологического дизайна и универсальным законом Золотого Сечения, в противном случае он либо не влияет, либо может привнести дисбаланс во многие сферы работы фирмы.
Д.п.н. Козлов В.В., к.п.н. Ильинская Л.В.
- 10 лучших сервисов для дизайнеров и веб-дизайна (2381)
- 16 приемов создания креативной рекламной идеи (17123)
- 8 техник генерации креативных идей - выбор за вами (12447)
- Как разработать рекламный слоган (60427)
- Разработка логотипа - 3 основных типа лого и 10 ключевых составляющих (57779)
- Понятие Фирменного стиля. Базовый комплект фирменного стиля (28664)
- Креатив в рекламе - 4 составляющих успеха (33212)
- Креативная стратегия для разработки элементов фирменного стиля (27750)
- Правила проектирования фирменного стиля. Изучаем этапы (19936)
- Что такое креативность? (27230)
- Disruption - официальная креативная технология TBWA (18932)
- Зачем нужен фирменный стиль? (31382)
- Классические и современные техники создания креативной рекламы (20151)
- Использование метафор - это кратчайший путь к подсознанию (29030)
- Стадии развития креативных технологий. Методика Мозгового штурма (16937)
- Успешная реклама. Нужен ли креатив? (20413)
- Что такое “Фирменный стиль” (145050)
- Каким должен быть фирменный стиль компании? (40956)
- Классификация элементов фирменного стиля - основные элементы (43439)
- О фирменном стиле замолвите слово. Опишем фирменный стиль простыми словами (20600)
- Разработка фирменного стиля торговой марки (25511)
- Что такое креатив? Эффективность или креативность (20582)
- Что такое креатив? Разбираемся с понятием (23858)
- Как сочиняют слоганы - 5 основных приемов с примерами (22313)
- Дизайн рекламы (93270)
- Красный цвет - цвет лидера. Дизайн рекламы в красных тонах (27139)
- Джон Джилрой - великий рекламный дизайнер (1898-1985) (18671)
- Психологические закономерности восприятия рекламных текстов (29069)
- Приемы и методы рекламного воздействия на Аудиторию (57044)
- Сделайте нам красиво. Что заказчики ждут от рекламного агентства (13398)
- Визуальное позиционирование упаковки. Влияние цвета на целевую аудиторию, примеры (24386)
- Создание креативной рекламы с единой сюжетной линией (18989)
- Техника персонификации в создании креативной идеи - пример с Вимм-Билль-Данн (16298)
- Секс в рекламе - сила воздействия (21021)
- Шок, эпатаж или креатив? (14856)
- Психология цвета в рекламе. Семантика цвета (24531)
- Шрифт в дизайне - Основные элементы текста. Правильный подбор шрифтов (31806)
- Графическое и шрифтовое оформление рекламы. Практические рекомендации (54001)
- Цветовой круг. Практическое руководство для дизайнера и художника (25619)
- Декоративные шрифты. Типы декоративных шрифтов. Кому это нужно? (32058)
- Принципы построения изобразительно-шрифтовых композиций (63282)
- Креативные Рекламные ролики - креативная идея как основа (32743)
- Выразительность рекламной фотографии. Как зацепить потребителя? (20151)
- Креативное мышление в рекламе. Мозговой штурм и метод латерального мышления (23439)
- Big Idea - Долгосрочная стратегия креативного позиционирования (18024)
- Чей это след? Пример креативной идеи и успешной Рекламной кампании (14717)
- Теория построения шрифта. Виды шрифтов и их особенности восприятия для художников (36421)
- Шрифт и текст - основные понятия. Шрифт как элемент дизайна (24738)
- Что такое креатив? Рекламный и PR креатив - показатель эффективности (69051)
- Цветовые веера Pantone. Цветовые библиотеки для графического дизайна и полиграфии (24376)
- Основы теории цвета. Цвет в Дизайне рекламы (41733)
- Сергей Пронин о том, как создается креатив (18569)
- Твоя первая этикетка. Дизайн этикетки - основы цвета и первые шаги (49451)
- Методы поддержки процесса поиска новых идей (Синектика) (23992)
- Критерии оценки креативной идеи (21761)
- Второе пришествие Axe. История креативного продвижения бренда (15513)
- 8 советов для создания креативной рекламы от Дэвида Огилви (83666)