Критерии оценки креативной идеи
Новизна
Идея обладает новизной, если она предлагает новые процессы, концепции, способы и материалы. Новизна идей проявляется в расширении поля исследования проблемы.
Потенциальные возможности. Они проявляются в способности идеи побуждать к нахождению новых решений.
Оригинальность. Это наиболее общая характеристика для оценки продукта интеллектуального творчества. С практической точки зрения идея считается оригинальной, если подобной ей нет среди уже известных людям, работающим в определенной области. Поэтому инженерная идея, предложенная бухгалтером, может быть оригинальной именно для него, а не для инженера.
Гибкость. Очень важная характеристика идеи. С одной стороны, обладая этим качеством, идея дает новый взгляд на проблему, новый путь ее решения, а с другой, - она и сама способна к изменению и модификации.
Эффективность
Идея эффективна, если с ее помощью можно рассматривать любые компоненты проблемы.
Адекватность. Суть этого критерия - достаточность идеи. Она адекватна, если отвечает степени сложности проблемы. Адекватность идеи может быть определена как ее способность преодолеть препятствия на пути к решению задачи. Добавим, что идея, помогающая решать более сложные проблемы, будет оценена значительно выше, нежели не обладающая таким качеством.
Применимость. Она характеризует степень удобства использования идеи для решения данной задачи. Этот критерий близок по смыслу к адекватности, которая оценивается тем, насколько отвечает идея сути проблемы.
Логичность. Применение этого критерия в оценках ценности идеи нередко вызывает удивление. Мы привыкли думать, что наши мысли всегда логичны. Однако имеет смысл использовать рассматриваемый критерий для выявления того, насколько идея отвечает "правилам игры", то есть соотносится с общепризнанными научными фактами. Но использование лишь этого критерия недостаточно для определения ценности идеи. Яркая логичная идея должна к тому же обладать новизной, которая будет выделять ее среди других не менее логичных идей.
Полезность. Идея, которую можно применить к решению определенных задач, уже полезна сама по себе.
Ценность. Любая идея, применимая к решению даже некоторых проблем, обладает определенной ценностью. Чем шире круг решаемых с ее помощью задач и чем они сложнее, тем выше ценность идеи.
Проработанность и комплексность
Критерии, относящиеся к этой категории, отражают главным образом эстетические качества идеи. Использование таких критериев весьма субъективно и дает эффект лишь при наличии взаимопонимания между создателем идеи и ее оценщиком. Конечно, перед вами не встает этот вопрос, когда Вы оцениваете свою собственную идею. В целом комплексность идеи определяется степенью учета ею различных элементов - компонентов проблемы - и сведением их в единое целое.
Привлекательность. Идея обладает привлекательностью, если она обращает на себя внимание людей, которые ее рассматривают или же тех, на кого она оказывает влияние. В дополнение к ощущению красоты, обычно ассоциирующемуся с привлекательностью, такая идея может также вызывать удивление, изумление, радость и готовность принять ее безоговорочно.
Степень сложности. Если идея объединяет множество элементов в одну систему, то мы говорим о ее комплексности. Степень сложности идеи может рассматриваться в различных аспектах: техническом, содержательном, феноменальном. Комплексность идеи ассоциируется также с определенной сферой применения и многообразием учитываемых ею факторов.
Изящество. Оно проявляется в способе изложения идеи. Изящная идея характеризуется простотой, доступной формой представления сложных понятий.
Выразительность. Под этим понимается ясность изложения сути идеи. Выразительная идея лучше и легче воспринимается. Очевидно, даже ценная идея может быть отвергнута, если она не представлена в соответствующей форме.
Органичность. Идея, комплексная или целостная, сама по себе уже органична: она воспринимается как единое целое, как система.
Возможность реализации. При рассмотрении хорошо проработанной идеи иногда становится очевидным, что ее реализация требует немалых сил. Чем больше ошибок сделано при формулировании идеи, тем более трудоемкой будет ее реализация.
Если Вы решили руководствоваться вышеприведенными критериями, Вам небесполезно знать четыре фактора, влияющие на их применение.
Во-первых, эти критерии не подходят для научных исследований. Никакой работы по изучению обоснованности включения вышеприведенных характеристик в упомянутые три категории не было проведено. Еще раз хочу повторить; для исчерпывающего определения критериев и распределения их по категориям необходимо проведение тщательного научного исследования, без которого нельзя претендовать на абсолютную истину в изложенных предложениях.
Во-вторых, та или иная идея вполне может считаться яркой и неординарной, даже если она имеет высокие оценки далеко не по всем критериям. Однако в ее общей оценке желательно присутствие критериев из всех трех категорий.
В-третьих, предлагаемая вашему вниманию система оценки идей применима и к другим интеллектуальным продуктам в разнообразных сферах человеческой деятельности. Руководствуясь подобной схемой, Вы можете оценивать любой свой замысел.
И, наконец, в-четвертых, эту схему легко использовать для самотренировки, если Вы стремитесь повысить свой творческий потенциал, развить мыслительные способности. Она, безусловно, окажет Вам неоценимую помощь при решении ваших проблем.
Независимо от системы критериев, любая нетривиальная, и тривиальная также, идея оценивается по одному основному признаку: насколько она эффективна для решения проблемы. Если необходимо кратко оценить идею, прикиньте, во сколько раз приход от реализованной идеи будет больше расхода на реализацию данной идеи. Чем больше выгода, тем сильнее идея. Идеальный вариант - когда не затрачивая никаких усилий, получаете результаты. Ужасный - когда при больших затратах ресурсов эффекта нет или он вообще отрицательный.
Вы и сами используете свои идеи на практике, если считаете их ценными и способными помочь Вам решать вопросы. И это, безусловно, правильный подход, так как все остальное не столь уж и важно. Такой подход целесообразен в сфере искусства, например, если рассматривать произведение искусства как продукт интеллектуальной деятельности человека. Таким образом, собственно говоря, никакая блестящая идея не может быть распознана, пока Вы не использовали ее для решения какой-либо задачи.
- 10 лучших сервисов для дизайнеров и веб-дизайна (2368)
- 16 приемов создания креативной рекламной идеи (17071)
- 8 техник генерации креативных идей - выбор за вами (12423)
- Как разработать рекламный слоган (60386)
- Разработка логотипа - 3 основных типа лого и 10 ключевых составляющих (57745)
- Понятие Фирменного стиля. Базовый комплект фирменного стиля (28650)
- Креатив в рекламе - 4 составляющих успеха (33187)
- Креативная стратегия для разработки элементов фирменного стиля (27738)
- Правила проектирования фирменного стиля. Изучаем этапы (19928)
- Что такое креативность? (27215)
- Disruption - официальная креативная технология TBWA (18910)
- Зачем нужен фирменный стиль? (31368)
- Классические и современные техники создания креативной рекламы (20135)
- Использование метафор - это кратчайший путь к подсознанию (29019)
- Стадии развития креативных технологий. Методика Мозгового штурма (16928)
- Успешная реклама. Нужен ли креатив? (20394)
- Что такое “Фирменный стиль” (145008)
- Каким должен быть фирменный стиль компании? (40938)
- Классификация элементов фирменного стиля - основные элементы (43407)
- О фирменном стиле замолвите слово. Опишем фирменный стиль простыми словами (20592)
- Разработка фирменного стиля торговой марки (25511)
- Что такое креатив? Эффективность или креативность (20574)
- Что такое креатив? Разбираемся с понятием (23811)
- Как сочиняют слоганы - 5 основных приемов с примерами (22301)
- Дизайн рекламы (93228)
- Психологический дизайн фирменного стиля (30110)
- Красный цвет - цвет лидера. Дизайн рекламы в красных тонах (27121)
- Джон Джилрой - великий рекламный дизайнер (1898-1985) (18660)
- Психологические закономерности восприятия рекламных текстов (29046)
- Приемы и методы рекламного воздействия на Аудиторию (56986)
- Сделайте нам красиво. Что заказчики ждут от рекламного агентства (13386)
- Визуальное позиционирование упаковки. Влияние цвета на целевую аудиторию, примеры (24371)
- Создание креативной рекламы с единой сюжетной линией (18970)
- Техника персонификации в создании креативной идеи - пример с Вимм-Билль-Данн (16284)
- Секс в рекламе - сила воздействия (21003)
- Шок, эпатаж или креатив? (14846)
- Психология цвета в рекламе. Семантика цвета (24477)
- Шрифт в дизайне - Основные элементы текста. Правильный подбор шрифтов (31785)
- Графическое и шрифтовое оформление рекламы. Практические рекомендации (53968)
- Цветовой круг. Практическое руководство для дизайнера и художника (25604)
- Декоративные шрифты. Типы декоративных шрифтов. Кому это нужно? (32009)
- Принципы построения изобразительно-шрифтовых композиций (63253)
- Креативные Рекламные ролики - креативная идея как основа (32720)
- Выразительность рекламной фотографии. Как зацепить потребителя? (20140)
- Креативное мышление в рекламе. Мозговой штурм и метод латерального мышления (23426)
- Big Idea - Долгосрочная стратегия креативного позиционирования (18008)
- Чей это след? Пример креативной идеи и успешной Рекламной кампании (14698)
- Теория построения шрифта. Виды шрифтов и их особенности восприятия для художников (36393)
- Шрифт и текст - основные понятия. Шрифт как элемент дизайна (24711)
- Что такое креатив? Рекламный и PR креатив - показатель эффективности (69017)
- Цветовые веера Pantone. Цветовые библиотеки для графического дизайна и полиграфии (24362)
- Основы теории цвета. Цвет в Дизайне рекламы (41714)
- Сергей Пронин о том, как создается креатив (18557)
- Твоя первая этикетка. Дизайн этикетки - основы цвета и первые шаги (49406)
- Методы поддержки процесса поиска новых идей (Синектика) (23982)
- Второе пришествие Axe. История креативного продвижения бренда (15495)
- 8 советов для создания креативной рекламы от Дэвида Огилви (83650)