Принципы построения изобразительно-шрифтовых композиций
В этой статье мне хотелось бы рассмотреть часто возникающую перед дизайнерами задачу построения изобразительно-шрифтовой композиции. Т.е. другими словами речь здесь пойдет о способах сочетания шрифта с изображением или орнаментом.
Частенько от дизайнеров можно услышать, что им никак не удается "привязать" надпись к картинке. Результатом таких мучений становятся работы, где отсутствует единство композиции, которые разваливается на две свои составляющие части - изобразительную и шрифтовую.
Основная причина подобного недостатка в том, что дизайнеры неправильно понимают природу связи надписи и рисунка. Привязывание одного элемента к другому, приблизительной и чисто внешней подгонкой стилевых и масштабных признаков — это неверная установка, от которой надо навсегда отказаться. Шрифт и изображение в одной композиции это единый комплекс.
Что это значит? Прежде всего, то, что в работе над таким произведением автор должен решать вопрос изображения и шрифта одновременно, в неразрывной связи того и другого.
Так, что такое единство шрифта и изображения в композиции? В чем оно должно проявляться?
Во-первых, конечно, в единстве стиля и в общих признаках.
Если взять, к примеру, русскую рукопись или фрески древних храмов, то нельзя не обратить внимания на то, что уже в давние времена шрифт осознавался как выразительный элемент изобразительного искусства. Вспомните, сколь естественно и в то же время изобретательно вплетается шрифт в общий стиль и характер изображения в книжной миниатюре! Их нельзя назвать просто буквами, годными лишь для прочтения. Нет. Буквы в своем написании несут единое с изображением выразительно-стилевое начало (Рис.1).
Рис. 1. Композиция. В. Тоотс
Нам же часто приходится сталкиваться с тем, что эта тема у некоторых начинающих дизайнеров сводится только к вопросу - антиквой или гротеском лучше "дополнить" изображение? Причем характер того и другого шрифта понимается довольно примитивно, сводясь к одному: контрастный ли он, имеет засечки или нет?
Так упрощать - значит не иметь никакого, представления о существе проблем, встающих в данном случае перед дизайнером.
Вторым признаком единства можно считать единство смысловой логики изображения и надписи.
Каждому, даже совсем неопытному, дизайнеру ясно, что к шутливой картинке больше всего подходит такой же "шутливый" шрифт. Можно даже, вопреки правилам, дать текст разными по стилю буквами, в одном слове соединить различные гарнитуры и т.д. Причем это можно подчеркнуть, что бы передать пестроту и разнообразие. Это самый простой пример. Шрифт должен соответствовать стилю и смыслу изображения. Торжественность, праздничность, лирический или героический мотив - все это должно находить свое отражение и в характере шрифта.
В подобных работах не стоит, сделав графику, "пришивать" потом к ней шрифт. В этом случае шрифт всегда будет "чужим". Если композиция уже в сознании автора представляется разделенной на две части, то одного этого достаточно для минимального, но все же заметного искусственного разъединения надписи и изображения. Поэтому работу над композицией, включающей изобразительные и шрифтовые элементы, нужно обязательно начинать и вести одновременно по всем элементам. Надо постоянно помнить, что надпись и изображение - это части одного организма.
Изображение и шрифт должны обязательно находиться в исторической соподчиненности и соответствовать стилем той или иной эпохе. Это касается не только исторических тематик, но и современных. Ведь современность находится не вне истории. Это всего лишь звено в непрерывном историческом процессе…
Как правильно скомпоновать надпись и рисунок в композицию? В соответствии с пластикой рисунка (первый признак единства). Ведь рисунок на какую-либо историческую тему может быть выполнен по-разному. Так и шрифт к этому рисунку должен ему соответствовать.
Но помните - не рекомендуется просто реставрировать тот или иной исторический шрифт. Нужно иметь в виду, что при всем своем историческом характере композиция служит современности и должна говорить современным языком. Т.е. черты современности должны неизбежно присутствовать в работе.
Есть еще один признак, помогающий найти решение сочетания шрифта и рисунка, - это масштабное единство композиции. В чем оно заключается?
Дизайнер должен сразу (уже на первой стадии работы) представлять себе, что главенствует в композиции - шрифтовые или изобразительные элементы. Как они будут соотноситься между собой и что это соотношение эмоционально выразит.
Что будет, если все вышесказанное не учтено?
А то, что результат будет "ни два, ни полтора", т.е. неопределенный и случайный. Однако единство шрифта и изображения не исчерпывается только количественным соотношением того и другого.
Большое значение здесь имеет и степень цветовой насыщенности элементов. Например, если изображение выполнено пером в эскизной манере, а шрифт к нему подобран сочный и жирный, то текст, естественно, будет главенствовать над изображением.
Остановлюсь еще на одном частном случае, который заслуживает внимания.
Замечено, что многие неопытные и начинающие дизайнеры не в меру увлекаются "объемными шрифтами". Объясняется это просто: стремлением сделать надпись более весомой и эффектной. Только злоупотреблять этим приемом не следует. Например, при строго плоскостном изображении объемный (рельефный) шрифт, как правило, входит в противоречие с необъемным характером изображения и вступает с ним в конфликт. В результате вся композиция распадается на куски.
Вообще к объемному шрифту нужно относиться очень осторожно. Казалось бы, в фотографию, с ее глубинной пространственной перспективой, сам собой просится объемный шрифт для усиления впечатления "глубинности" и тем самым большей завершенности. Но это только кажется.
Если посмотреть на лучшие образцы плакатного и рекламного искусства, то можно заметить, что при использовании в них фотоизображений, шрифт все-таки (в подавляющем большинстве случаев) предпочитают давать плоским. Почему же так?
Дело в том, что всякая композиция строится с учетом изобразительной плоскости. А объемный рисунок (или фото) ее зрительно разрушает. И вот, чтобы нейтрализовать этот иллюзорный прорыв плоскости, предпочитают пользоваться именно плоскостными шрифтами, которые уравнивают объемное изображение с плоскостью.
Включение шрифта в изобразительную композицию - очень частая и совсем непростая задача. Ведь шрифт - это очень своеобразное искусство. Во-первых, он носит условный, знаковый, а не изобразительный характер. Во-вторых, шрифтовая композиция не только рассматривается целиком, но и читается в определенном порядке, строка за строкой, сверху вниз и слева направо. Любая надпись имеет определенную динамику и последовательность, развернута не только в пространстве, но и, если так можно выразиться, во времени.
Все это делает композицию шрифта с изображением очень специфичной, отличает ее от большинства видов декоративного и изобразительного искусства. А между тем эти искусства постоянно сталкиваются, соединяются в композициях синтетического характера, где шрифт, орнамент и предметное изображение оказываются частями одного целого, живут вместе и не мешают друг другу.
Дизайнер должен хорошо уметь связать шрифт с орнаментом или изображением самого разного характера. А для этого одного лишь владения принципами шрифтовой, орнаментальной и изобразительной композиции, взятыми по отдельности, будет явно недостаточно.
Разумеется, у изобразительной и шрифтовой композиции есть не только различия, но и общие черты. Они и помогают приводить их к "единому знаменателю". Изображение и шрифт могут быть подчинены общему пространственному ритму, близким пластическим принципам. Признаки художественного стиля, художественные особенности того или иного времени одинаково проявляются в начертаниях шрифта и рисунка. В распоряжении дизайнера есть различные способы зрительного подчинения шрифта изображению или наоборот изображения - шрифту.
Кстати, композиционное единство шрифта и изображения может основываться не только на их сближении, но и на осмысленном, умело примененном контрасте, противопоставлении объема и плоскости, статики и динамики и т.п.
Построение цельной орнаментально-шрифтовой композиции облегчается тем, что шрифт и орнамент носят двухмерный, плоскостной характер и предполагают ясную ритмическую организацию. Найдя для букв и узоров общий ритм, сходную пластику, близкую насыщенность цветом, дизайнер может добиться слияния шрифта с орнаментом в единый образ.
Рис. 2. Композиция. Ч. Пирс
Выразительная пластика шрифта, его ритм могут использоваться в чисто декоративных композициях. Иногда шрифт при этом сохраняет и значение, как бы, зашифрованного текста, подобно древнерусской вязи.
Самый распространенный способ сочетания шрифта с изображением в единой композиции состоит в том, что рисунку и надписи отводятся самостоятельные, четко разделенные части плоскости. И тут тоже есть нюансы: изображение заполняет всю плоскость листа, а рамкой, как бы наложенной на него, выделена надпись или изображение занимает некоторую часть на нейтральной поверхности и отделено от текста рамкой и т.д.
Рис. 3. Футляр. И. Билибин
Интересный эффект можно получить, когда объемное фотографическое изображение зрительно связано с плоским шрифтом и подчиняется его плоскости. Этого можно достичь, если перевести фотографию в контрастную черно-белую форму, т.н. фотографики.
Рис. 4. Плакат
Добиваясь возможно большего единства надписи и изображения, художники-конструктивисты в конце 1920-х годов пытались строить изображения из наборных, типографских материалов - скобок, знаков, линеек различной толщины и проч. Обложки и плакаты, выполненные в этой своеобразной технике, действительно получались очень цельными. Изображение в них плотно лежит на бумаге, держит плоскость.
Рис. 5. Плакат. В. Лебедев
Плоскостной схематизированный рисунок плакатного типа легко увязывается с надписями, трактованными так же плоскостно, с буквами упрощенного рисунка, как бы набитыми по трафарету.
Рис. 6. Обложка. А. Родченко
Хорошее единство изобразительно-шрифтовой композиции достигается в тех случаях, когда рисунок подчиняется движению строчек текста, включается в их ритм. Такое изображение строится не в глубину, а прямо на плоскости, вдоль которой направлено движение фигур. Фаворский, специально изучавший законы связи изображения со шрифтом, называл такую плоскость "двигательной" поверхностью.
Рис. 7. Обложка. В. Фаворский
Соединение плоского шрифта с объемным или пространственным изображением может быть достигнуто их подчеркнутым контрастом.
Рис. 8. Обложка
Один из способов тесного слияния шрифта с изображением, носит название "каллиграмма". Это в некотором роде графическая игра, заставляющая текст ложиться в рамки очертания рисунка и своим расположением создавать иллюстрацию.
Рис. 9. Шрифтовая композиция. В. Тоотс
Я не ставлю своей задачей перечислить все возможные случаи связи изображения со шрифтом. И не потому, что нас ограничивает объем журнала (хотя и это тоже есть), а потому, что все случаи перечислить невозможно, т.к. они бесчисленны и возникают все новые и новые.
Дубина Николай, http://www.d-s.ru/
Опубликовано в #12’2000 журнала "КомпьюАрт"
- 10 лучших сервисов для дизайнеров и веб-дизайна (2368)
- 16 приемов создания креативной рекламной идеи (17071)
- 8 техник генерации креативных идей - выбор за вами (12423)
- Как разработать рекламный слоган (60386)
- Разработка логотипа - 3 основных типа лого и 10 ключевых составляющих (57745)
- Понятие Фирменного стиля. Базовый комплект фирменного стиля (28650)
- Креатив в рекламе - 4 составляющих успеха (33187)
- Креативная стратегия для разработки элементов фирменного стиля (27738)
- Правила проектирования фирменного стиля. Изучаем этапы (19928)
- Что такое креативность? (27215)
- Disruption - официальная креативная технология TBWA (18910)
- Зачем нужен фирменный стиль? (31368)
- Классические и современные техники создания креативной рекламы (20136)
- Использование метафор - это кратчайший путь к подсознанию (29019)
- Стадии развития креативных технологий. Методика Мозгового штурма (16928)
- Успешная реклама. Нужен ли креатив? (20395)
- Что такое “Фирменный стиль” (145009)
- Каким должен быть фирменный стиль компании? (40938)
- Классификация элементов фирменного стиля - основные элементы (43407)
- О фирменном стиле замолвите слово. Опишем фирменный стиль простыми словами (20592)
- Разработка фирменного стиля торговой марки (25511)
- Что такое креатив? Эффективность или креативность (20574)
- Что такое креатив? Разбираемся с понятием (23811)
- Как сочиняют слоганы - 5 основных приемов с примерами (22301)
- Дизайн рекламы (93228)
- Психологический дизайн фирменного стиля (30110)
- Красный цвет - цвет лидера. Дизайн рекламы в красных тонах (27121)
- Джон Джилрой - великий рекламный дизайнер (1898-1985) (18660)
- Психологические закономерности восприятия рекламных текстов (29046)
- Приемы и методы рекламного воздействия на Аудиторию (56986)
- Сделайте нам красиво. Что заказчики ждут от рекламного агентства (13386)
- Визуальное позиционирование упаковки. Влияние цвета на целевую аудиторию, примеры (24371)
- Создание креативной рекламы с единой сюжетной линией (18970)
- Техника персонификации в создании креативной идеи - пример с Вимм-Билль-Данн (16284)
- Секс в рекламе - сила воздействия (21004)
- Шок, эпатаж или креатив? (14846)
- Психология цвета в рекламе. Семантика цвета (24477)
- Шрифт в дизайне - Основные элементы текста. Правильный подбор шрифтов (31785)
- Графическое и шрифтовое оформление рекламы. Практические рекомендации (53968)
- Цветовой круг. Практическое руководство для дизайнера и художника (25604)
- Декоративные шрифты. Типы декоративных шрифтов. Кому это нужно? (32009)
- Креативные Рекламные ролики - креативная идея как основа (32720)
- Выразительность рекламной фотографии. Как зацепить потребителя? (20140)
- Креативное мышление в рекламе. Мозговой штурм и метод латерального мышления (23427)
- Big Idea - Долгосрочная стратегия креативного позиционирования (18008)
- Чей это след? Пример креативной идеи и успешной Рекламной кампании (14699)
- Теория построения шрифта. Виды шрифтов и их особенности восприятия для художников (36393)
- Шрифт и текст - основные понятия. Шрифт как элемент дизайна (24711)
- Что такое креатив? Рекламный и PR креатив - показатель эффективности (69017)
- Цветовые веера Pantone. Цветовые библиотеки для графического дизайна и полиграфии (24362)
- Основы теории цвета. Цвет в Дизайне рекламы (41714)
- Сергей Пронин о том, как создается креатив (18557)
- Твоя первая этикетка. Дизайн этикетки - основы цвета и первые шаги (49406)
- Методы поддержки процесса поиска новых идей (Синектика) (23982)
- Критерии оценки креативной идеи (21733)
- Второе пришествие Axe. История креативного продвижения бренда (15495)
- 8 советов для создания креативной рекламы от Дэвида Огилви (83650)