Шоколадный рынок ждет стагнация
Июль 2006

Рынок шоколадных изделий близок к насыщению. Если в 2004 году он увеличился на 13,4%, то в 2005-м – только на 8% и составил 622 тыс. тонн. Эксперты, принявшие участие в программе "В фокусе" телеканала РБК, не исключают, что через несколько лет отечественный рынок начнет стагнировать. Похожая ситуация складывается и на европейском рынке, где прирост, по словам эксперта РБК Надежды Геращенко, составляет всего один процент.
На фоне этого значительный рост потребления шоколада наблюдается в Китае, Индии, Индонезии. Согласно данным производителей шоколада, наиболее активный рост потребления шоколада - на 25% в год – зафиксирован в Китае. Причем китайским потребителям нужен все более качественный шоколад. Пока что средний китаец потребляет около килограмма шоколада в год. Это значительно ниже, чем в Европе: швейцарец съедает в год почти 12 кг, немец - более 10 кг, россиянин - 4 кг. Так что потенциал роста у азиатского рынка шоколада огромный. Мировые производители шоколада прогнозируют, что рост потребления продукта в Азии может привести к его дефициту. Пока же какао-сырья вполне хватает, чтобы удовлетворить мировой спрос.
По словам специалистов, рынок какао-бобов очень концентрирован — 70% мирового урожая приходится всего на четыре страны-производителя: Кот-д'Ивуар, Гану, Индонезию и Нигерию. Ситуация на этом рынке, объем которого составляет 3 млн тонн в год, напрямую зависит сейчас от политической обстановки на западе Африки. Основные поставки какао-бобов в Россию идут из Кот-д'Ивуара, где периодически то затухает, то вновь вспыхивает гражданская война. В конце 2004 г. гражданская война в Кот-д'Ивуар даже стала причиной дефицита какао-бобов на международном рынке. С начала ноября 2004 года стоимость какао-бобов выросла более чем на 20% и составила 1800 долл. за тонну. Это было самое стремительное подорожание шоколадного сырья за последние пять лет. Сегодня в Кот-д'Ивуар выращивают 40% всех какао-бобов, или 1,4 млн тонн. Между тем нарастить производство какао-деревьев непросто. Какао-деревья произрастают на довольно узкой полоске земли вдоль экватора и приносят первый урожай только на пятый год.
Как отмечают эксперты, спрос на какао-бобы может подстегнуть не только политическая обстановка в странах Западной Африки. Сегодняшние тенденции таковы, что потребители в последнее время стали отдавать предпочтение качественному шоколаду без добавок. Потребление молочного шоколада (с низким содержанием какао и высоким — сахара) стало снижаться, а спрос на темный шоколад (с содержанием какао более 75%) расти. Например, доля темного шоколада в целом по ЕС за последние пять лет выросла с 8 до 14%.
Интерес европейцев к горькому шоколаду не случаен: какао-бобы содержат полифенолы - органические соединения растительного происхождения, которые являются сильными антиоксидантами, обладают противовоспалительными и антибактериальными свойствами. В России тоже растет интерес к шоколаду с высоким содержанием какао. Чаще всего такая продукция представлена шоколадными плитками. На этот сегмент рынка приходится более четверти рынка. А самым емким пока является сегмент развесных шоколадных конфет - на его долю в натуральном выражении приходится немногим менее половины общих продаж шоколадной продукции.
Лидерство развесных конфет во многом объясняется их низкой стоимостью: средние розничные цены на эту продукцию как минимум вдвое ниже цен на другие виды шоколадных изделий. Таким образом, развесные конфеты доступны широким слоям населения. Зато удельный вес шоколадных конфет в коробках остается достаточно небольшим – около 13% в натуральном выражении, однако из-за высоких цен на эту продукцию в стоимостной структуре продаж доля этого сегмента почти вдвое больше - порядка 24%. Что касается предпочтений потребителей по видам шоколадных конфет в коробках, то самыми популярными остаются конфеты "Ассорти". При этом их доля продолжает расти.
Сегмент шоколадных батончиков остается самым маленьким на рынке шоколадных изделий, однако стабильно сохраняет свою долю в общем объеме продаж на протяжении долгого периода. Спрос на батончики ограничен рамками потребительской аудитории, которую в основном составляет молодежь и подростки. Львиная доля сегмента принадлежит международным игрокам - компаниям Mars, Nestle и Cadbury, на продукцию которых приходятся порядка 90% продаж.
Сегодня в России шоколадную продукцию производят около 160 фабрик. При этом половину рынка контролируют пять крупнейших компаний: Nestle, Mars, Kraft Foods, "Слад&Kо", и "Объединенные кондитеры". Обсуждая развитие шоколадного производства в РФ, Надежда Геращенко отмечает, что Россия может оказаться в более выгодном положении по сравнению с другими странами мира, поскольку некоторые африканские страны готовы в счет их задолженности перед бывшим СССР и нынешней Россией не только поставлять какао-бобы и полуфабрикаты, но и предоставить российскому бизнесу многие какао-плантации.
Но даже если цена на какао-бобы резко подскочит, то подорожает не вся шоколадная продукция. Все будет зависеть от того, каково содержание какао в шоколаде. Если оно десять процентов, а цена на какао вырастет на двадцать процентов, то в итоге цена продукта увеличится всего на два процента. Кроме того, некоторые компании планируют заменить какао-масло кондитерскими жирами: пальмовым и кокосовым маслом.
Рекламы, PR и Маркетинга вы можете ознакомиться
на страницах журнала "Практика Рекламы"




Январь 2021 - ИсследованияДекабрь 2020 - Исследования
- Когда есть что терять (222)
- ТОП-10 быстрорастущих сайтов в 2020 (279)
- В новогодние праздники торговли не было! (335)
Ноябрь 2020 - Исследования
- Пандемия - это хорошо! Так считают в Центральном банке России (613)
- Уже 41% россиян хотят навсегда остаться на удалёнке (663)
- Продвижение автобрендов в digital-сфере. Исследование (708)
- Tourist and business visas, Houston Immigration Attorneys (219)
- Былинные богатыри имеют реальные прототипы (169)
- Тренды контента на YouTube. Исследование Ipsos MORI (423)
- В России 30% доходов уходят на еду. Но бывает и хуже (535)
- Главный вопрос 49% рекламистов: как работать в 2021 без cookies? (513)
- Я курьером бы пошел. Пусть меня научат! - на это готовы 40% горожан (495)
- ТОП-10 мировых рекламодателей. Amazon - первый! (591)
- Как получить положительные отзывы от клиентов (306)
- ТОП-10 приложений в App Store за 2020. Рейтинг Apple (618)
- ТОП-10. Видеоролики 2020. Версия YouTube (517)
Октябрь 2020 - Исследования
- В 2021 российский рынок рекламы вырастет на 5%. Прогноз GroupM Russia (486)
- Что продвигать на «Яндекс. Маркет» в черную пятницу (492)
- Подготовка к мотопутешествию (166)
- Источники трафика для интернет-пиратов. Исследование (584)
- Исследование водки Роскачеством: пить можно! (517)
- Рекламные посты в соцсетях. TikTok и здесь вне конкуренции (566)
- Казино Император для тестирования игровых стратегий (11)
- Лишь треть врунов ловят на лжи при удаленной работе (450)
- Красочные бабочки на VulkanVip (11)
- Реклама медпрепаратов влияет на выбор 65% пользователей (623)
- Для чего в GMSlots можно использовать игровые автоматы бесплатно (69)
- Зачем нам соцпакет и карьера? Главное - зарплата! (522)
- Немного ностальгии для настоящего праздника в Джойказино (51)
- Мы отказываемся от ненужных покупок (423)
- Рекламы видеоразвлечений меньше не станет (590)
Сентябрь 2020 - Исследования
- Реклама не работает для продаж товаров категории "Красота и Здоровье" (558)
- Потребительский спрос во время второй волны коронавируса. Данные Центробанка РФ (1069)
- Спрос на премиальные товары в 2020 вырос в два раза. Статистика Wildberries (693)
- Аналитикам можно начинать измерять уровень потребительского недоверия (502)
- Более 90% горожан не хотят отказываться от личных автомобилей (522)
- Бонус за регистрацию в Joycasino как первый шаг плодотворного сотрудничества (93)
- Зачем в России «касса в смартфоне» (494)
- Что молодежь найдет интересного для себя на сайте GG Bets (84)
- В России тяжело бизнесу? В Европе более 50% фирм боятся 2021 года (499)
- Играть в игровые автоматы даже бесплатно лучше на авторитетном ресурсе (90)
- Банки уже не те. Так считают 35% россиян (472)
- Почему любители видеослотов предпочитают казино Слотозал (1002)
- Встречайте новичков рейтинга Interbrand: Instagram, YouTube и Zoom (509)
- Скидка в 50% настораживает покупателей (514)
- Наследие Египта в клубе Эльдорадо (116)
- Какие ставки на спорт предлагает сделать букмекерская контора Вулкан (113)
- В Вулкан казино играть можно даже в слоты с японским сюжетом (122)
- Для чего служит бонусная политика Плей Фортуна (148)
- Прогноз по российскому рынку рекламы улучшился. Жизнь налаживается? (661)
- Даже развлекаться в казино Вулкан надо с умом (174)
- Бизнесмены догадались, что сотрудникам на удалёнке можно платить меньше (808)
- Huawei и США не помеха. ТОП-10 производителей электроники Китая (691)
- PlayFortuna казино научит вас делать золото из соломы (184)
- Фреш Казино предлагает поиграть онлайн в автоматы с джекпотом и бонусами (3418)
- а мы крепчаем! Россияне привыкли к кризису (679)
- Российская часть AliExpress за полгода увеличилась на 120% (650)
- Зеркало сайта Admiral X избавит вас от психического переутомления (275)
- 3% предпринимателей уже перешли на четырехдневную рабочую неделю (671)
- Каким аптекам доверяют в России. Исследование "Ромир" (718)
Август 2020 - Исследования
- Готовимся к Новому Году в казино Плейдом (177)
- В России лишь треть бизнесменов боится второй волны пандемии (626)
- Роскачество протестировало 56 моделей посудомоечных машин (660)
- $2,5 млрд за 30 лет. Инвестиции «Макдоналдс» в российскую экономику (748)
- Нет машин - нет и рекламы автомобилей. Исследование Zenith (636)
- До 2024 года рынок киберспорта в России будет ежегодно расти на 15% (633)
- В торговых центрах стало больше покупателей и меньше зевак (653)
- Начальство готово чипировать работников, но не себя (609)
- Обзор наиболее популярных видеослотов онлайн и аппарата Book of RA (221)
- Если вы любите баскетбол - усильте эмоции от игры (405)
- Работающее зеркало Фанспорт на сегодня как способ обойти блокировку прямо сейчас (282)
- «Википедия» как двигатель турбизнеса (614)
- В безопасности продуктов питания уверен лишь каждый пятый (635)
- Креативные индустрии в России: отстают от немецких, но выше среднемировых (1065)
- Deutsche Bank: нас ждут 10 лет хаоса (665)
- Что надо знать, чтобы в Азино777 играть на деньги (229)
- О поведении потребителей во время пандемии. Исследование Google (708)
- Спрос на книги по инвестициям взлетел в 14 раз. Исследование Wildberries (729)
- Рейтинг Рунета рухнул с третьего на тринадцатое место за 5 лет (602)
- В России покупательная способность упала до минимума за 10 лет (756)
- Счетчики Mediascope вернулись на ресурсы «Яндекса» (592)
- 47% россиян покупают лекарства только в аптеках (680)
- Знаменитости в России не в авторитете (636)
- Что предлагает Риобет зеркало по адресу gimnaz-25.ru (2177)
- Занятный слот на странице vkusnogorsk.ru клуба Адмирал Икс (298)
- Москвичи стали экономить на кафе и ресторанах (579)
- Россияне перестали бояться коронавируса (604)
- Расходы на рекламу - меньше, прибыль больше. Доказано «М.Видео-Эльдорадо» (633)
- ТОП-50 брендов России. Рейтинг Brand Finance (684)
- ТОП-5 ошибок работодателей. По версии соискателей (596)
- Новой реальности - новую рекламу. Более дешевую (578)
- Маркетинговая стратегия российских банков во время пандемии: с улиц - в онлайн (718)
- Россияне - оптимисты. Покупка авиабилетов на Новый год увеличилась на 30% (538)
- Почему казино Чемпион мы видим по адресу apsnylife.ru (370)
- Шесть вопросов самому себе, чтобы добиться успеха (618)
- В России число самозанятых выросло в 10 раз. Новый тренд 2020? (532)
- Пандемия хуже мировой войны. Для производственных поставок - в 2 раза (515)
- Результаты исследования "Самые покупаемые россиянами импортные вина" (537)
- Торговые центры до сих пор ждут посетителей. В Питере пропали 50% покупателей (577)
- Cпрос на рекламистов и маркетологов упал на 36% (661)
- Дачные товары: покупают в 4 раза чаще, но платят меньше. Аналитика «Беру» (566)
- Официальный сайт казино Вулкан 24 представляет новейший слот Woland (433)