Рекламная Полиграфия

3 технологии цветоделения - термины и определения. Принципы применения технологии МЦК

Стефан Стефанов
главный эксперт компании АКВАЛОН

Основные термины и определения

Цветоделение - разделение цветного изображения оригинала с помощью светофильтров или селективных источников освещения на отдельные одноцветные равномасштабные изображения. Разделение изображения на отдельные цвета может быть проведено художником при создании цветного оригинала (создание раскладок по цветам, как правило, для штриховых изображений).

Цветоделение может быть проведено также по специальным программам с использованием вычислительной техники на базе других параметров, например, разность температур, влажность, атмосферного давления, высоты над уровнем море, глубины водоемов (применяется при создании географических, медицинских или геологических карт). Например, частный случай цветоделения это разделение цветного изображения, представленного в системе RGB или Lab на четыре однокрасочные изображения, в соответствии со составными красками CMYK, которые затем накладываются друг на друга при печати, образуя многоцветное изображение на полиграфическом оттиске.

При синтезе цветного изображения на оттиске в процессе печатания с цветоделенных однокрасочных печатных форм с определенной точностью воспроизводят цветное изображение оригинала на полиграфическом оттиске.

Цветоделённое изображение - это одноцветное изображение, полученное на экране монитора издательской системы или на твёрдом носителе (на лавсановой плёнке, фотоплёнке или формном материале) после разделения на отдельные цвета многоцветного изображения оригинала в процессе цветоделения.

Цветокорректирование - изменение цветового содержания изображения оригинала в соответствии с требованиями заказчика, технологического процесса и других причин или исправление фотоформ, полученных в результате цветоделения.

Цветопередача - психологически точное воспроизведение на оттиске цветов и цветовых оттенков оригинала при сравнении изображений оригинала и оттиска в одинаковых условиях освещенности.

Разновидности способов цветоделения при подготовке цветных оригиналов к полиграфическому репродуцированию

Черный цвет при печати цветных изображений теоретически не нужен. Он должен получаться на оттиске автоматически при наложении трех триадных печатных красок (голубой, пурпурной и желтой). Они должны быть взяты в определенных количествах в соответствии с балансом «по серому» цвету, и при условии максимальной по норме подачи красок в процессе печатания.

Однако, на практике на бумаге получается темно-коричневый оттенок при ничтожных нарушениях баланса «по серому». Поэтому в триаду была введена черная краска. Появление «лишнего» цвета заставило искать закономерности его проявления и оттенки, в которых он должен находиться. Различия в способах четырехцветного цветоделения связаны именно со способами генерации (создания) изображения на фотоформе для черной краски.

В настоящее время существует три технологии цветоделения:

  1. Традиционная технология цветоделения со скелетной градацией черной;
  2. Технология UCR (Under Color Removal)
  3. Технология ICR (GCR, Gray Component Replacement).

Традиционная технология цветоделения со скелетной градацией черной

При этой технологии черный цвет наносится поверх трех триадных цветов в самых темных областях. Его главное неудобство связано с тем, что максимальный уровень краски на самых темных участках оттиска достигает 400% - по 100% для каждого цвета. При печати это оборачивается необходимостью тщательно просушивать каждый лист бумаги или использовать противоотмарочные порошки и жидкости во избежание отмарывание или перетискивания краски на соседний бумажный лист.

Технология UCR известна в русской технической литературе и как технология ввычитания из-под чёрного. Суть технологии состоит в замене в процессе изготовления цветоделенных фотоформ (печатных форм) трех цветных красок триады, присутствующих в одном элементе цветного оригинала, на эквивалентное количество чёрной краски на её цветоделённой фотоформе (печатной форме).

При печатании цветных, особенно темных изображении наибольшие проблемы возникают в самых темных местах изображения, поэтому резонно уменьшить количество триадных красок (CMY) в тех местах, где будет нанесена черная краска, сократив тем самым их суммарное количество. Поэтому метод получил название в русской технической литературе «вычитание из-под черного цвета». При его использовании все тона, состоящие из равного количества триадных красок (так называемые «нейтральные», ахроматические тона), оказываются еще и очень чувствительными к балансу по серому цвету и при печати, приходится внимательно следить за его соблюдением. Поэтому технологию UCR при цветоделении применяется главным образом к темным цветам, практически не влияя на остальные оттенки.

Технология ICR

Высокоскоростная многокрасочная листовая и рулонная печать обнажили проблему - отмарывание и сушку. Целесообразное и экономически выгодное решение этой проблемы при репродуцировании цветных изображений было найдено с использованием технологии минимизации цветных печатных красок и их эквивалентной заменой черной краской (технология МЦК) в местах изображений, где цветовой тон создается за счет тройного наложения цветных красок.

В традиционном синтезе цвета на оттиске все цветные оттенки, а также серые и черные тона получают на оттиске из трех цветных красок с небольшим (до 70%) добавлением черной краски (скелетная черная). Данный синтез цветного изображения на оттиске, где каждый цвет составлен из черной с добавлением только одной или максимум двух цветных печатных красок, принято определять в английской технической литературе термином ICR (GCR, Gray Component Replacement) или с использованием минимального количества всех трех красок UCR (Under Color Addition). (Термин технология МЦК - минимизация цветных красок - введен в русскую техническую литературу Н. А. Аватковой в 1986 г.)

Сущность технологии ICR основана на то, что черная компонента присутствует практически во всех оттенках цветного изображения за исключением чистых цветов, а не только в темных нейтральных тонах. В системе ICR оттенки создаются только тремя или меньшим количеством красок, причем одна из них – всегда черная. При таком способе цветоделения максимальный уровень краски не превышает 300%. На практике полный, или максимальный, ICR-метод обычно не применяется. К трем краскам – две цветные и черная краска все же добавляется немного четвертого цвета.

Однако, этого оказывается достаточно для получения высококачественного изображения. Этим приемом пользуются нечасто, как правило - в изображениях, требующих насыщенности в темных оттенках изображения и черном цвете. Такая модификация метода носит название UCR (Under Color Addition). Программные средства современных компьютерных издательских систем позволяют выбрать различные варианты технологии ICR из имеющихся вариантов или создать собственную кривую генерации черного цвета.

В русской литературе технология ICR известна и как технология минимизация цветных красок за счет черной (МЦК, ахроматический синтез). Минимизация цветных красок, как и технология ICR это технология автотипного синтеза цветного изображения в процессе печатания на полиграфическом оттиске, при котором все тона, содержащие ахроматическую (серую) составляющую (от белого до чёрного) цвета, синтезируются чёрной краской с минимальным добавлением одной, двух или трёх цветных триадных красок (жёлтой, пурпурной и голубой).

Процесс со стопроцентной заменой серой составляющей в цветных оттенках на черную краску не осуществляется по ряду причин. Это и малая «чернота» черной краски, и сложности создания отдельных цветов с применением эквивалентной замены при разных сортах печатной бумаги, триад печатных красок, последовательности наложения красок в печати, способов печати - однокрасочный способ печати (печать «по сухому»), четырехкрасочный (печать «по сырому»), 2+2 (печать на двухкрасочных машинах).

Необходимо подчеркнуть, что технологию МЦК нельзя применять одинаково ко всем оригиналам. Основная цель ее применения - облегчение процесса печати, особенно на четырехкрасочных и пятикрасочных листовых и рулонных печатных машинах, т.е. «по сырому», когда созданы предпосылки к отмарыванию, сильно ухудшающему качество оттисков и делающее проблематичным рациональное использование печатных машин из-за вынужденного снижения скорости печати, а отсюда и снижения производительности машины. Практика показывает, что не для всех изображений при печати наблюдается отмарывание. Это явление возникает в зависимости от многих факторов.

Например, от тональности и цветности самого изображения на оттиске, от применяемых триад красок, дополнительных добавок к ним, от скорости печати, от типа применяемой бумаги (мелованная, офсетная), от типа сушильного устройства и от ряда других факторов, не говоря о нарушении технологической дисциплины, режимов работы, а также о состоянии печатного оборудования.

В качестве значимых основных факторов среди этого множества при нормализованном процессе печати можно выделить два: тональность и цветность самого изображения оригинала, и тип печатной бумаги при печати «по сырому». Печатание на мелованных бумагах «по сырому» изображения, содержащие большие области черных, оливковых и коричневых тонов, всегда сопровождается отмарыванием, если фотоформы изготовлены по традиционной технологии цветоделения, где черные, серые и зачерненные тона создаются за счет наложения трех цветных печатных красок с добавлением до 70% черной краски.

Таким образом, на отдельных местах изображения на оттиске толщина красочного суммарного слоя достигает до 4 мкм. При этом, сумма относительных площадей печатных элементов четырехкрасочного оттиска в темных участках достигает 350-360%, т.е. три цветные по 95°/о и черная до 70%,. Отсюда, и все беды: отмарывание, снижение скорости печати, плохой баланс по серому и в конечном итоге плохое качество печатной продукции и низкая производительность печатной машины.

При внедрении технологии МЦК в начальной стадии всегда возникает вопрос о том, в какой степени следует провести уменьшение количество цветных красок на оттиске. Исходя из решаемых задач, уменьшение цветных красок на 30-60% с центром тяжести 50% оцениваться как высокое. Как уже известно, преимущества МЦК, а именно, снижение отмарывания, стабилизация колебаний по цвету серых тонов и уменьшение расхода красок, проявляются тем сильнее, чем больше уменьшение количества цветных красок в темных тонах.

По исследованиям UGRA количество цветных красок после уменьшения не должно быть меньше 25-40%, причем на мелованных бумагах следует стремиться к нижней границе, а на натуральных (немелованных) бумагах - к верхнему предельному значению. На газетной бумаге это количество не должно быть меньше 50%.

Технология МЦК имеет ряд экономических и технологических преимуществ. Ниже перечислены только некоторые из них.

Экономические преимущества технологии МЦК:

  • уменьшение расхода цветных красок (до 30%);
  • быстрее идет приводка и приправка, меньше отходов бумаги (быстрее устанавливается насыщенность цвета и баланс по серому);
  • уменьшение расходов энергии на сушку, благодаря уменьшению количества краски на оттиске.

Технологические преимущества технологии МЦК:

  • так как на большинстве цветных оттисков большая часть цветных красок заменена черной, то колебания величины растискивания точек менее критичны для воспроизведения цвета;
  • суммарная толщина красочных слоев не превышает 3 мкм вместо 4-х при обычной технологии и, таким образом, уменьшена вероятность отмарывания и перетискивания;
  • сохранение нейтральности по цвету серых тонов, т.к. нейтральность создана в основном одной черной краской (стабильность баланса по серому тону);
  • характерный для коричневых тонов, созданных четырьмя красками, муар уменьшается, т.к. коричневые оттенки создаются из двух цветных и черной красок;
  • расширение цветового охвата за счет использования печатных красок с узкозональными спектральными характеристиками;
  • стабильность цветового тона изображения в тираже, т.к. зачерненные цвета дают изменения только по светлоте, а когда для зачернения цвета используется третья цветная краска, в процессе печати происходит сдвиг цветового тона;
  • эффект метамеризма (видимые различия при освещении оттиска различными источниками света) сводится к минимуму, т.к. черная краска не подвергается воздействию метамеризма;
  • проблемы с приводкой красок в процессе печатания уменьшаются, т.к. черное преобладает и покрывает большинство контуров, и областей изображений; контуры и отдельные штрихи создаются тоже только одной черной краской;
  • проблема перехода («захватывания») краски в процессе многокрасочного печатания уменьшается, т.к. при синтезе темных тонов общее количество цветных красок сильно уменьшено;
  • становится возможным использование более тонких бумаг, т.к. количества краски на оттиске меньше;
  • контроль и управление цветом менее критичны, т.к. цвет обычно составлен двумя цветными красками плюс черная краска, применяемая только для затемнения оттенка полученного цвета.

Роль баланса по серому в технологии МЦК

Технология МЦК известен и находит применение в традиционной автотипной печати при изготовлении фотоформ. Но замена цветных красок не превышает 30% при изготовлении фотоформ на фотооборудовании путем применения специально изготовленной для этой цели маски, уменьшающей количество цветных красок только в области серых тонов изображения оригинала.

Создание и широкое распространение компьютерных издательских систем создают базу для расширения и максимального использования возможностей технологии репродуцирования цветных изображений с применением технологии МЦК, и способствует решению экономических проблем и проблем качества изображения, поставленных высокоскоростной цветной листовой и рулонной типографской и офсетной печатью.

При записи цветоделенных растровых фотоформ по технологии МЦК особую роль выполняет программа баланса количества цветных красок. Три цветные краски в серых, черных и зачерненных цветных тонах уменьшаются в соответствии с балансом серых тонов. Следовательно, неправильный баланс может привести к изменению цвета самого изображения на оттиске. Это нарушение особенно ярко проявляется при репродуцировании пейзажных и видовых сюжетов натуральной съемки (на памятных цветах), а также репродукции художественных картин (изобразительные оригиналы).

Величины относительных площадей растровых элементов баланса «по серому» для цветоделенных растровых диапозитивов, с использованием при печатании красок европейской триады, приведены в программах по цветоделению.

Эти соотношения величин растровых элементов заложены и в трехкрасочном поле шкал, применяемых для контроля пробной и тиражной цветной триадной печати. На оттисках это поле шкалы должна быть сером. Это гарантирует правильный баланс красок при печати и соответствие цветов на оригинале и репродукции при правильной записи фотоформ.

Невыполнение требований нормализации процесса печати сводит на нет все преимущества технологии МЦК, из-за нарушения цветовой структуры изображения на оттиске, что обозначает никуда негодное качество воспроизведения цветных изображений. При освоении технологии МЦК стимулами являются качество репродукции, облегчение процесса печати, повышение производительности и освоение нового. Хотя при применении технологии МЦК все ее достоинства проявляются в печати, для операторов стимул освоения нового является доминирующим.

Методика освоения технологии МЦК

Для правильного освоения технологии МЦК необходимо начинать запись цветоделенных растровых фотоформ с записи черно-белого полутонового оригинала. Программирование проводят, как и при записи цветных изображений. После градационной настройки проводят вместо цветной коррекции проверку баланса по серому в светах, полутонах, тенях и глубоких тенях. Проводят запись фотоформ четырех красок (желтой, пурпурной, голубой и черной) для традиционной технологии печати и по технологии МЦК с разным процентом вычитания. Вместе с изображением оригинала записывают и серую полутоновую шкалу. После записи фотоформ следует провести на монтажном столе анализ комплектов фотоформ, записанных в разных технологиях.

Печать пробных оттисков или изготовление цветопробу должны быть проведены как и для тиражных работ. Контроль и оценка качества пробной печати (цветопробы) проводят по шкалам контроля. Контроль по изображению в данном эксперименте должен быть исключен, что особенно важно методически.

Полученные пробные оттиски (цветопробу) анализируют все участники, исполнители и руководители производства, осваивающие технологию МЦК.

Анализ и оценка пробных оттисков проводят на базе сопоставления изображений оригинала и репродукции с анализом и растровых фотоформ.

Определение и введение параметров МЦК при изготовлении цветоделенных фотоформ и есть сущность программирования технологии МЦК.

Параметры МЦК следующие:

А. Уровень вычитания. Это то количество голубой краски на диапозитиве, выраженное в процентах относительной площади растровых элементов, с которого начинается уменьшение трех цветных красок. Этот уровень может находиться в интервале 5-95%. Нижний предел - это полное вычитание цветных красок, т.е. МЦК равно 100%, а верхний предел 95% - это традиционная технология записи фотоформ со скелетной черной без применения МЦК. Практика показала, как было отмечено ранее, что МЦК ниже 15-25% по цветным краскам нерациональна, т.к. наблюдается появление ложных контуров, изображение становится плоским, мозаичным, резким, снижается его контраст и сочность. Присутствие некоторого минимального количества трех цветных красок на темных участках изображения, где теоретически может печататься только черная краска, придает изображению сочность, глянец, мягкость, бархатность черного цвета. Необходимо подчеркнуть что, чем ниже уровень вычитания (употребляют также термины «точка перегиба», «точка захода»), тем более непредсказуемым становится тон цвета в участках изображения, где цвет создается за счет черной краски с добавлением трех цветных красок, даже при вычитании цветных только из-под черного.

В. Цветность, где проводят уменьшение цветных красок. Это цветовой тон тех областей изображения, где при применении МЦК цвет создается за счет черной краски с добавлением определенных минимальных количеств трех цветных красок.

С. Компенсация трех цветных красок черной; это то количество черной краски, которое должно заменить уменьшенное количество трех цветных красок без нарушения цветового тона и контраста изображения. Это количество черной краски приблизительно равно голубой для полутонов и теней, т.е. при замене, когда голубая краска более чем на 50% остается. Когда вычитание более сильное и остается голубой меньше, чем 50%, заменяемое количество черной составляет 75% и менее процентов от уменьшенного количества голубой и тем меньше, чем меньше голубой остается после вычитания. Следовательно, эквивалентное количество черной краски, заменяемое трех цветных без потери контраста и цвета различно на разных градационных уровнях, что определяет и градационную характеристику диапозитива черной краски и ее начало. Градационная характеристика диапозитива черной краски зависит также от интенсивности применяемой черной краски, от качества бумаги и от последовательности наложения красок и место черной в этой последовательности при печати «по сухому», «по сырому» или «2+2». Эквивалентное количество черной краски при применении технологии МЦК эффективно и оперативно можно определить по шкалам цветового охвата, напечатанным с использованием черной.

Д. Максимальное количество голубой краски в области максимальной оптической плотности, т.е. в области «черное» оригинала. Это то количество голубой краски, выраженное в процентах относительно площади растровых элементов на цветоделенном диапозитиве, которое остается после уменьшения количества цветных в зоне «черное» на изображении оригинала.

Е. Градационная характеристика черной краски. В технологии МЦК черная краска выполняет ведущую роль. И если в традиционной технологии четырехкрасочной печати она абрисная, «скелетная», контурная, то в МЦК. она «длинная». В структуре изображения, созданного традиционной технологией четырехкрасочной печати, черная краска не создает изображения. Она только подчеркивает мелкие детали, увеличивает контраст, создает «удары».

При МЦК черная краска создает структуру изображения, а цветные краски лишь его раскрашивают, создают цветные фоновые участки. Градационная характеристика черной краски определяется формой кривой, величинами минимальной и максимальной относительной площади растровых элементов на диапозитиве и в зависимости от участков, где эти величины создаются на изображении оригинала. Принципиально, они определяются следующим образом: форма кривой зависит от сюжета записываемого оригинала и от требований, предъявляемых к оттиску.

Максимальная величина растровых элементов равна 75-100% в области изображения оригинала, где должно произойти максимальное уменьшение трех цветных красок; минимальная величина растровых элементов равна 3-5% в области серых участков изображения оригинала, где начинается уровень уменьшения цветных красок, в «точке перегиба». В противном случае, если черная введена раньше, изображение зачерняется, если позже, то на изображении возникают ложные контуры из-за нарушения его структуры, так как до уровня вычитания структура изображения создается за счет трех цветных красок, а далее за счет черной краски.

Цветные краски выполняют относительно структуры изображения только вспомогательную роль. Если программирование градационной характеристики черной краски затруднено на изображении оригинала, его проводят по серой шкале, предварительно «привязав» изображение к шкале определением «белое» и «черное» оригинала на шкале. На практике начало черной краски (2-3%) выставляют на участке изображения, имеющий насыщенный чистый голубой цвет.

Принципы применения технологии МЦК

К общим принципам применения технологии МЦК при записи растровых цветоделенных диапозитивов с цветных прозрачных (слайды), непрозрачных (цветные фотографии) и рисованных оригиналов можно отнести следующие положения:

  • применение технологии МЦК эффективно только для оригиналов с сюжетами, содержащими много темных тонов, близких к черному цвету, и в традиционном синтезе эти цветные тона создаются из желтой, пурпурной и голубой краски в количестве более 15% для каждой из них по величине растровых элементов на диапозитивах;
  • при применении технологии МЦК нет необходимости гнаться за использованием максимальных возможностей. Достаточно, чтобы сумма растровых элементов на диапозитивах для участка Dчерное на изображении оригинала не превышала 240-260%,;
  • если изображение рисованное с четко выраженными черными контурами на белом фоне максимальная величина растровых элементов на диапозитиве черной краски допускается быть равной 100%. Этот уровень определяют по серой шкале. Чаще в таких случаях градационная характеристика очень крутая с большим подъемом в тенях и отсутствием или очень малым подъемом в полутонах. Этот случай характерен при записи изображений для комиксов;
  • большое вычитание цветных красок, когда изображение темное, но цветные зачерненные тона содержат очень много цветных градаций в тенях. Таким образом, хотя вычитание и будет с большим процентом, но крутизна градационных кривых на диапозитивах цветных красок сохраниться, что обеспечит создание градации в тенях за счет цветных красок без нарушения цвета и объемности изображений. Это характерно для темных слайдов с картин, выполненных цветными, но насыщенными и загрязненными красками, сохранившими резко различимые от черного тона цветные градации;
  • когда изображение выполнено из насыщенных цветов, которые на репродукции воспроизводятся только двумя цветными красками по 100% с участием третьей цветной в количестве меньше 50% по растровым элементам на диапозитиве, такие цвета, как красный, зеленый, синий, темно-оранжевый, темно-зеленый, то использование технологии МЦК неэффективно из-за нарушения цветовой гаммы. В таких случаях записывают растровые диапозитивы для традиционного триадного синтеза с очень внимательным проведением цветокорректуры на базе данных шкалы цветового охвата. Можно использовать и технологию UCR с очень крутой градационной кривой диапозитива черной краски и с максимальными растровыми элементами на диапозитиве до 75%. Черная краска работает только в тенях как рисующая и не участвует в создании темных цветных полей;
  • технология МЦК требует нормализованные формные и особенно печатные процессы, индивидуальный подход при определении глубины минимизации для каждого сюжета и особую внимательность при определении формы градационных характеристик растровых диапозитивов цветных красок в тенях. От этого особенно сильно зависит объемность изображения;
  • определение формы градационной кривой на диапозитиве черной краски это особое искусство и зависит от опыта оператора и от формы градационной кривой.
  • при использовании технологии МЦК особое внимание необходимо уделить форме градационной характеристики диапозитива черной краски и особенно ее началу;
  • цветокорректуру необходимо проводить, базируясь не только на своем опыте и интуиции, но в основном на шкале цветового охвата четырехкрасочного синтеза, где изменения величин растровых элементов в интервале 0 – 95% на диапозитивах относится не только для цветных, но и для черной краски.

Синтез цветных изображений на оттиске в процессе печатания

Известно, что трехкомпонентная теория зрения является теоретической базой цветного синтеза при многокрасочном репродуцировании цветных оригиналов средствами полиграфической технологии, где используют триаду цветных красок - желтая (ж), пурпурная (п), и голубая (г). Применение четвертой черной (ч) краски не противоречит принципу трехкрасочного воспроизведения цветов, так как черную краску теоретически и практически можно рассматривать как смесь трех цветных красок. Черная краска одновременно заменяет три цветные и вместе с тем увеличивает их общее количество за один краскопрогон в печатной машине.

В полиграфии при воспроизведении цветных оригиналов способами офсетной и высокой печати ввиду растрового построения многокрасочной репродукции имеет место синтез цветов, содержащий признаки как аддитивного, так и субтрактивного синтезов, где в создании цветовых оттенков на цветной репродукции участвуют 16 разноокрашенных растровых элементов - незапечатанная бумага, три одинарные (основные цветные печатные краски ж, п, г) и черная ч, три бинарные (парные) наложения трехцветных печатных красок ж+п, ж+г, п+г, двойные наложения цветная + черная ж+ч, п+ч, г+ч, тройные наложения основных печатных (цветные и черная ж+п+ч, ж+г+ч, п+г+ч, ж+п+г) красок и их четырехкратное наложение друг на друга с участием черной ж+п+г+ч. Восемь из них образованы с участием черной краски. Этот синтез назван автотипным, а способы печати, в которых используется этот синтез цвета, определяют как способы автотипной печати.

В традиционной автотипной печати черная печатная краска выполняет вспомогательную роль и вводится с целью расширения цветового охвата не только за счет увеличения количества темных тонов, но и создает благоприятные условия для использования чистых цветных печатных красок (красок с узкими зонами спектрального поглощения). Чистые печатные краски обладают меньшими вредными поглощениями, что ведет также к расширению цветового охвата изображения на оттиске за счет синтеза его насыщенных ярких одинарных и бинарных цветов.

Существенным недостатком цветового синтеза четырьмя красками, особенно, в скоростной ротационной (тем более рулонной) печати методом наложения красок «по сырому», является различие условий закрепления печатных красок на оттиске. В процессе печатания первая краска, благодаря впитыванию, закрепляется лучше, чем последующие.

Скорость печати может превысить 100 000 оборотов/час в рулонной печати, а черный цвет, сформированный на оттиске четырьмя красками, может иметь сумму относительных площадей растровых элементов четырех красок больше 350% при толщине красочного суммарного слоя не менее 4 мкм. Нестабильность перехода и закрепления красок особенно сильно проявляется в насыщенных тонах. Это создает также большие сложности при синтезе цвета на оттиске в процессе печатания, особенно в коричневых, двух- и трехкрасочных оттенках цвета.

Предтечи шестикрасочного синтеза цветных изображений на оттиске

Сравнение многоцветных оттисков, напечатанных на однокрасочных и четырехкрасочных машинах, показали, что изменения насыщенности и цветового тона изображения на репродукции происходит только на участках, имеющих площадь печатных элементов не более 85%. Следовательно, максимальное количество отдельных печатных красок, стабильно закрепляющихся на наиболее насыщенных участках разное.

Для четырехкрасочной рулонной печати может составлять 75%, на наиболее темных - до 300% печатных красок по сравнению с 400% для печатных красок при однокрасочной печати многоцветных оттисков («по сухому») на листовых печатных машинах. Этот недостаток пытались устранить увеличением числа краскопрогонов. Советский ученый Медовщиков предложил (А. И. Медовщиков и др. «Цветная фотомеханическая репродукция», Гизлегпром, М., 1941. г.), с целью повышения насыщенности репродукции цветного изображения и расширения цветового охвата, синтез цветного изображения на оттисках, с увеличением печатных красок и краскопрогонов за счет дублирования основных двухзональных печатных красок триады.

Наиболее целесообразно оказалось применение разносветлых и разнонасыщенных печатных красок с различием и в цветовом тоне. Опытные данные показали, что дублирование желтой краски не дает значительного эффекта. Шестикрасочный синтез цветного изображения в офсетном способе печати получил широкое распространение в 40-50-х годах и по сравнению с четырехкрасочным не только расширил цветовой охват и повысил насыщенность оттиска, но и создал возможность более легкого регулирования градации репродуцируемого цветного изображения на оттиске, а также и стабилизировал процесс печати.

 
 
 
просмотров 28265
Другие статьи в рубрике "Полиграфия"
Реклама на сайте:
журнал Практика Рекламы
0.42