Фотоформа и печатная форма в полиграфии. Классификация фотоформ. Штриховые и растровые фотоформы
Стефан Стефанов
главный эксперт компании АКВАЛОН
При подготовке оригиналов к изданию очень часто издатели пользуются услугами рекламных бюро, дизайн-бюро или репроцентров. Как правило, рекламные бюро имеют свои репроцентры или пользуются услугами одних и тех же репроцентров.
Заказчик может прийти в рекламное бюро с идеей издания, с авторскими оригиналами или с электронной формой издания - с набранным и сверстанным текстом и готовыми цветоделенными иллюстрациями или только с цветными и черно - белыми оригиналами - слайдами, фотографиями, рисунками или электронным изображением компьютерной графики, если, например, планирует напечатать плакат. Во всех случаях заказчик получит фотоформы, которые он отдает в типографию или сам печатает в своей типографии.
Неприятно, конечно, но в типографии фотоформы могут не принять, ссылаясь на некачественность или на несоответствие фотоформы к способу печати.
И, чтобы такие неприятные моменты исключить, заказчик должен ориентироваться в фотоформах и понятно сформулировать свои требования при сдачи заказа на исполнение и претензии при получении выполненного заказа.
Еще лучше, конечно, когда заказчик заранее идет в типографию, где будет печататься заказ и уточняет требования к фотоформам, которые он должен передать в типографию. А для того, чтобы в начале понять, а потом, при заказе фотоформ четко сформулировать свои требования, желательно, чтобы заказчик обладал минимум знаний о фотоформах.
Вот этот минимум знаний в тезисной форме и изложен в данной статье.
О терминах
Для начала уточним основные понятия: фотоформа и печатная форма.
Фотоформа в полиграфических технологиях это изобразительный иллюстрационный или текстовой однокрасочный негатив или диапозитив, подготовленный для копирования (изображение на прозрачной основе) с целью изготовления печатной формы при подготовке оригинала издания к полиграфическому воспроизведению.
К фотоформам необходимо отнести не только фотоизображения, но и изображения, изготовленные на прозрачных материалах с использованием непрозрачных красок (материалов), например, чертежи, изготовленные тушью на прозрачной недеформирующейся пленке или диапозитивы, изготовленные на прозрачной пленке лазерным принтером. (Диапозитив это позитив (позитивное изображение), изготовленный на прозрачной подложке.)
Печатная форма это поверхность пластины (плиты или цилиндра), изготовленной из разных материалов. В качестве материала может служить светочувствительный слой или фотополимер, а также поверхность металла, пластмассы, бумаги, дерева, литографского камня. Печатная форма служит для образования и сохранения изображения в виде участков, воспринимающих печатную краску (печатные элементы) и не воспринимающих краску (пробельные элементы) и передающих ее на запечатываемый материал или передаточное звено, например, офсетный цилиндр, тампон, в процессе печатания.
Классификация фотоформ
В зависимости от классифицирующего признака фотоформы делятся:
1) по виду изображения на фотоформе: на негативные и позитивные фотоформы;
Негативное изображение это изображение, обратное по тонопередаче (градации, оптическим плотностям) оригиналу.
Позитивное изображение это изображение, идентичное по градационным параметрам оригиналу.
2) по характеру изображения на фотоформе: на штриховые, растровые, полутоновые, комбинированные фотоформы;
Полутоновое изображение это плоскостное изображение, состоящее из микроэлементов, каждый из которых может иметь одно из теоретически бесконечного количества уровней яркости (оптической плотности). Полутоновое изображение имеет промежуточные переходные тона между самым темным и самым светлым участками. Чем меньше количество полутонов, тем контрастнее полутоновое изображение и, если полутона отсутствуют, изображение - штриховое.
Штриховое изображение это плоскостное изображение, состоящее из элементов, которые могут иметь только один уровень яркости (оптической плотности) по отношению к фону. Например, чертежи, графические рисунки, изображения, выполненные линиями, текст.
Все требования, которые предъявляются к штриховым фотоформам, относятся и к чисто текстовым фотоформам. Поэтому далее, на это совпадение не будем заострять внимание.
Штриховой диапозитив это штриховое изображение прямое (совпадающее) по тональности и изготовленное на прозрачной основе.
Растровое изображение это плоскостное изображений, состоящее из растровых элементов (микроштрихов).
3) по полярности изображения на фотоформе на: прямые (читаемые) и зеркальные (нечитаемые) фотоформы;
4) по способу изготовления на: фотографические, гравированные, вычерченные, нарисованные, электронные в цифровом виде фотоформы;
Фотографическое изображение это черно-белое или цветное изображение, полученное путем фотографирования и служащее издательским оригиналом, фотоформой или промежуточным изображением.
Гравирование - создание и корректура изображения на формном материале ручным, механическим путем при помощи резца, штихеля или лазерным лучом. Как правило, гравирование используется для изготовления печатных форм для способа металлографии, для гравирования формных цилиндров для способа глубокой печати и очень редко при изготовлении фотоформ механическим способом на клишографах или вручную - авторские печатные формы, например металлографические. После изобретения "сухих пленок" гравирование лазерным лучом применяют для изготовления фотоформ способом выжигания.
5) по технологичности готовых фотоформ на: монтажные фотоформы и цельнопленочные. Цельнопленочные фотоформы изготовляют на мощных компьютерных издательских системах с использованием технологии электронного монтажа отдельных полос издания в соответствии со схемой раскладки и спуска полос по формату печатного листа печатной машины.
Основные требования к фотоформам
На штриховых фотоформах имеются только две градации тона: в идеальном случае - максимально черный (непрозрачный) и максимально прозрачный, т.е. имеют бинарный характер и только два значения оптической плотности пропускания – минимум (не более 0,04 – 0,06) и максимум (не менее 3,60). Напротив, полутоновые фотоформы имеют аналоговый характер, и тон может иметь любую величину оптической плотности между минимумом и максимумом - от белого через серое, до черного.
Определенные ограничения на отдельные параметры фотоформ накладывают и особенности последующего звена технологической цепочки репродуцирования - процесса изготовления печатной формы.
Так как любая фотоформа - это изображение, то ко всем фотоформам предъявляются общие требования к качеству, а именно:
1) Размер изображения на фотоформе должен быть равен заданному размеру репродукции. Допустимые отклонения – не более ± 0,05 мм.
2) Изображение должно быть визуально резким по всей площади фотоформы.
3) На изображении не должно быть вуали, пятен, царапин и посторонних прозрачных и непрозрачных точек, а также заломов основы фотопленки.
4) Изображение должно располагаться по центру листа фотопленки. Расстояние от края изображения до края фотопленки должно быть не менее 1,5 см.
5) Изображение должно иметь по всей своей площади однородный ахроматический (нейтрально серый) тон.
6) Изображение для изготовления печатных форм офсетной печати должно быть на фотоформе зеркальным (нечитаемым) по отношению к оригиналу. Для способов высокой классической и глубокой печати изображение на фотоформе должно быть прямым (незеркальным, читаемым) по отношению к оригиналу.
Из-за особенностей сигналов изображения на отдельных видах фотоформ к каждому виду предъявляются дополнительные требования.
Штриховые фотоформы
Штриховые фотоформы должны иметь плотный равномерней фон нейтрально-черного цвета с оптической плотностью не менее 2,00, если фотоформа негативная. При этом оптическая плотность прозрачных участков должна быть не более 0,06.
Интервал оптических плотностей непрозрачных и прозрачных элементов штрихового изображения должен быть не ниже 2,50 (для офсетной печати) и не менее 4,00 (для флексографской печати) при плотности вуали не более 0,06, если фотоформа диапозитивная. Подложка для фотоформ, предназначенных для изготовления флексографских печатных форм, должна быть матовая. Это снижает вероятность появления кольца Ньютона на печатной форме.
Растровые фотоформы
Линиатура и конфигурация элементов растра (линии, точки) должны соответствовать заданным значениям.
Углы наклона линий растровых структур должны соответствовать заданным углам, которые определяются способом печати. Для однокрасочных оттисков угол наклона растровой структуре на фотоформе 450.
На растровом негативе с полутонового оригинала для однокрасочной репродукции точки в тенях изображения должны иметь минимальный размер 2-6%, а в светах - 95-98% при наличии открытых пробелов в светлых полутонах и на бликах изображения в офсетной печати. Указанный интервал для минимального размера растровых элементов относится к разным способам печати, например, для офсетного способа минимальный растровый элемент имеет минимальный размер в интервале, а для флексографского способа - максимальный.
Интервал оптических плотностей непрозрачных и прозрачных элементов должен быть не менее 3,60. Контроль воспроизведения отдельных тоновых полей осуществляется по растрированному изображению полутоновой шкалы, приложенной к оригиналу перед сканированием (фотографированием).
Процентное содержание растровых полей фоновых диапозитивов не должно отличаться от заданных значений более чем на ±1%.
Растровые цветоделенные фотоформы
Для цветоделенных фотоформ одного комплекта допускается расхождение (разброс) размеров по большой стороне изображения в интервале +/-( 0,025) мм.
Величина минимальной относительной площади растровых элементов на растровых цветоделенных фотоформах (диапозитивах) для офсетного способа печати должна быть не более 3%, а максимальной: для голубой краски - не менее 95-98%, для желтой - не менее 85-98%, для пурпурной - не менее 85-98%i и для черной - от 75 до 95% (в зависимости от применяемой технологии или от степени вычитания цветных красок).
Для фотоформ, изготовленных на сканирующей технике, структура строчной развертки не должна быть визуально заметна.
Размеры растровых элементов на фотоформах для трех цветных красок одного комплекта на участке серых тонов изображения оригинала должны соответствовать требованиям баланса «по серому» для соответствующего способа печати.
Полутоновые негативы и диапозитивы
Цветоделенные полутоновые негативы и диапозитивы для желтой, пурпурной и голубой красок, предназначенные для изготовления печатных форм, способа глубокой печати и фототипии должны иметь минимальную оптическую плотность 0,40 ± 0,05.
Требования тоновоспроизведения и баланса «по серому» должны быть учтены при определении градационных кривых в процессе изготовления фотоформы.
Для негативов и диапозитивов, изготовленных на сканирующей технике, структура строчной развертки не должна быть визуально заметна.
Фотоформы после ретуши
Процесс любой ретуши (механической, химической или электронной) не должен поиводить к искажению изображения на фотоформе.
Растровые элементы и штрихи на отретушированных химическим способом фотоформах должны быть плотными, резкими, без серого ореола.
Фотоформы должны быть хорошо промытые, сухие и чистые. Метки для совмещения должны быть маленькие и тонкие (0,1 мм), а около метки должно быть указано сокращенное название краски.
Обмазку фотоформ ретушерской краской следует выполнять только со стороны подложки.
Важное и особое значение в процессе репродуцирования имеет монтаж фотоформ, т. е. соединение отдельных частей (фотоформ) в единое целое. При этом склеивают отдельные фотопленки с изображениями текста, штриховых и полутоновых (растровых) изображений, а также их фрагментов или наклеивают их на монтажный лист прозрачного пластика.
В связи с бурным развитием цифровых систем обработки информации с программированным управлением от персональных компьютеров монтаж проводят электронными средствами на дисплее до изготовления фотоформ, которые выводят на фотопленку уже после окончания монтажа. Такой монтаж называют электронным. Далее приведены термины, связанные с изготовлением фотоформ на компьютерных издательских системах.
Электронная верстка полос - оформление отдельных полос издания, проводимое с использованием компьютерных издательских систем. Электронную верстку контролируют визуально на экране монитора системы или потвердей копии, полученной на принтере.
Электронная ретушь - коррекция, проводимая электронными средствами с одновременной визуализацией результатов на экране монитора компьютерной издательской системы.
Электронное растрирование это один из видов преобразования полутонового изображения в растровое (микроштриховое) изображение, осуществляемое в компьютерных издательских системах по специальным программам средствами вычислительной техники.
Электронный монтаж и спуск полос в формате печатного листа - размещение полос в формате запечатанного листа издания электронным способом при помощи ЭВМ издательской системы. Качество и правильность электронного монтажа контролируют визуально на экране монитора системы или по твердой копии, полученной на принтере.
Компьютерное цветоделение (электронное цветоделение) - цветоделение, осуществляемое автоматизированными оптоэлектронными средствами (аппаратными и программными) с помощью компьютерных издательских систем. С их созданием компьютерное цветоделение все больше вытесняет, так называемое, классическое цветоделение на основе аналоговых электронных (цветоделители-цветокорректоры) или аналоговых оптических (репродукционные фотоаппараты) систем, обеспечивая постоянное повышение качества цветоделения.
Компьютерный набор - набор и обработка текста издания с применением компьютерных издательских систем, при которых обеспечивается выключка строк, техническое редактирование и корректура текста, верстка полос и пр.
И еще
Более подробные требования к фотоформам для отдельных способов печати приведены в технологических инструкциях для каждого способа печати и конкретной технологии, что особенно важно, так как в каждом конкретном предприятии применяют одну или несколько технологий. Поэтому прежде, чем будет оформлен заказ на изготовления фотоформ для будущего издания, лучше заранее проконсультироваться в типографии, где будет размещен заказ на печать издания. Это очень важно организационно и находит выражение в экономических и эмоциональных оценках.
- Контроль растискивания. Наши рекомендации (9030)
- Как подготовить макет клише для тиснения (27620)
- Рекламная полиграфия: основные виды деловой и рекламной полиграфии (26730)
- Особый вид настенного календаря - квартальный. Особенности конструкции (15227)
- Чтобы цветопередача была стабильной. Держим влажность и температуру (12862)
- Пятьдесят семь советов для верстки книги. Совет профессионала (59549)
- Что такое бумага? Особенности структуры и свойства бумаги. Классификация бумаг (36108)
- Основы теории цвета - цветовой круг. Основные и дополнительные цвета. Цветовые модели (43259)
- Допечатная подготовка этикеток. Закономерности и особенности печатного процесса (16776)
- Выбор способа печати в типографии. Цифровая или офсетная печать - что выбрать? (21786)
- Зачем нужна вырубка? Отделочные процессы в полиграфии (15885)
- Конверты особого назначения - размеры и типы конвертов. Конверты с окошком (21874)
- Делаем неожиданные эффекты. Эксперименты с рекламной полиграфической продукцией (14255)
- Типография - Рекламное агентство - Заказчик. А нужен ли вам посредник? (21837)
- Лицо делового человека. Да - она - Визиткая карточка. О правилах оформления визиток (13322)
- Широкоформатная печать. Обзор материалов печати и качество конечной продукции (17361)
- Что такое PostScript? Основы - OPI, RIP и интерпретатор PostScript. Создаем PostScript файлы (27549)
- 10 шагов к качественной полиграфии - практические рекомендацим менеджеру по рекламе (23589)
- Где печатаем? Как правильно выбрать типографию? (20551)
- Дизайнерские бумаги, особые сорта картона или прозрачная калька - выбор за вами (19306)
- Цифровая печать - для быстрых заказов. Почему офсет - это не быстро (13476)
- Что такое шелкография? Трафаретный способ печати - самый доступный способ печати (27096)
- Ян Чихольд - рекомендации по верстке полиграфической продукции (23262)
- Ошибочка вышла... О требованиях для макетов печатной продукции (15174)
- Выбор бумаги для календаря. Дизайнерские бумаги для календаря (22626)
- Особенности препресса для флексографской печати (32012)
- Анатомия визитки. Визитка как элемент фирменного стиля - материал, дизайн и методы изготовления (19567)
- Считаем бумагу. Сколько нужно бумаги на тираж? И сколько будет он весить? (26526)
- Предполетная проверка «кореловского» файла (18557)
- Офсет для печати этикеток и упаковки. Обзор оборудования для печати (22557)
- Основные виды рекламной полиграфии. Классификация и виды (15627)
- Способы печати и области их применения - высокая, плоская, глубокая, трафаретная и цифровая (53988)
- Миф о евростандарте . Есть ли в полиграфии универсальный стандарт печати? (15994)
- Adobe Photoshop как препресс инструмент (19217)
- Фирменный конверт с логотипом. Офсет или Цифровая печать? Выбор бумаги (17893)
- 3 этапа в расчете количества полос издания. Правила подсчета количества полос с примерами (38637)
- Теоретические основы муара - Причины возникновения и методы борьбы с муаром (23748)
- Поговорим о полиграфических форматах. Какие бывают форматы и типоразмеры бумаги (24594)
- 3 технологии цветоделения - термины и определения. Принципы применения технологии МЦК (28802)
- Особенности набора и верстки формул (28323)
- Календарный сезон открыт. Готовим дизайн календаря и выбираем бумагу (20163)
- Почему при печати в типографии цвета не такие яркие как на мониторе? Пару слов о цветопробе (17477)
- Брак и качество офсетной печати. Кто виноват в браке при печати тиража (46728)
- Цифровая печать - это серьезно Цифровая печатная машина Xerox DocuColor 2060 - как пример (17558)
- Выбор разрешения иллюстрации для последующего растрирования (18754)
- О точности позиционирования в программах верстки (16893)
- Объектный муар. Возможно ли бороться с муаром в полиграфии? (27072)
- А запах... 3 способа применения ароматических веществ в рекламной полиграфии (18176)
- Общие правила верстки - рекомендации по оформлению книжных изданий (28447)
- PDF против MS Word. Способ перевода файта в PDF (14463)
- Спуска полос в программе PageMaker по Кварковскому методу (11291)
- Особенности построения офсетных машин фирмы Mitsubishi Heavy Industries (17554)
- Азбука полиграфиста - Цветовой охат RGB и CMYK. Ограничения по печати. Форматы файлов и их особенности (31678)
- Офисный принтер в качестве цифровой печатной машины (19845)
- Изображения и оригиналы для полиграфических изданий. Типы и их классификация (25751)
- Технические условия приема файлов на фотовывод (16758)
- Технологии печатного производства: теория и практика большой типографии (17830)