Объектный муар. Возможно ли бороться с муаром в полиграфии?
Качество полиграфического воспроизведения зависит от множества разных факторов: от фотосъемки и допечатной подготовки, от печатного оборудования и квалификации сотрудников типографии и т. д. Но не менее значимый фактор - сам сюжет, который мы собираемся печатать. Именно от него напрямую зависит качество оттиска. Есть сюжеты, которые, как ни старайся, все равно хорошо не напечатаешь. Условно их можно разделить на три группы:
- Малоконтрастные сюжеты. Например, белый объект на белом фоне при слабом освещении или, наоборот, темный объект на темном фоне того же тона и т. д.
- Сюжеты высоконасыщенных цветов. Традиционная полиграфия имеет существенные ограничения по воспроизведению очень насыщенных синих, фиолетовых, зеленых или красных тонов. И, если сюжет как раз такой, могут возникнуть проблемы с его воспроизведением.
- Текстурные объекты, то есть те, которые содержат какие-либо регулярные структуры: фактуру или регулярный рисунок ткани (тонкие полоски или клетка), кружева, штриховку и т. д.
С первыми двумя группами все довольно понятно, а вот с текстурными объектами ситуация сложнее. Многие даже не представляют, какие проблемы могут возникнуть при работе с ними и что в итоге получится. Известно, что наложение двух регулярных структур с одинаковой или близкой частотой может вызвать оптический эффект, называемый муаром: при наложении проявляется не существующий ни в одной из текстур рисунок (рис.1).
Рис. 1. Возникновение муара при наложении двух регулярных структур
<
Рис. 2. Любое полиграфическое изображение преставляет собой растровую структуру (на примере слева растровая точка имеет форму круга, хотя бывают и другие формы). Растр всегда искажает изображение. При этом, чем крупнее растровая структура, тем заметнее искажение самого изображения (на примере справа - одно и то же изображение показано с растрами разной линиатуры)
Растровая структура, которой печатаются все полиграфические изображения, имеет определенную форму, периодичность, размер и т. д. и, по сути, является текстурой (рис. 2). А в любом изображении - четыре таких структуры (по одной на каждый базовый цвет). Теперь представьте, что мы собираемся печатать изображение, например, фактуры ткани. Если фактура достаточно мелкая и ее частота или размер близки к линиатуре растра, которым мы собираемся печатать изображения, то возникновение муара практически неизбежно. Причем вероятность его возникновения тем выше, чем ближе частота фактуры к линиатуре растра. На рис. 3 показаны некоторые примеры возникновения сюжетного муара.
ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
Полностью избавиться от сюжетного муара пока не удается, можно лишь снизить визуальный эффект. К тому же, проявляется муар только на тиражном оттиске! А значит, заранее узнать о его наличии и предпринять какие-то шаги по его устранению невозможно. Лишь некоторые аналоговые цветопробы или очень опытный специалист по работе с изображениями могут с точностью предсказать появление муара. Впрочем, если есть подозрение, что муар возникнет, сделать можно следующее.
- Увеличить линиатуру растра при печати. Чем выше линиатура, тем меньше заметен сюжетный муар. Беда в том, что сильно повысить линиатуру вряд ли удастся; в большинстве типографий на это не согласятся, поскольку, как правило, печатный процесс отлажен на одну или несколько фиксированных линиатур.
- Снизить резкость изображения. Небольшое понижение резкости может благотворно отразиться на видимости сюжетного муара. Пожалуй, это единственный на сегодня вариант, если печатать «опасное» изображение необходимо. В процессе допечатной подготовки следует заранее использовать более слабые алгоритмы подчеркивания резкости. Впрочем, вряд ли стоит считать этот способ решением вопроса для высококачественной печати, где резкость играет одну из главных ролей. Иногда, правда, может помочь локальное снижение резкости изображения. На примере изображений, показанных на рис. 3, можно снизить резкость на блузке девушки (она не является сюжетообразующей) и оставить на остальном изображении. На фото галстуков так поступить не получится, поскольку галстук и есть главный сюжет.
Важно понимать, что муар не является дефектом печати или допечатной подготовки, и исполнители заказа в этом не виноваты. Просто это такой закон физики. Решение проблемы - использовать другие изображения, не содержащие сложных текстур. Если же это невозможно и надо печатать именно «опасное» изображение, то нужно быть готовым к тому, что на оттиске могут возникнуть дефекты.
Вообще проблема возникновения муара не новая. Еще в советские времена отделы иллюстраций издательств тщательно следили за этим и пытались не допускать в печать изображения, содержащие сложные текстуры. Профессиональные фотографы, работающие для полиграфии, тоже знают о такой проблеме и стремятся готовить сюжеты так, чтобы ее избежать.
|
||
|
||
Рис. 3. Примеры возникновения сюжетного муара. Здесь элементы изображений содержат периодическую структуру, которая может привести к появлению сюжетного муара. По возможности лучше отказаться от использования подобных изображений в полиграфии. Слева приведен увеличенный фрагмент «опасной зоны» |
С распространением компьютеров и доступной фотографии (в первую очередь цифровой) допечатную подготовку (от креатива до верстки) стало легко выполнить практически любому, кто хотя бы немного в этом разбирается. К сожалению, далеко не все из них знают о проблеме сюжетного муара. Проблема также обостряется тем, что качество печати повысилось, многие другие сложности устранены и сюжетный муар теперь стал намного заметнее. Поэтому, в заключение, еще раз повторим: сюжетный муар - не дефект полиграфического воспроизведения, а, скорее, ошибка на этапе отбора изображений или же просто несовершенность современных технологий, и с этим придется мириться. Ведь мирились же с черно-белым телевидением, хотя и было понятно, что все объекты на экране изначально цветные.
- Контроль растискивания. Наши рекомендации (8895)
- Как подготовить макет клише для тиснения (27281)
- Рекламная полиграфия: основные виды деловой и рекламной полиграфии (26590)
- Особый вид настенного календаря - квартальный. Особенности конструкции (15144)
- Чтобы цветопередача была стабильной. Держим влажность и температуру (12792)
- Пятьдесят семь советов для верстки книги. Совет профессионала (59417)
- Что такое бумага? Особенности структуры и свойства бумаги. Классификация бумаг (35818)
- Основы теории цвета - цветовой круг. Основные и дополнительные цвета. Цветовые модели (42653)
- Допечатная подготовка этикеток. Закономерности и особенности печатного процесса (16502)
- Выбор способа печати в типографии. Цифровая или офсетная печать - что выбрать? (21554)
- Зачем нужна вырубка? Отделочные процессы в полиграфии (15787)
- Конверты особого назначения - размеры и типы конвертов. Конверты с окошком (21648)
- Делаем неожиданные эффекты. Эксперименты с рекламной полиграфической продукцией (14188)
- Типография - Рекламное агентство - Заказчик. А нужен ли вам посредник? (21775)
- Лицо делового человека. Да - она - Визиткая карточка. О правилах оформления визиток (13209)
- Широкоформатная печать. Обзор материалов печати и качество конечной продукции (17164)
- Что такое PostScript? Основы - OPI, RIP и интерпретатор PostScript. Создаем PostScript файлы (27396)
- 10 шагов к качественной полиграфии - практические рекомендацим менеджеру по рекламе (23328)
- Где печатаем? Как правильно выбрать типографию? (20448)
- Дизайнерские бумаги, особые сорта картона или прозрачная калька - выбор за вами (19213)
- Цифровая печать - для быстрых заказов. Почему офсет - это не быстро (13411)
- Что такое шелкография? Трафаретный способ печати - самый доступный способ печати (26929)
- Ян Чихольд - рекомендации по верстке полиграфической продукции (23174)
- Ошибочка вышла... О требованиях для макетов печатной продукции (15128)
- Выбор бумаги для календаря. Дизайнерские бумаги для календаря (22324)
- Особенности препресса для флексографской печати (31833)
- Анатомия визитки. Визитка как элемент фирменного стиля - материал, дизайн и методы изготовления (19497)
- Считаем бумагу. Сколько нужно бумаги на тираж? И сколько будет он весить? (26301)
- Предполетная проверка «кореловского» файла (18492)
- Офсет для печати этикеток и упаковки. Обзор оборудования для печати (22493)
- Основные виды рекламной полиграфии. Классификация и виды (15423)
- Способы печати и области их применения - высокая, плоская, глубокая, трафаретная и цифровая (53521)
- Миф о евростандарте . Есть ли в полиграфии универсальный стандарт печати? (15929)
- Adobe Photoshop как препресс инструмент (19125)
- Фирменный конверт с логотипом. Офсет или Цифровая печать? Выбор бумаги (17762)
- 3 этапа в расчете количества полос издания. Правила подсчета количества полос с примерами (38365)
- Теоретические основы муара - Причины возникновения и методы борьбы с муаром (23597)
- Поговорим о полиграфических форматах. Какие бывают форматы и типоразмеры бумаги (24413)
- Фотоформа и печатная форма в полиграфии. Классификация фотоформ. Штриховые и растровые фотоформы (29580)
- 3 технологии цветоделения - термины и определения. Принципы применения технологии МЦК (28657)
- Особенности набора и верстки формул (28166)
- Календарный сезон открыт. Готовим дизайн календаря и выбираем бумагу (20077)
- Почему при печати в типографии цвета не такие яркие как на мониторе? Пару слов о цветопробе (17388)
- Брак и качество офсетной печати. Кто виноват в браке при печати тиража (45866)
- Цифровая печать - это серьезно Цифровая печатная машина Xerox DocuColor 2060 - как пример (17506)
- Выбор разрешения иллюстрации для последующего растрирования (18627)
- О точности позиционирования в программах верстки (16830)
- А запах... 3 способа применения ароматических веществ в рекламной полиграфии (18079)
- Общие правила верстки - рекомендации по оформлению книжных изданий (28327)
- PDF против MS Word. Способ перевода файта в PDF (14413)
- Спуска полос в программе PageMaker по Кварковскому методу (11240)
- Особенности построения офсетных машин фирмы Mitsubishi Heavy Industries (17442)
- Азбука полиграфиста - Цветовой охат RGB и CMYK. Ограничения по печати. Форматы файлов и их особенности (31608)
- Офисный принтер в качестве цифровой печатной машины (19765)
- Изображения и оригиналы для полиграфических изданий. Типы и их классификация (25534)
- Технические условия приема файлов на фотовывод (16695)
- Технологии печатного производства: теория и практика большой типографии (17698)