Почему при печати в типографии цвета не такие яркие как на мониторе? Пару слов о цветопробе
Ситуацию, когда заказчик сидит вместе с дизайнером за компьютером и непосредственно вмешивается в процесс, можно, конечно, считать неудобной (варианты: неправильной, недопустимой) и всячески ее избегать. Во многих организациях, называемых рекламными агентствами, дизайн-студиями и т. п., клиент удостаивается общения только с клерками. В таком способе работы, безусловно, есть очень много хорошего, но клерки эти рано или поздно, я уверен, вымрут «как класс», как уже канули в Лету машинописные бюро.
Итак, предположим, что Вы решились не прятать процесс подготовки печати от того, кто вам платит деньги. В этом случае необходимо сообщить клиенту самые элементарные сведения о странностях поведения издательских программ и некоторых принципиальных ограничениях печатного процесса. Объем этих минимально необходимых сведений действительно невелик, и можно было бы ограничиться констатацией двух фактов:
- Напечатанное в типографии не может быть таким же ярким, как изображение на мониторе;
- Увидеть то, что будет напечатано в типографии, нельзя ни на мониторе, ни на принтере.
К сожалению, и то, и другое вступает в противоречие (кажущееся) с повседневным опытом (то есть с текстом, напечатанным из Word’а), который утверждает: то, что видишь на экране, получишь и в результате, то есть WYSIWYG. Вообще-то человек готов поверить в то, что печатная машина — совсем не LaserJet 5L, но чтобы изображение на экране так сильно отличалось от конечного результата — это уж слишком.
Надеюсь, что нижеследующий текст, если дать его прочитать участвующему в реализации своего заказа клиенту, поможет всем сэкономить время и нервную энергию. Все положения здесь, конечно, несколько упрощены и декларативны.
1. Если вы хотите участвовать в процессе подготовки вашей публикации, прежде всего осознайте: неразумно добиваться, чтобы эскизы выглядели на мониторе и/или распечатке любого(!) принтера похожими на печать (далее для простоты упоминание о принтере опускается). В случае технически сложного дизайна изображение на мониторе может разительно отличаться от полиграфического как в лучшую, так и в худшую сторону. В смысле цвета экран практически всегда лучше печати.
2. Есть только один способ получить очень достоверное (но все же не на 100%) изображение — так называемая цветопроба с пленок. Стоит это удовольствие около $50–60 за страницу А4 и занимает довольно много времени. Если Вы готовы к таким затратам на эскизы, предупредите исполнителя сразу, и можете эту статью дальше не читать.
3. С разумно достаточной для нормальной работы степенью достоверности можно увидеть фотографии (обычно отдельно от текста) на специальных мониторах (более дорогих, с контролируемыми цветовыми характеристиками). Но и в этом случае можно только очень приблизительно оценить:
- как будут видны при печати самые мелкие элементы изображения;
- насколько сильно и как именно проявится муар на изображениях в клеточку и в полосочку (Вам наверняка приходилось видеть на экране телевизора человека в клетчатом пиджаке — красиво переливающиемся при каждом движении владельца, часто цветные узоры — это и есть муар, причем, если вернуться в полиграфию, на мониторе муар один, а на печати — другой).
4. Какого цвета получится тот или иной элемент изображения (например, обычно заказчику очень важно,чтобы цвет эмблемы фирмы получился точно таким же, как на его образце) можно посмотреть (или наоборот, выбрать) в специальных альбомах — шкалах цветового охвата. Цвет в этом случае задается четырьмя числами, и он будет точно воспроизведен нормальной типографией независимо от того, как этот цвет выглядит на экране.
5. В стандартном полноцветном (то есть позволяющем воспроизводить цветные фото с терпимым качеством) процессе печати используются четыре стандартные краски CMYK (Cyan Magenta Yellow Black). Как их ни смешивай, ими невозможно воспроизвести не только все цвета, различаемые глазом, но и цвета, воспроизводимые на фотографиях, даже не очень качественных, и тем более на слайдах. Точно так же монитор может воспроизводить больше цветов (особенно ярких), чем офсетная печать. Поэтому следует мириться с тем, что печатное изображение всегда хуже оригинала (фотографии), как фотография всегда хуже (по крайней мере, в смысле достоверности) того, что видит глаз.
6. Проигрывает типографский оттиск фотографии и по разрешению — сейчас обычной является печать, при которой фотографии имеют разрешение 150 элементов изображения на дюйм. (Упомянутые элементы изображения нужны для передачи оттенков цвета. Это, на самом деле, ячейки различной формы, напечатанные с разрешением 2500 точек/дюйм).
7. В совокупности п. 5 и 6 приводят к тому, что напечатанное в целом и фотографии в частности могут выглядеть ярко только в результате адаптации глаза к конкретному изображению, а восприятие конкретного изображения — это вопрос из области оптических иллюзий, и тут уж точно: на вкус и цвет...
Сказанное выше — в основном, ограничения технологии, и их легко принимают к сведению даже самые неподготовленные в техническом смысле люди. В конце концов, все мы понимаем и принимаем то, что Луну с неба не получишь даже за большие деньги, а вот эффекты (или дефекты), о которых речь ниже, и проявляются ярче, и смириться с ними психологически труднее. Иногда это ошибки или недосмотр в программах, чаще — результат сознательного отказа от принципа WYSIWYG для ускорения работы программы. Примеры, приведенные ниже — это то, что вызывает наибольшее недоумение при первом (и десятом тоже) столкновении с программой QuarkXPress, но что-то похожее можно найти и в других программах верстки.
8. Вставленные на страницу в программе верстки фотографии (и подобные изображения) — не настоящие картинки, а их копии с низким разрешением (обычно 72 точек/дюйм, а разрешение печати современного лазерного принтера 300–600 точек/дюйм (кстати, обычный текст печатается типографией с разрешением 2500 точек/дюйм). Настоящая картинка используется только тогда, когда это действительно нужно — при окончательном выводе на фотонаборный автомат (это, конечно, тоже принтер, но с уже упоминавшимся разрешением 2500 и более точек/дюйм). И на экран, и на обычный принтер (особенно цветной струйный) выводятся тоже картинки с низким разрешением. Иногда — это зависит от изображения — получается неплохо, иногда, впрочем довольно редко — ужасно, но текст всегда виден хорошо.
Позволю себе повториться: увидеть, как получатся фотографии вместе с текстом и остальными элементами оформления можно, но не менее чем по $50 за страницу А4.
9. Логотип (схему и тому подобное) можно вставить на страницу двумя способами:
как фотографию (значит, с разрешением печати 150 точек/дюйм). В этом случае в Quark’е его будет видно хорошо (рис. 1);
Рис. 1.
как векторную иллюстрацию. В этом случае Ваша эмблема напечатается с разрешением 2500 точек/дюйм (рис. 2)
Рис. 4.
Надеюсь, что разница между рис. 1 и рис. 2 заметна, особенно на мелком тексте. Ни один нормальный человек, когда ему предлагаешь альтернативу: 150 или 2500 точек/дюйм, не выбирает 150. Но я вполне понимаю сомнения, возникающие при взгляде на то, как векторная иллюстрация выглядит в программе верстки (рис. 3).
Рис. 3.
Но плохая «кажимость» в программе верстки векторного логотипа — это его единственный недостаток. В остальном он гораздо лучше растрового варианта. Например, его можно легко масштабировать без потери качества сколько угодно раз, что очень удобно. Крайним проявлением этого дефекта является полное исчезновение (только с экрана и не навсегда) белой векторной картинки, помещенной на черный фон. И что совсем удивительно: в то, что на абсолютно черном (на экране/принтере) месте появится белая эмблема, людям поверить проще, чем в качественную печать при изображении на экране плохом, но вполне видимом (еще раз рис. 3).
10.Часто фотографии и рисунки помещают поверх другого изображения не в прямоугольной рамке, а обведенными по контуру изображения. Их при этом плохо видно на экране, и часто вокруг наложенного изображения появляются белые пятна с рваными краями. То, что видно на экране и то, что действительно напечатается — на рис. 4 и 5 соответственно.
Рис. 4.
Рис. 5.
11. Впрочем, никто не стремится специально наводить тень на плетень, поэтому в начале работы обычно верстают текст, вставляя в него фотографии в файлах, формат которых не пригоден для типографии, и переводят их в специальный формат для печати уже после того, как дизайн утвержден заказчиком. Вполне прилично смотревшиеся до этого в Quark’е снимки часто окрашиваются (на экране) в непредсказуемые ядовито-неоновые тона (проиллюстрировать это не стоит и пытаться — цвета получаются сплошь «непечатные»).
Перевод фотографий в предназначенный для печати формат — это лишь одна из множества операций, которые нужно проделать, когда со стороны кажется, что все уже готово. Взятая отдельно каждая из этих процедур, конечно, мелочь, а вместе это большая (с каждым изображением на странице отдельно), кропотливая работа, результаты которой на глаз обычно незаметны, зато очень хорошо видны ошибки. Например, если забыть перевести файл с фотографией в нужный формат, она вместо цветной напечатается черно-белой.
Это, пожалуй, все. Может быть, несколько длинно, но иначе получается совсем неубедительно.
Вячеслав Козин, дизайнер.
- Контроль растискивания. Наши рекомендации (9142)
- Как подготовить макет клише для тиснения (27974)
- Рекламная полиграфия: основные виды деловой и рекламной полиграфии (27036)
- Особый вид настенного календаря - квартальный. Особенности конструкции (15310)
- Чтобы цветопередача была стабильной. Держим влажность и температуру (12942)
- Пятьдесят семь советов для верстки книги. Совет профессионала (59723)
- Что такое бумага? Особенности структуры и свойства бумаги. Классификация бумаг (36329)
- Основы теории цвета - цветовой круг. Основные и дополнительные цвета. Цветовые модели (43749)
- Допечатная подготовка этикеток. Закономерности и особенности печатного процесса (17025)
- Выбор способа печати в типографии. Цифровая или офсетная печать - что выбрать? (22066)
- Зачем нужна вырубка? Отделочные процессы в полиграфии (15984)
- Конверты особого назначения - размеры и типы конвертов. Конверты с окошком (22074)
- Делаем неожиданные эффекты. Эксперименты с рекламной полиграфической продукцией (14326)
- Типография - Рекламное агентство - Заказчик. А нужен ли вам посредник? (21917)
- Лицо делового человека. Да - она - Визиткая карточка. О правилах оформления визиток (13440)
- Широкоформатная печать. Обзор материалов печати и качество конечной продукции (17575)
- Что такое PostScript? Основы - OPI, RIP и интерпретатор PostScript. Создаем PostScript файлы (27713)
- 10 шагов к качественной полиграфии - практические рекомендацим менеджеру по рекламе (23860)
- Где печатаем? Как правильно выбрать типографию? (20662)
- Дизайнерские бумаги, особые сорта картона или прозрачная калька - выбор за вами (19409)
- Цифровая печать - для быстрых заказов. Почему офсет - это не быстро (13548)
- Что такое шелкография? Трафаретный способ печати - самый доступный способ печати (27224)
- Ян Чихольд - рекомендации по верстке полиграфической продукции (23323)
- Ошибочка вышла... О требованиях для макетов печатной продукции (15230)
- Выбор бумаги для календаря. Дизайнерские бумаги для календаря (22959)
- Особенности препресса для флексографской печати (32122)
- Анатомия визитки. Визитка как элемент фирменного стиля - материал, дизайн и методы изготовления (19629)
- Считаем бумагу. Сколько нужно бумаги на тираж? И сколько будет он весить? (26731)
- Предполетная проверка «кореловского» файла (18620)
- Офсет для печати этикеток и упаковки. Обзор оборудования для печати (22642)
- Основные виды рекламной полиграфии. Классификация и виды (15876)
- Способы печати и области их применения - высокая, плоская, глубокая, трафаретная и цифровая (54443)
- Миф о евростандарте . Есть ли в полиграфии универсальный стандарт печати? (16061)
- Adobe Photoshop как препресс инструмент (19304)
- Фирменный конверт с логотипом. Офсет или Цифровая печать? Выбор бумаги (18027)
- 3 этапа в расчете количества полос издания. Правила подсчета количества полос с примерами (38900)
- Теоретические основы муара - Причины возникновения и методы борьбы с муаром (23922)
- Поговорим о полиграфических форматах. Какие бывают форматы и типоразмеры бумаги (24790)
- Фотоформа и печатная форма в полиграфии. Классификация фотоформ. Штриховые и растровые фотоформы (30137)
- 3 технологии цветоделения - термины и определения. Принципы применения технологии МЦК (28906)
- Особенности набора и верстки формул (28469)
- Календарный сезон открыт. Готовим дизайн календаря и выбираем бумагу (20241)
- Брак и качество офсетной печати. Кто виноват в браке при печати тиража (47450)
- Цифровая печать - это серьезно Цифровая печатная машина Xerox DocuColor 2060 - как пример (17622)
- Выбор разрешения иллюстрации для последующего растрирования (18879)
- О точности позиционирования в программах верстки (16967)
- Объектный муар. Возможно ли бороться с муаром в полиграфии? (27363)
- А запах... 3 способа применения ароматических веществ в рекламной полиграфии (18262)
- Общие правила верстки - рекомендации по оформлению книжных изданий (28592)
- PDF против MS Word. Способ перевода файта в PDF (14526)
- Спуска полос в программе PageMaker по Кварковскому методу (11370)
- Особенности построения офсетных машин фирмы Mitsubishi Heavy Industries (17665)
- Азбука полиграфиста - Цветовой охат RGB и CMYK. Ограничения по печати. Форматы файлов и их особенности (31753)
- Офисный принтер в качестве цифровой печатной машины (19954)
- Изображения и оригиналы для полиграфических изданий. Типы и их классификация (25982)
- Технические условия приема файлов на фотовывод (16831)
- Технологии печатного производства: теория и практика большой типографии (17943)