3 этапа в расчете количества полос издания. Правила подсчета количества полос с примерами
Для тех, кто решил выпустить собственное издание, полезно будет узнать о некоторых правилах, действующих в издательском деле и полиграфии. Принимая решение о количестве полос в издании, необходимо учесть технологические аспекты производства.
В этой статье мы не будем касаться расчета полос для эксклюзивных малотиражных изданий с полностью или частично ручными операциями по изготовлению. Количество полос здесь может быть любым если оно не будет противоречить правилам во врезке. Рассмотрим общие случаи, когда требуется изготовить типовую печатную продукцию, где производство должно быть технологичным.
Не последнюю роль в этом играет правильно выбранное количество полос издания. Этот параметр влияет и на время, и на стоимость изготовления тиража.
Процесс расчета количества полос в издании состоит, как минимум, из трех этапов:
1. Определение объема, формата, вида скрепления и тиража издания. Эти данные выбираются издателем из соображений, одному ему ведомых. Хотя на самом деле они должны задаваться с учетом определенных требований (о том, как выбирать формат издания мы писали в «Формате» №2)
2. Выбор технологической схемы изготовления издания и исполнителя (типографии), который сможет реализовать эту схему.
3. Или выбор исполнителя, а затем технологической схемы из предложенных им вариантов.
Попытаемся понять, какие исходные данные нужно знать, чтобы правильно рассчитать количество полос.
Тираж издания. Необходим для правильного выбора печатной машины. Небольшие тиражи до 5–7 тыс. экз. выгодно печатать на листовых офсетных машинах, тиражи свыше 10 тыс. экз. - на рулонных. Сверхбольшие тиражи, порядка миллиона экземпляров, целесообразно печатать на машинах глубокой печати.
Формат издания. Здесь возможны два пути: искать предприятие, которое может отпечатать издание выбранного формата (что может быть долго и дорого), либо использовать форматы, с которыми работает выбранная типография.
Максимальный и минимальный формат листовой печатной машины или ширина рулона бумаги и величина рубки рулонной печатной машины. Формат издания и размер запечатываемого материала определяют количество полос, которые поместятся на печатном листе или в тетради.
Возможности брошюровочной техники, например, количество подающих самонакладов. Этот параметр определяет максимально возможное количество тетрадей в блоке, которые можно подобрать за одну подъемку. Оптимальным будет количество тетрадей в блоке, не превышающее число самонакладов брошюровочной машины. В противном случае вероятно потребуются либо ручные операции, а это время и деньги, либо усложнится технология производства, а это тоже деньги.
Варианты фальцовки (* Журнал «Формат», например, печатается 1/12 долей листа размером 72х104 см, а не привычной 1/8 или 1/16. Получается сложная фальцовка, которая у некоторых типографий вызывала технологические трудности) фальцевальной машины (при листовой печати) или фальцаппарата печатной машины (при рулонной печати). Надо не только разместить все полосы издания на бумажном листе, но и сделать так, чтобы затем этот лист можно было превратить в нужную тетрадь.
Перечисленные параметры позволяют выбрать технологическую схему производства издания и, исходя из нее, определить объем тетрадей и возможные варианты комплектации блока, а значит, и понять, сколько полос будет в готовом издании.
Правила подсчета количества полос
- Пустая полоса является равноправной и учитывается, как и любые другие полосы издания. Обычно пустые полосы добавляются в некоторые специализированные издания (например, в руководства или инструкции) для того, чтобы обеспечить начало глав с определенной полосы: в технической документации есть правило начинать каждую главу с правой полосы.
- Пустые полосы в серийных изданиях (книги, каталоги) нежелательны, а в некоторых случаях даже недопустимы (периодика). Вернее, сделать пустую полосу можно, но чем оправдать ее наличие? Она стоит денег (причем, как правило, столько же, сколько и заполненная), кроме того, ее наличие в журнале будет воспринято читателем как брак. Поэтому дополнять объем издания до ближайшего кратного числа пустыми полосами бессмысленно. Если же в издании образуется несколько пустых полос, то издатели ставят собственную рекламу, купоны на подписку и т. п. (в крайнем случае, традиционный лист «для заметок»).
- Количество полос в издании всегда является четным числом. Нечетное число невозможно.
- Минимальное количество полос в тетради при клеевом бесшвейном скреплении (КБС) равно двум, а при шитье проволокой или нитками - четырем. При шитье нитками сильно отличающиеся по толщине тетради нежелательны.
Так, например, если весь блок собирают из 32-страничных тетрадей и к нему приходится добавлять одну 4-страничную тетрадь, то такой вариант нельзя считать удачным, поскольку от этого существенно пострадает прочность шитья и блок получится «рыхлым». В этом случае надо либо избавиться от четырех лишних полос, либо добавить хотя бы еще столько же.
Как правило, в серьезных типографиях существуют устоявшиеся технологические схемы производства изданий в зависимости от объема и формата, которые учитывают все вышеперечисленные параметры и возможности собственного оборудования. В этом случае вам, скорее всего, предложат воспользоваться одной из наиболее подходящих схем.
Хотя есть предприятия, принимающие издания любого объема и формата, не считаясь с тем, насколько удастся оптимизировать производство данного заказа. В конечном итоге расходы все равно оплачивает клиент. Это одна из причин, почему в различных типографиях стоимость изготовления одного и того же издания может существенно отличаться.
Итак, после учета всех описанных выше требований можно приступать к подсчету количества полос. Для этого нужно сложить число полос в полных и дробных тетрадях, входящих в блок издания. О том, какие порой возникают сложности, - читайте далее. Поэтому не советуем самостоятельно, без участия технолога типографии, в которой планируется печать издания, браться за расчет количества полос.
Пример из жизни
Некий клиент заказал издателю Н выпустить посмертную автобиографию одного «нового русского». Объем рукописи составил пять авторских листов (довольно много), плюс фотографии. В итоге, при формате 60х90/8 (218х290мм) после верстки получилось 373 страницы. Издание решили делать в мягкой обложкой и крепить клеевым бесшвейным способом (так дешевле) тиражом 15 тыс. экз.
Разместить тираж издатель решил в типографии у своего старого друга М, которая была оснащена современными листовыми печатными машинами различных форматов. Получив спецификацию будущего издания, старый друг М отказался брать заказ, ссылаясь на несоответствие тиража и объема издания техническому оснащению типографии. При этом порекомендовал обратиться к своему другу П, в типографии которого была недавно установлена рулонная офсетная печатная машина (машину еще не успели загрузить заказами, и она чаще простаивала).
Простые расчеты
Полиграфия - наука старая, и в ней много устоявшихся традиций. Если говорить про периодику, то число полос и формат таких изданий уже давно определены специалистами. Форматы изданий зависят от форматов листов бумаги (для листовой печати), ширины полотна и длины рубки (для рулонной печати). При этом, что характерно, понятие «журнал формата А4» не совсем точное.
На самом деле, изготавливать журнал формата А4 (210х297 мм) нетехнологично, а в некоторых случаях просто невозможно. Удобнее использовать формат «примерно А4», который немного короче и шире, напоминает американский формат Letter и находится в диапазоне от 215х285 до 220х290 мм.
При выборе числа полос следует руководствоваться простым правилом. Если число полос в издании кратно восьми, то оно, скорее всего, не вызовет проблем в производстве (до определенного, большого числа полос). В любом случае, число полос может быть кратно четырем. Но здесь, как и при любом четном количестве полос, много опасностей, поэтому лучше проконсультироваться с технологом типографии.
ФОРМАТ ЛИСТА И ФОРМАТ ИЗДАНИЯ: ПОД ЧТО ТРАТИТСЯ ПЛОЩАДЬ ЛИСТА?
Так уж получилось, что площадь бумажного листа, на котором предполагается печатать издание, тратится на само издание не полностью. Часть бумаги идет на технологические нужды. На представленном рисунке показан лист бумаги (либо лист от листовой печатной машины, либо часть бумажного полотна после печати на рулонной машине и рубки) с расположенными на нем технологическими полями и элементами. Обратите внимание:
|
Схема печатного листа с размещенными необходимыми |
- Область (поле) печати всегда меньше размеров печатного листа. Необходимо предусмотреть хотя бы 2–3 мм с каждой стороны листа бумаги. Крайне нежелательно, чтобы краска ложилась прямо под край листа или, что еще хуже, чтобы площадь печати была больше площади листа.
- В свою очередь площадь, на которой располагаются полосы издания с припуском на обрезку блока в процессе брошюровки, несколько меньше поля печати. В этом поле размещаются приводочные кресты, метки реза и фальцовки. Иногда они могут быть полностью «спрятаны» в поле обрезки блока, но обычно они туда «не умещаются». Таким образом, поле полос издания меньше поля печати на 2–5 мм.
- Припуски на обрезку блока еще больше уменьшают полезную площадь листа. На это обычно уходит по 4-5 мм с трех сторон каждой полосы. В ряде случаев, например для тетрадей «с клапаном», это поле может увеличиваться до 15 мм «в хвосте» тетради.
- Кроме того, чтобы печатная машина могла передавать лист из секции в секцию, необходимо предусмотреть специальное поле, в котором будут находиться захваты, передающие лист. Это поле называют «клапаном», и на него придется отвести еще от 7 до 15 мм (в зависимости от печатной машины). Не следует путать этот клапан с клапаном тетради. Важно, что клапанное поле есть и в рулонной печати, хотя там и нет никаких листов, а движется полотно бумаги. Наличие этого поля объясняется особенностями конструкции печатных машин и механизма крепления печатных форм. В рулонной печати клапан может быть довольно большим. Правда. в некоторых машинах может отсутствовать совсем, но таких машин пока немного.
- Поле для размещения контрольной шкалы тоже занимает место на листе. Получается полоса примерно 7–10 мм шириной во всю длину листа.
В общем, правильно высчитать оптимальный формат издания самостоятельно очень непросто, лучше обратиться к специалистам.
Издатель Н обратился в типографию П с просьбой рассмотреть вопрос о возможности печати книги. Вскоре пришел официальный ответ с вариантами комплектации будущего издания: 373 полосы никак невозможно, можно либо 368 полос (23 тетради по 16 полос), либо 384 полосы (24 тетради по 16 полос), и то при условии, что формат издания изменят на 218х285 мм. Длина рубки установленной в типографии рулонной печатной машины составляет 590 мм, поэтому размер 290 мм изготовить не получится - шкалы оперативного контроля печати ставить некуда и припуски на обрезку блока тоже не помещаются.
Завязалась оживленная дискуссия, в результате которой через месяц обе стороны пришли к следующему соглашению: блок будет содержать 376 полос (23 тетради по 16 полос и одна тетрадь объемом восемь полос - она печатается двойником с последующей продольной резкой). На образовавшихся пустых полосах было решено разместить рекламу издательства и фирм покойного.
Формат издания пришлось еще раз скорректировать до 215х285 мм, поскольку в наличии была только рулонная бумага шириной 880 мм.
|
Помимо журнальных полос на листе расположены вспомогательные элементы для контроля печати (шкалы, кресты и пр.), а также метки, по которым будет обрезано готовое издание (слева). Бумажный лист, запечатанный с двух сторон, после двухсгибной фальцовки превращается в восьмистраничную тетрадь (справа). |
Кроме того, выяснилось, что имеющаяся машина клеевого скрепления имеет 20 самонакладов, а тетрадей в блоке получилось 24, поэтому необходима дополнительная подборка и ручная докладка, что резко увеличивает трудозатраты и, как следствие, цену издания. Когда клиент узнал об очередном изменении цены, он решил вопрос радикальным способом: снизил тираж до 1500 экз. и пригрозил «неприятностями», если через две недели его не получит. Издатель «все понял» и быстро вернулся к своему другу М. Друг ситуацию тоже понял и принял заказ. В итоге, после всех изменений издание стало иметь следующие параметры (для листовых машин):
- блок 370 полос (23 трехсгибные тетради по 16 полос и одна двухполосная вклейка);
- формат издания - 220х290 мм (получился из листовой бумаги 620х940 мм).
Небольшое увеличение формата позволило «вогнать» три лишние страницы; - ручная комплектовка и клеевое бесшвейное скрепление на полуавтоматической машине с ручной загрузкой.
В целом, получилось неплохо и в срок успели. Вот такая поучительная история. Вывод из нее: формат издания и число полос в нем точно можно определить только с технологом типографии.
«Американский» метод расчета числа полос
В странах с развитой экономикой уже много лет число полос в периодических изданиях определяется, строго исходя из «допустимого объема рекламы в издании». В нашей стране, чтобы издание не считалось рекламным, доля платных объявлений в нем не должна превышать 40%. Остальные 60% должны быть заняты авторскими или редакционными материалами. В большинстве развитых стран соотношения схожие, поэтому за границей для раскрученных изданий применяется простой метод расчета полос. Например, собрали X полос рекламы в данный номер. Значит, число полос авторских материалов должно соcтавлять не менее чем 1,5X. А общее число полос - не менее 2,5X. Далее округляют это число до ближайшей 8-страничной (как правило) тетради. Полученное число полос и будет в издании. Этот метод считается оптимальным по соотношению доходы/затраты. Им пользуются и многие отечественные «глянцевые» журналы, особенно с «международными корнями».
www.kursiv.ru/kursivnew/format_magazine
- Контроль растискивания. Наши рекомендации (8957)
- Как подготовить макет клише для тиснения (27418)
- Рекламная полиграфия: основные виды деловой и рекламной полиграфии (26660)
- Особый вид настенного календаря - квартальный. Особенности конструкции (15176)
- Чтобы цветопередача была стабильной. Держим влажность и температуру (12817)
- Пятьдесят семь советов для верстки книги. Совет профессионала (59475)
- Что такое бумага? Особенности структуры и свойства бумаги. Классификация бумаг (35922)
- Основы теории цвета - цветовой круг. Основные и дополнительные цвета. Цветовые модели (42878)
- Допечатная подготовка этикеток. Закономерности и особенности печатного процесса (16604)
- Выбор способа печати в типографии. Цифровая или офсетная печать - что выбрать? (21642)
- Зачем нужна вырубка? Отделочные процессы в полиграфии (15830)
- Конверты особого назначения - размеры и типы конвертов. Конверты с окошком (21727)
- Делаем неожиданные эффекты. Эксперименты с рекламной полиграфической продукцией (14213)
- Типография - Рекламное агентство - Заказчик. А нужен ли вам посредник? (21800)
- Лицо делового человека. Да - она - Визиткая карточка. О правилах оформления визиток (13249)
- Широкоформатная печать. Обзор материалов печати и качество конечной продукции (17228)
- Что такое PostScript? Основы - OPI, RIP и интерпретатор PostScript. Создаем PostScript файлы (27451)
- 10 шагов к качественной полиграфии - практические рекомендацим менеджеру по рекламе (23430)
- Где печатаем? Как правильно выбрать типографию? (20488)
- Дизайнерские бумаги, особые сорта картона или прозрачная калька - выбор за вами (19245)
- Цифровая печать - для быстрых заказов. Почему офсет - это не быстро (13436)
- Что такое шелкография? Трафаретный способ печати - самый доступный способ печати (26982)
- Ян Чихольд - рекомендации по верстке полиграфической продукции (23224)
- Ошибочка вышла... О требованиях для макетов печатной продукции (15147)
- Выбор бумаги для календаря. Дизайнерские бумаги для календаря (22430)
- Особенности препресса для флексографской печати (31920)
- Анатомия визитки. Визитка как элемент фирменного стиля - материал, дизайн и методы изготовления (19523)
- Считаем бумагу. Сколько нужно бумаги на тираж? И сколько будет он весить? (26381)
- Предполетная проверка «кореловского» файла (18520)
- Офсет для печати этикеток и упаковки. Обзор оборудования для печати (22518)
- Основные виды рекламной полиграфии. Классификация и виды (15502)
- Способы печати и области их применения - высокая, плоская, глубокая, трафаретная и цифровая (53717)
- Миф о евростандарте . Есть ли в полиграфии универсальный стандарт печати? (15949)
- Adobe Photoshop как препресс инструмент (19171)
- Фирменный конверт с логотипом. Офсет или Цифровая печать? Выбор бумаги (17807)
- Теоретические основы муара - Причины возникновения и методы борьбы с муаром (23656)
- Поговорим о полиграфических форматах. Какие бывают форматы и типоразмеры бумаги (24485)
- Фотоформа и печатная форма в полиграфии. Классификация фотоформ. Штриховые и растровые фотоформы (29700)
- 3 технологии цветоделения - термины и определения. Принципы применения технологии МЦК (28706)
- Особенности набора и верстки формул (28241)
- Календарный сезон открыт. Готовим дизайн календаря и выбираем бумагу (20111)
- Почему при печати в типографии цвета не такие яркие как на мониторе? Пару слов о цветопробе (17423)
- Брак и качество офсетной печати. Кто виноват в браке при печати тиража (46107)
- Цифровая печать - это серьезно Цифровая печатная машина Xerox DocuColor 2060 - как пример (17527)
- Выбор разрешения иллюстрации для последующего растрирования (18675)
- О точности позиционирования в программах верстки (16850)
- Объектный муар. Возможно ли бороться с муаром в полиграфии? (26892)
- А запах... 3 способа применения ароматических веществ в рекламной полиграфии (18120)
- Общие правила верстки - рекомендации по оформлению книжных изданий (28385)
- PDF против MS Word. Способ перевода файта в PDF (14431)
- Спуска полос в программе PageMaker по Кварковскому методу (11258)
- Особенности построения офсетных машин фирмы Mitsubishi Heavy Industries (17484)
- Азбука полиграфиста - Цветовой охат RGB и CMYK. Ограничения по печати. Форматы файлов и их особенности (31634)
- Офисный принтер в качестве цифровой печатной машины (19800)
- Изображения и оригиналы для полиграфических изданий. Типы и их классификация (25637)
- Технические условия приема файлов на фотовывод (16720)
- Технологии печатного производства: теория и практика большой типографии (17743)