Особенности препресса для флексографской печати
Первоначально флексография начиналась с печати качественных штриховых изображений и произвольных цветов на различных фонах, а сегодня флексографическим способом осуществляется высококачественная полноцветная печать. Половина успеха любого заказа зависит от качества предпечатной подготовки. В этой статье мы рассмотрим некоторые аспекты препресса флексографических работ.
Посмотрите вокруг — дома или в магазине — и в большинстве случаев вы безошибочно определите то, что напечатано флексографическим способом. Хотя наиболее часто этот метод печати используется для производства упаковки, но таким образом печатаются и обертки конфет, и полиэтиленовые пакеты, и гофрированные ящики, и молочные пакеты, и оберточная бумага для подарков, и обои… В последнее десятилетие флексографические производства росли в среднем на 9% в год.
Упаковка употребляется производителями повсеместно, и не только для защиты товара. Фактически графика на упаковке обеспечивает наиболее важную рекламу качеств самого продукта. Качество конечной флексографской продукции непосредственно определяется подготовкой к печати. Рассмотрим основные особенности технологии предпечатной подготовки для флексографической печати.
Немного о технологии
При высокой печати, называемой флексографией, используют эластичные печатные формы и низковязкие краски. Флексографские технологии разрабатывались для печати на упаковке, поэтому спектр запечатываемых материалов достаточно широк: бумага, картон, самоклеящиеся материалы, металлическая фольга, пленочные полимерные материалы различных типов и толщины. Кроме того, возможна печать на материалах с грубой фактурой, например на ткани.
Флексографские машины подразделяются на узкорулонные и широкие печатные машины. Существуют также специализированные листовые флексографские машины, предназначенные для печати на гофрокартоне и других упаковочных материалах большой тощины.
Самое широкое распространение получила узкорулонная флексографская техника, поскольку она требует меньших вложений и обеспечивает достаточную производительность и функциональность. Подобные машины имеют, как правило, секционный тип построения, что позволяет конфигурировать аппараты в соответствии с требованиями заказчика.
Флексографские машины комбинируются в линию с отделочными устройствами. Помимо печатных секций в них могут устанавливаться устройства вырубки, горячего тиснения, УФ-лакирования, ламинирования и т.д. Это позволяет организовать полную линию технологического цикла в одном агрегате, получая на выходе готовое изделие.
Этикетки многих товаров содержат фирменные цвета, поэтому при печати упаковочной и этикеточной продукции применяются флексографские машины, укомплектованные пятью, шестью и более печатными секциями. Вследствие этого возможно, в дополнение к стандартной триаде, осуществлять печать фирменными цветами Pantone.
Во флексографии используются жидкие краски, вязкость которых близка к вязкости воды, что налагает свою специфику, но об этом мы поговорим позже.
Для флексографской печати используются гибкие фотополимерные формы, тиражестойкость которых составляет от 1-2 млн. оттисков, а эластичность позволяет печатать на материалах с грубой фактурой.
В последнее время в флексографской печати стали применяться цифровые способы и системы изготовления печатных форм. Одной из последних новинок в этой области является система HelioFlex F2000 компании Hell Gravure System GmbH, прошедшая испытания на фирме Flex-Punkt Druckform GmbH и запущенная в серийное производство. По заключению производителя и поставщика готовых флексографских печатных форм Flex-Punkt, использование систем по принципу «из компьютера на форму» повышает производительность на 30%. Решающими аргументами в пользу приобретения таких систем являются надежность экспонирующих устройств, возможность изготовления печатных форм на гильзах и высокая производительность при нанесении изображений на формный материал независимо от диаметра гильзы.
Особенности препресса для флексографии
В флексографии форма полутоновой точки, используемая для воспроизведения полутоновых изображений, может значительно повлиять на плотность графики. Так, могут генерироваться полутоновые точки различных форм — квадратные, эллиптические, октагональные. При 50% цвета, например, квадратные точки производят растр, похожий на шахматную доску, то есть точки при этом соединяются углами. Если же с пленок производят печатные формы, то увеличение размеров точек создает их соединения, которые вызывают скачкообразные изменения плотности отпечатанного изображения (вместо плавных непрерывных переходов). Чтобы минимизировать скачки плотности, производители используют различные типы точек.
Флексография предъявляет особые требования к фотоформе. В большинстве случаев в процессе изготовления печатных форм в флексографии используют негативное изображение — в отличие от почти повсеместно принятого позитива в современном офсете. Впрочем, и при офсетном способе печати иногда предпочитают негатив (например, типография «Карелия-принт» требовала негативные фотоформы для печати на своей ротационной машине Solna). Для флексографского процесса необходимо, чтобы оптическая плотность фотоформы была в пределах 4,2-4,7 D. Поскольку основная масса вывода в типичном препресс-бюро производится под офсет, где достаточно меньшей плотности — 3,5-4,2 D, необходимо заранее согласовать возможность получения требуемых параметров.
Печатная форма для флексопечати эластична, вследствие чего при закреплении на формном цилиндре рабочая поверхность формы растягивается по окружности цилиндра. Рабочая же поверхность формы (за счет своей толщины) имеет несколько больший радиус, чем сам цилиндр. Данное явление называется дисторсией, и обычно ее величина составляет 93-95%. Для компенсации дисторсии изображения перед выводом на фотоформы масштабируются по оси, соответствующей движению запечатываемого материала. Коэффициент зависит от толщины формы и диаметра формного цилиндра. Непропорциональное масштабирование можно задать уже на стадии генерации PS-файлов, тем более что большинство программ верстки позволяют сделать это.
Углы поворота растра в флексографии могут отличаться от традиционно принятых в офсете для СМYK — 15, 45, 0 и 75° соответственно. Это связано с тем, что для краскопереноса во флексографии используется анилокс, который имеет структурированную поверхность вроде растровой. Если анилоксовые валы имеют угол растра 60°, то возможно использовать углы поворота растра, принятые в офсете.
Но иногда используется анилокс с углом решетки 45°, и тогда угол растра magenta совпадет с растровым углом анилокса. Поэтому растровую структуру для таких работ сдвигают на 7,5°, чтобы не возникало биения частот растра анилоксового вала и растра формы при печати. Кстати, ничто не мешает препресс-бюро выставить смещенные углы по умолчанию — они вполне подходят и для вывода офсетных работ. В любом случае технические требования к формам необходимо согласовать с технологом флексографического производства, где планируется разместить заказ.
Линиатура фотоформ для флексографской печати зависит от модели печатной машины, расходных материалов и запечатываемого материала. Возможны величины как 65 lpi, так и 150 lpi. Верхнюю границу устанавливают физические ограничения линиатуры анилоксового вала. Низкие линиатуры приводят к различимому растру и усилению разрывов цвета (tone jump) в светах и полутонах, а высокие вызывают увеличение растискивания и существенное снижение контраста в тенях.
При подготовке изображений для печати флексографским способом необходимо также учитывать растискивание — оно больше, чем при офсете. Так, растискивание в пределах 30-35% для флексографской печати считается обычным. Вследствие этого, как правило, контраст на флексографическом отпечатке в светах резко увеличивается, в средних тонах (от 50 до 75%) резко падает, а в тенях (выше 75-80%) контраст практически неразличим на глаз. Для компенсации градационных искажений обычно смещают полутоновой рисунок в диапазон 0-75% (в зависимости от материала и линиатуры) и сосредоточивают содержательные переходы тонов в диапазоне от 20 до 40% тона.
Другой проблемой, возникающей при флексографской печати полутоновых изображений и градиентов, являются уже упоминавшиеся разрывы (скачки) цвета. Компенсация разрывов в полутонах и тенях заключается в настройке соответствующего алгоритма растрирования (ромб или квадрат в полутонах, обратный круг в тенях). Сложнее обстоит дело с разрывами в светах, и здесь уже не обойтись простым решением наподобие непропорционального масштабирования при выводе PS для компенсации дисторсии. Проблема состоит в том, что на границе плотности в 2-3% часть точек может вообще не принять участия в формировании изображения («улететь») или превратиться из-за растискивания на оттиске в участок большей плотности. В результате плавный градиент 0-10% при флексографической печати обретает резкую границу в районе 2-4%.
Исключить скачки цвета в светах при помощи градационной коррекции невозможно. Единственным известным автору статьи решением устранения проблемы являются технологии, реализованные фирмой Artwork Systems, которые обеспечивают переход от регулярного растра к стохастическому на низких плотностях. FlexoCal — дополнительный модуль к NexusRIP — устанавливает, по заявлению производителя, новые, прежде недостижимые стандарты для флексопечати. Сохраняя более серые уровни в светах, FlexoCal позволяет достигать высокого контраста, большего числа деталей в светлых областях и более насыщенных цветов и, как следствие, лучшего качества при выводе и при печати. Технология NexusRIP, вместе с такими модулями системы Nexus, как Hybrid Screening и Plate Cell Patterning, представляет собой комплекс для построения препресса упаковочного производства.
Использование HybridScreening позволяет решить трудности с воспроизведением цвета флексопечатью — с высоким растискиванием и искажениями цветопередачи. Посредством применения специальных замещающих алгоритмов согласно определенной пользователем квоте при достижении заданной границы плотности (например, в 15%) HybridScreening обеспечивает плавный переход к светлым участкам изображения и стабильное воспроизведение на них, сначала смешивая регулярный растр со стохастическим, а затем полностью замещая его.
Александр Шмаков
Мир Этикетки
- Контроль растискивания. Наши рекомендации (8969)
- Как подготовить макет клише для тиснения (27461)
- Рекламная полиграфия: основные виды деловой и рекламной полиграфии (26668)
- Особый вид настенного календаря - квартальный. Особенности конструкции (15181)
- Чтобы цветопередача была стабильной. Держим влажность и температуру (12824)
- Пятьдесят семь советов для верстки книги. Совет профессионала (59495)
- Что такое бумага? Особенности структуры и свойства бумаги. Классификация бумаг (35941)
- Основы теории цвета - цветовой круг. Основные и дополнительные цвета. Цветовые модели (42948)
- Допечатная подготовка этикеток. Закономерности и особенности печатного процесса (16643)
- Выбор способа печати в типографии. Цифровая или офсетная печать - что выбрать? (21676)
- Зачем нужна вырубка? Отделочные процессы в полиграфии (15840)
- Конверты особого назначения - размеры и типы конвертов. Конверты с окошком (21749)
- Делаем неожиданные эффекты. Эксперименты с рекламной полиграфической продукцией (14218)
- Типография - Рекламное агентство - Заказчик. А нужен ли вам посредник? (21808)
- Лицо делового человека. Да - она - Визиткая карточка. О правилах оформления визиток (13258)
- Широкоформатная печать. Обзор материалов печати и качество конечной продукции (17254)
- Что такое PostScript? Основы - OPI, RIP и интерпретатор PostScript. Создаем PostScript файлы (27471)
- 10 шагов к качественной полиграфии - практические рекомендацим менеджеру по рекламе (23463)
- Где печатаем? Как правильно выбрать типографию? (20500)
- Дизайнерские бумаги, особые сорта картона или прозрачная калька - выбор за вами (19256)
- Цифровая печать - для быстрых заказов. Почему офсет - это не быстро (13443)
- Что такое шелкография? Трафаретный способ печати - самый доступный способ печати (27022)
- Ян Чихольд - рекомендации по верстке полиграфической продукции (23230)
- Ошибочка вышла... О требованиях для макетов печатной продукции (15153)
- Выбор бумаги для календаря. Дизайнерские бумаги для календаря (22467)
- Анатомия визитки. Визитка как элемент фирменного стиля - материал, дизайн и методы изготовления (19536)
- Считаем бумагу. Сколько нужно бумаги на тираж? И сколько будет он весить? (26407)
- Предполетная проверка «кореловского» файла (18528)
- Офсет для печати этикеток и упаковки. Обзор оборудования для печати (22526)
- Основные виды рекламной полиграфии. Классификация и виды (15528)
- Способы печати и области их применения - высокая, плоская, глубокая, трафаретная и цифровая (53766)
- Миф о евростандарте . Есть ли в полиграфии универсальный стандарт печати? (15956)
- Adobe Photoshop как препресс инструмент (19181)
- Фирменный конверт с логотипом. Офсет или Цифровая печать? Выбор бумаги (17823)
- 3 этапа в расчете количества полос издания. Правила подсчета количества полос с примерами (38488)
- Теоретические основы муара - Причины возникновения и методы борьбы с муаром (23667)
- Поговорим о полиграфических форматах. Какие бывают форматы и типоразмеры бумаги (24506)
- Фотоформа и печатная форма в полиграфии. Классификация фотоформ. Штриховые и растровые фотоформы (29725)
- 3 технологии цветоделения - термины и определения. Принципы применения технологии МЦК (28727)
- Особенности набора и верстки формул (28254)
- Календарный сезон открыт. Готовим дизайн календаря и выбираем бумагу (20116)
- Почему при печати в типографии цвета не такие яркие как на мониторе? Пару слов о цветопробе (17428)
- Брак и качество офсетной печати. Кто виноват в браке при печати тиража (46190)
- Цифровая печать - это серьезно Цифровая печатная машина Xerox DocuColor 2060 - как пример (17533)
- Выбор разрешения иллюстрации для последующего растрирования (18697)
- О точности позиционирования в программах верстки (16858)
- Объектный муар. Возможно ли бороться с муаром в полиграфии? (26936)
- А запах... 3 способа применения ароматических веществ в рекламной полиграфии (18130)
- Общие правила верстки - рекомендации по оформлению книжных изданий (28398)
- PDF против MS Word. Способ перевода файта в PDF (14437)
- Спуска полос в программе PageMaker по Кварковскому методу (11264)
- Особенности построения офсетных машин фирмы Mitsubishi Heavy Industries (17492)
- Азбука полиграфиста - Цветовой охат RGB и CMYK. Ограничения по печати. Форматы файлов и их особенности (31639)
- Офисный принтер в качестве цифровой печатной машины (19810)
- Изображения и оригиналы для полиграфических изданий. Типы и их классификация (25652)
- Технические условия приема файлов на фотовывод (16728)
- Технологии печатного производства: теория и практика большой типографии (17759)