Контроль растискивания. Наши рекомендации
Во время печати каждая точка растра превышает ту площадь, на которую была рассчитана. При соприкосновении с бумагой она теряет свою правильную круглую форму, а если расходится в ширину, то это уже совсем не хорошо.
При просмотре такого отпечатка невооруженным глазом он кажется слегка темнее, а в тенях с плотностью более 80% может вообще все слиться. Еще сильнее растискивание влияет на цветопередачу, особенно в тех случаях, когда цвет образуется наложением двух или трех базовых триадных цветов, каждый из которых имеет небольшое процентное содержание.
Растискивание имеет две составляющие: естественная, то есть неизбежно присущая офсетной печати, и побочная, возникающая из-за нарушений технологии и регулировок машины. Естественное растискивание в самом грубом приближении можно представить как расплющивание капли краски под действием давления в зоне печати. Собственно, от этого и происходит название явления. На самом деле процесс значительно сложнее.
Расплющивание краски на поверхности бумаги зависит от свойств офсетной резины, величины давления в зоне печати, вязко-текучих свойств краски и, конечно, от толщины красочного слоя. Понятно, что капля толщиной 2 мкм размажется больше, чем капля в 1 мкм. Диффузия краски в толщи бумаги (растекание за счет впитывания) тоже увеличивает площадь пятна. Она зависит от текучести краски, скорости ее закрепления и пористости бумаги. Отражение падающего света от бумаги происходит не только на ее поверхности, но и за счет рассеяния света в толще бумаги. Под красочным пятном с образуется тень, поэтому интенсивность отраженного света непосредственно рядом с пятном меньше, чем на чистом участке бумаги. В результате кажется, что площадь пятна несколько больше, чем на самом деле. Этот эффект в основном зависит от прозрачности бумаги.
Это те явления, которые, в общем-то, мало зависят от печатной машины и заметны при изготовлении печатной продукции. Главное, что нужно иметь в виду - невозможно раз и навсегда определить величину коррекции растискивания. Оно возникает при использовании разных типов бумаги, а также увеличенного давления и вязкости краски. Даже одна и та же краска может растекаться по-разному при разной температуре.
Кроме этих естественных причин, к увеличению растискивания приводят разные дефекты машины и нарушения технологии. Наиболее близко к растискиванию по своей эффективной природе относится смазывание. Оно возникает, когда офсетное полотно проскальзывает относительно бумаги в зоне печати или относительно печатной формы в зоне контакта с формой. Вот лишь некоторые причины: некачественная офсетная резина, неправильно натянутая резина, неверная толщина декеля, биение цилиндров, дефект шестерен привода цилиндров, дефект подшипников цилиндров, нарушение регулировки клапанов печатного цилиндра, неправильная установка формы (с "пузырем"), коробленая бумага, образование "волны" листа на подаче, чрезмерная липкость краски и т. д.
Бумага
Мелованная бумага впитывает краску в несколько раз слабее, чем газетная бумага без покрытия. На последней, следовательно, растискивание проявляется куда заметнее.
Краска
Попадание краски на бумагу происходит под некоторым давлением. Из-за этого точка свежей краски на мелованной бумаге увеличивается по площади. Степень этого увеличения, то есть растискивание от давления, определяется в основном вязкостью краски. Тяжелые краски, обладающие высокой клейкостью, выжимаются значительно слабее, чем легкие, более жидкие. Периферийное "вскипание" краски по окружности точки. Если говорить об офсетной печати, то каждая точка растра окружена тонким ореолом краски. Это происходит из-за того, что каждая точка имеет микроскопический рельеф, и краска стекает к ее краям.
Наконец, растискивание зависит от состояния печатного пресса и условий печати. Под этим пунктом собрано много разных причин, но по отношению к вышеперечисленным факторам они оказывают на растискивание не такое уж большое влияние.
Как определить растискивание
Чтобы определить реальное растискивание, необходимо отпечатать измерительную шкалу полутонов. При фотовыводе следует исключить любую компенсацию растискивания. С помощью денситометра узнать плотность в контрольных точках шкалы. Стандарт предусматривает измерение растискивания на 40 и 60-процентном сером. На практике часто ограничиваются определением фактической плотности только в одной точке - для 50-процентного серого, так как в средних тонах и тенях растискивание приводит к затемнению изображения. В светах мы сталкиваемся с потерей деталей и уменьшением контрастности. В самых глубоких тенях также наблюдается потеря деталей и наплывание точек растра одна на другую. Логично и замеры плотности производить, как минимум, в пяти точках. На светлом конце шкалы на 100 градаций серого надо воспользоваться ячейкой, где появляется растр регулярной структуры. Обычно она соответствует 1 -4%. Если растр обнаруживается при большей плотности, значит, были допущены ошибки при экспонировании диапозитива, и заниматься дальнейшими измерениями нет резона.
На противоположном конце шкалы надо найти наиболее темную точку, в которой еще виден растр. Для бумаги без покрытия - это где-то около 80%, для хорошей мелованной бумаги -примерно 90 -95%. Для остальных точек принимаются те ячейки, в которых плотность по показаниям денситометра соответствует 25%, 50%и 75% с точностью +/1. Номера этих ячеек (скажем, 2, 17, 36, 64 и 94, включая точки на концах шкалы) будут использованы для получения компенсационной кривой.
Компенсация растискивания
Сделать растискивание в процессе печати нулевым невозможно в принципе. По результатам измерения нетрудно построить график, демонстрирующий степень растискивания в зависимости от плотности исходного растра (заданного размера точек). Здесь требуется именно нелинейная коррекция, а не простое увеличение яркости или гамма функции, как это часто делают, не задумываясь о природе явления. Данные для построения компенсационной кривой у нас уже сняты с денситометра. Величины, откладываемые по вертикальной оси (ось результатов)в опорных точках -это 0%, 25%, 50%, 75% и 100% по горизонтальной оси, - соответствуют номерам квадратов, о которых мы говорили выше. Как ей воспользоваться на практике, зависит от приложения, с которым вы работаете. В Photoshop, например, ее можно записать на диск и затем подгружать на последней стадии обработки иллюстрации с помощью команды Image/Adjust/Curves. Остается добавить, что растискивание следует измерить не только для черного, но и для остальных трех каналов. Помните вторую причину появления растискивания? Поэтому имеет смысл построить индивидуальные компенсационные кривые для каждой краски.
Чтобы получить нормальную цветопередачу, на этапе подготовки пленок вводят соответствующую поправку, то есть, например, там, где должно быть 50% растра, на пленке делают 32%. В процессе печати добавляется 18-процентное растискивание, и на оттиске имеем желаемые 50%. Понятно, что такая коррекция будет работать только в том случае, если растискивание всегда будет постоянным.
Другие варианты?
Конечно, если у вас нет денситометра,и возникают сложности с фотовыводом тестовой шкалы или ее печатью в типографии, то построить точную кривую вы не сможете. Это не будет иметь смысла также при чехарде с бумагой и красками. Что же можно рекомендовать в этом случае? Разумеется, игнорировать растискивание -чистейший идиотизм, за вас его последствия никто не исправит. Работать "на глазок"-наш метод, но хороших результатов он не сулит. Остается воспользоваться сильно усредненными компенсационными кривыми, предлагаемыми в профессиональныхпрограммах подготовки графики и верстки. По крайней мере, они позволят учесть, на бумаге какого типа будет печататься ваше издание. Хотя, конечно, это очень сильно напоминает стрельбу по уткам с завязанными глазами. Какой бы из методов вы ни выбрали для борьбы с растискиванием - построение точных компенсационных кривых, использование поставляемых с программой профилей, не забудьте, что компенсацию надо произвести только один раз. Или при подготовке иллюстраций в графическом редакторе, или при выводе из приложения верстки.
- Как подготовить макет клише для тиснения (27463)
- Рекламная полиграфия: основные виды деловой и рекламной полиграфии (26668)
- Особый вид настенного календаря - квартальный. Особенности конструкции (15181)
- Чтобы цветопередача была стабильной. Держим влажность и температуру (12824)
- Пятьдесят семь советов для верстки книги. Совет профессионала (59495)
- Что такое бумага? Особенности структуры и свойства бумаги. Классификация бумаг (35941)
- Основы теории цвета - цветовой круг. Основные и дополнительные цвета. Цветовые модели (42950)
- Допечатная подготовка этикеток. Закономерности и особенности печатного процесса (16643)
- Выбор способа печати в типографии. Цифровая или офсетная печать - что выбрать? (21678)
- Зачем нужна вырубка? Отделочные процессы в полиграфии (15840)
- Конверты особого назначения - размеры и типы конвертов. Конверты с окошком (21750)
- Делаем неожиданные эффекты. Эксперименты с рекламной полиграфической продукцией (14218)
- Типография - Рекламное агентство - Заказчик. А нужен ли вам посредник? (21808)
- Лицо делового человека. Да - она - Визиткая карточка. О правилах оформления визиток (13258)
- Широкоформатная печать. Обзор материалов печати и качество конечной продукции (17254)
- Что такое PostScript? Основы - OPI, RIP и интерпретатор PostScript. Создаем PostScript файлы (27471)
- 10 шагов к качественной полиграфии - практические рекомендацим менеджеру по рекламе (23465)
- Где печатаем? Как правильно выбрать типографию? (20500)
- Дизайнерские бумаги, особые сорта картона или прозрачная калька - выбор за вами (19256)
- Цифровая печать - для быстрых заказов. Почему офсет - это не быстро (13443)
- Что такое шелкография? Трафаретный способ печати - самый доступный способ печати (27022)
- Ян Чихольд - рекомендации по верстке полиграфической продукции (23230)
- Ошибочка вышла... О требованиях для макетов печатной продукции (15153)
- Выбор бумаги для календаря. Дизайнерские бумаги для календаря (22467)
- Особенности препресса для флексографской печати (31959)
- Анатомия визитки. Визитка как элемент фирменного стиля - материал, дизайн и методы изготовления (19536)
- Считаем бумагу. Сколько нужно бумаги на тираж? И сколько будет он весить? (26407)
- Предполетная проверка «кореловского» файла (18528)
- Офсет для печати этикеток и упаковки. Обзор оборудования для печати (22526)
- Основные виды рекламной полиграфии. Классификация и виды (15528)
- Способы печати и области их применения - высокая, плоская, глубокая, трафаретная и цифровая (53769)
- Миф о евростандарте . Есть ли в полиграфии универсальный стандарт печати? (15956)
- Adobe Photoshop как препресс инструмент (19181)
- Фирменный конверт с логотипом. Офсет или Цифровая печать? Выбор бумаги (17823)
- 3 этапа в расчете количества полос издания. Правила подсчета количества полос с примерами (38488)
- Теоретические основы муара - Причины возникновения и методы борьбы с муаром (23667)
- Поговорим о полиграфических форматах. Какие бывают форматы и типоразмеры бумаги (24506)
- Фотоформа и печатная форма в полиграфии. Классификация фотоформ. Штриховые и растровые фотоформы (29726)
- 3 технологии цветоделения - термины и определения. Принципы применения технологии МЦК (28728)
- Особенности набора и верстки формул (28254)
- Календарный сезон открыт. Готовим дизайн календаря и выбираем бумагу (20116)
- Почему при печати в типографии цвета не такие яркие как на мониторе? Пару слов о цветопробе (17428)
- Брак и качество офсетной печати. Кто виноват в браке при печати тиража (46192)
- Цифровая печать - это серьезно Цифровая печатная машина Xerox DocuColor 2060 - как пример (17533)
- Выбор разрешения иллюстрации для последующего растрирования (18697)
- О точности позиционирования в программах верстки (16858)
- Объектный муар. Возможно ли бороться с муаром в полиграфии? (26938)
- А запах... 3 способа применения ароматических веществ в рекламной полиграфии (18130)
- Общие правила верстки - рекомендации по оформлению книжных изданий (28399)
- PDF против MS Word. Способ перевода файта в PDF (14437)
- Спуска полос в программе PageMaker по Кварковскому методу (11264)
- Особенности построения офсетных машин фирмы Mitsubishi Heavy Industries (17492)
- Азбука полиграфиста - Цветовой охат RGB и CMYK. Ограничения по печати. Форматы файлов и их особенности (31639)
- Офисный принтер в качестве цифровой печатной машины (19810)
- Изображения и оригиналы для полиграфических изданий. Типы и их классификация (25652)
- Технические условия приема файлов на фотовывод (16728)
- Технологии печатного производства: теория и практика большой типографии (17759)