Ян Чихольд - рекомендации по верстке полиграфической продукции
«В основе совершенного художественного оформления лежит абсолютная гармония всех элементов. Суть гармонии — соотношение пропорций».
В сплошном наборе антиквой выделения должны выполняться курсивом.
Строчные буквы никогда и ни при каких обстоятельствах набирать вразрядку не следует.
Прописные буквы антиквы необходимо набирать вразрядку всегда и при любых обстоятельствах. Но размер разрядки должен составлять как минимум 1/6 кегля.
Выделять начало главы путем набора лишь первого слова прописной буквой и капителью, лучше всего без отступа, который под заголовком, естественно, лишен всякого смысла.
Недостаточно выделять основные группы текста внутри главы только слепой строкой. Первая строка новой текстовой группы должна начинаться без отступа, а первое слово — быть набрано прописной буквой и капителью. Еще лучше — ввести звездочку посредине, над этой начальной строкой.
Заголовки чаще набираются не прописными, а строчными.
Заголовки первого и второго порядка должны быть центрированы. Последнего порядка — сдвинуты влево.
В строке должно помещаться от 8 до 12 слов. Строки, содержащие более 12 слов, требуют большего интерлиньяжа.
Оформление титульного листа должно соответствовать оформлению книги.
Важная предпосылка титула — хороший текст.
Строки титула не должны выходить за пределы зеркала набора. Лучше, если главная строка титула будет заметно уже, чем полная ширина набора.
Главная строка титула должна набираться шрифтом по меньшей мере на два кегля больше, чем основной текст книги.
Большое белое пространство между заголовком и названием издательства не должно казаться случайным и пустым. Здесь может быть полезной хорошая издательская марка.
Страницу с выходными данными лучше поместить в конце книги.
Титул должен набираться точно такой же гарнитурой, что и книга.
Полужирный шрифт, даже очень подходящий к основному шрифту, вообще нельзя использовать для набора титула.
Строки из прописных букв непременно должны быть набраны вразрядку и тщательно выровнены.
Цифры в тексте титула надо набирать прописью, только год - арабскими цифрами.
Чем меньше кеглей на титуле, тем лучше. Лишь в исключительных случаях следует применять более 3-х кеглей, порой достаточно даже двух.
Название издательства следует набирать меньшим, в крайнем случае — точно таким же кеглем, что и имя автора.
Заголовок следует располагать в верхней трети, а вовсе не в оптической середине титульной страницы.
Текст оборота титула следует располагать так, чтобы он, где это возможно, приходился на группы или строки титула, по возможности не выходя за их пределы.
Заголовки и группы в титулах набираются без точек.
Нельзя применять тире вместо дефиса.
В одном и том же издании кавычки должны иметь одинаковую форму.
Цифры примечаний должны набираться той же гарнитурой, что и основной текст.
За надстрочной цифрой или звездочкой (*) ставить круглые скобки не следует ни в самом тексте, ни в сносках.
Перед сноской надо ставить либо пробел, либо сплошную линейку без втяжки, которая должна проходить через всю ширину набора.
Под заголовком, поставленным на середину, втяжка абзаца бессмысленна и некрасива. Первый абзац должен начинаться без отступа.
Под заголовком, смещенным влево, втяжка необходима.
Курсив используют для выделения ключевых выражений, капителью набирают имена и - в отдельных случаях — названия населенных пунктов.
Курсивом нужно набирать названия книг, журналов, произведений искусства, зданий, кораблей, которые в этом случае применяются без кавычек, а также слова и фразы на иностранных языках.
Капитель всегда необходимо набирать слегка вразрядку.
Цитаты набирают обычным шрифтом, но заключают в кавычки.
Обычно в кавычки берутся редко употребляемые и требующие пояснения обороты.
Не общеизвестные имена собственные, а также слова, употребляемые редко, в переносном значении или с оговорками, могут заключаться в кавычки и набираются обычным шрифтом, а не курсивом.
Если основным шрифтом служит курсив, то для выделений используют прямой шрифт.
Чем больше в тексте концевых строк или строк различной длины, то есть чем пестрее картина набора, тем шире должны быть междустрочные пробелы.
Длина книжной строки должна равняться 9 см (20 цицеро).
В книге нет необходимости в дополнительном пробеле между абзацами. То же и между отдельными сносками.
Цифру сноски нельзя приклеивать к слову. Необходимо ставить пробел.
В тексте сноски цифры должны быть того же кегля, что и весь текст сноски.
Если в книге всего одна сноска или на некоторых страницах встречаются единичные сноски, то цифра 1 выглядит странно, нужно ставить звездочку. Если на странице несколько сносок, то лучше выбрать цифры.
После каждой сноски следует ставить точку.
Если несколько коротких сносок следуют одна за другой, то их нужно расположить в горизонтальной последовательности, разделив пробелами.
Очень длинные сноски нужно разбивать: одну половину помещать на левой полосе, другую — на правой. Однако следует избегать этого.
Не рекомендуется на каждой странице начинать сноски с цифры 1. Лучше давать сквозную нумерацию по всей книге или, по крайней мере, по главам.
Вынос всех сносок вместе в конец книги хотя и не является ошибкой, но иногда затрудняет чтение книги.
На каждой странице должно быть постоянное число строк — это признак хорошо сверстанной книги.
Иллюстрация и подпись к ней должны образовать вместе прямоугольник, пропорции которого должны приближаться к золотому сечению.
Поперечные иллюстрации смотрятся плохо, их следует избегать. Если они преобладают, то нужно использовать поперечный формат и набирать текст в два столбца.
Внутреннее поле должно быть в два раза уже внешнего.
Высокие длинные рисунки помещаются в середину полосы.
Каждый печатный лист должен иметь на первой странице внизу, в площади набора, сигнатуру, состоящую из порядкового номера листа и ключевого слова. Ключевым словом, как правило, является фамилия автора.
Сигнатуру нужно помещать слева.
Сигнатуру набирают малым кеглем, с отступом на столько пунктов, сколько принято для абзацных отступов.
Если колонцифра находится внизу, то сигнатура должна набираться с ней на одной линии.
- Контроль растискивания. Наши рекомендации (9051)
- Как подготовить макет клише для тиснения (27695)
- Рекламная полиграфия: основные виды деловой и рекламной полиграфии (26798)
- Особый вид настенного календаря - квартальный. Особенности конструкции (15243)
- Чтобы цветопередача была стабильной. Держим влажность и температуру (12876)
- Пятьдесят семь советов для верстки книги. Совет профессионала (59571)
- Что такое бумага? Особенности структуры и свойства бумаги. Классификация бумаг (36159)
- Основы теории цвета - цветовой круг. Основные и дополнительные цвета. Цветовые модели (43353)
- Допечатная подготовка этикеток. Закономерности и особенности печатного процесса (16832)
- Выбор способа печати в типографии. Цифровая или офсетная печать - что выбрать? (21836)
- Зачем нужна вырубка? Отделочные процессы в полиграфии (15906)
- Конверты особого назначения - размеры и типы конвертов. Конверты с окошком (21919)
- Делаем неожиданные эффекты. Эксперименты с рекламной полиграфической продукцией (14277)
- Типография - Рекламное агентство - Заказчик. А нужен ли вам посредник? (21853)
- Лицо делового человека. Да - она - Визиткая карточка. О правилах оформления визиток (13351)
- Широкоформатная печать. Обзор материалов печати и качество конечной продукции (17399)
- Что такое PostScript? Основы - OPI, RIP и интерпретатор PostScript. Создаем PostScript файлы (27592)
- 10 шагов к качественной полиграфии - практические рекомендацим менеджеру по рекламе (23640)
- Где печатаем? Как правильно выбрать типографию? (20571)
- Дизайнерские бумаги, особые сорта картона или прозрачная калька - выбор за вами (19323)
- Цифровая печать - для быстрых заказов. Почему офсет - это не быстро (13490)
- Что такое шелкография? Трафаретный способ печати - самый доступный способ печати (27125)
- Ошибочка вышла... О требованиях для макетов печатной продукции (15183)
- Выбор бумаги для календаря. Дизайнерские бумаги для календаря (22701)
- Особенности препресса для флексографской печати (32038)
- Анатомия визитки. Визитка как элемент фирменного стиля - материал, дизайн и методы изготовления (19581)
- Считаем бумагу. Сколько нужно бумаги на тираж? И сколько будет он весить? (26577)
- Предполетная проверка «кореловского» файла (18571)
- Офсет для печати этикеток и упаковки. Обзор оборудования для печати (22566)
- Основные виды рекламной полиграфии. Классификация и виды (15675)
- Способы печати и области их применения - высокая, плоская, глубокая, трафаретная и цифровая (54074)
- Миф о евростандарте . Есть ли в полиграфии универсальный стандарт печати? (16001)
- Adobe Photoshop как препресс инструмент (19237)
- Фирменный конверт с логотипом. Офсет или Цифровая печать? Выбор бумаги (17916)
- 3 этапа в расчете количества полос издания. Правила подсчета количества полос с примерами (38692)
- Теоретические основы муара - Причины возникновения и методы борьбы с муаром (23787)
- Поговорим о полиграфических форматах. Какие бывают форматы и типоразмеры бумаги (24619)
- Фотоформа и печатная форма в полиграфии. Классификация фотоформ. Штриховые и растровые фотоформы (29929)
- 3 технологии цветоделения - термины и определения. Принципы применения технологии МЦК (28820)
- Особенности набора и верстки формул (28351)
- Календарный сезон открыт. Готовим дизайн календаря и выбираем бумагу (20176)
- Почему при печати в типографии цвета не такие яркие как на мониторе? Пару слов о цветопробе (17497)
- Брак и качество офсетной печати. Кто виноват в браке при печати тиража (46952)
- Цифровая печать - это серьезно Цифровая печатная машина Xerox DocuColor 2060 - как пример (17574)
- Выбор разрешения иллюстрации для последующего растрирования (18788)
- О точности позиционирования в программах верстки (16908)
- Объектный муар. Возможно ли бороться с муаром в полиграфии? (27119)
- А запах... 3 способа применения ароматических веществ в рекламной полиграфии (18193)
- Общие правила верстки - рекомендации по оформлению книжных изданий (28470)
- PDF против MS Word. Способ перевода файта в PDF (14473)
- Спуска полос в программе PageMaker по Кварковскому методу (11305)
- Особенности построения офсетных машин фирмы Mitsubishi Heavy Industries (17575)
- Азбука полиграфиста - Цветовой охат RGB и CMYK. Ограничения по печати. Форматы файлов и их особенности (31694)
- Офисный принтер в качестве цифровой печатной машины (19859)
- Изображения и оригиналы для полиграфических изданий. Типы и их классификация (25791)
- Технические условия приема файлов на фотовывод (16769)
- Технологии печатного производства: теория и практика большой типографии (17847)