Лицо делового человека. Да - она - Визиткая карточка. О правилах оформления визиток

Наверное, с вами такое тоже случалось: вас знакомят с важным для вас человеком, тот протягивает руку, называет себя... а вы, ответив "очень приятно!" вдруг напрочь забываете только что сказанные вам имя-отчество! Очень неудобно. Подметив эту особенность, человечество изобрело визитные карточки, которые принято вручать собеседнику при знакомстве.
В России визитными карточками стали пользоваться в конце XVIII - начале XIX века. Широкое распространение они получили во времена царствования Екатерины II - императрица очень любила изящные нововведения в области этикета. На карточке И.И. Бецкого, президента Имперской академии художеств, красовался амур в облаках, держащий ленту над овальным, обрамленным веткой лавра щитом. На поле щита можно было написать несколько строк для того, кому визитка предназначалась. Иной раз художник ограничивался простой орнаментной рамочкой с местом для письма - именно такой способ оформления использован на визитной карточке Д.И. Фонвизина. Визитные карточки А.В. Суворова были украшены сценами из охотничьей жизни. Часто в качестве визитных карточек использовались изящные маленькие гравюры, прямо на которых писали фамилию. В середине XIX века, в период становления буржуазии, оформление карточек существенно меняется. Визитка приобретает более лаконичный дизайн, исчезают замысловатые излишества в оформлении, на первый план выступает красота шрифтов. Орнамент служит только как дополнение к шрифтовой композиции. У знаменитого русского художника Ивана Билибина визитка совершенной простоты: на кремовом поле изящным курсивом начертаны имя, отчество и фамилия владельца.
Постепенно вырабатываются правила оформления визиток. На визитной карточке указываются сначала имя и отчество, и только потом фамилия.
Другой важнейший канон - удобочитаемость. С середины XIX века параллельно с типографским способом изготовления карточек сохраняется и рукописное их оформление. При заполнении специальных заготовок для визитных карточек, или, как их еще называли в те времена, "билетов", пользовались орешниковыми чернилами. При нанесении на бумагу чернила приобретали благородный бронзовый цвет. Позднее, на рубеже XIX и ХХ веков, дизайн визитки опять усложняется: используются шрифты ручной работы, орнаменты, гравюры с эмблемами (грозди винограда, голубка с письмом в клюве, якорь и т.п.) и даже с портретами владельцев. Дизайном визитных карточек увлекались великие художники Бакст и Бенуа. Появляются специальные конвертики для визиток, пользующиеся большой популярностью. В них визитки рассылались по городам и странам. Для этого на конверт достаточно было наклеить почтовую марку и написать адрес. Общество святой Евгении в Санкт-Петербурге в конце XIX века стало специализироваться на издании большими тиражами заготовок для визитных карточек и миниатюрных конвертов к ним. Указание на визитках адреса владельца становится обязательным элементом ее оформления, однако на дамских визитных карточках его печатать не принято.
Дамские визитки в целом выглядели изящнее и миниатюрнее. Мужские же, наоборот, часто имели большие размеры и порой достигали формата стандартного почтового конверта.
Одновременно с визитными карточками создавались всяческие аксессуары к ним. В прихожей всякого почтенного дома обязательно стоял серебряный поднос для визитных карточек, а кое-где - устрашающего вида чучело медведя, держащего такой поднос на вытянутых лапах. Приезжая с визитом, принято было оставлять свою визитку на этом подносе. Если гость не заставал хозяина дома, верхний левый уголок визитки принято было загибать. Для собственных визитниц заводили коробочки: кожаные, серебряные, золотые, фарфоровые, расписные, резные и инкрустированные. Для хранения визитных карточек изготавливали роскошно переплетенные альбомы с прорезями для карточек. Шикарно оформленные визитные карточки стали применять и при организации свадебных, траурных, рождественских и пасхальных церемоний. На Пасху или на Рождество обычно составляли подробные списки знакомых, которых предполагалось поздравить. Их, как правило, у каждого именитого россиянина набиралось более полусотни, а порой и больше. В праздничные дни были обязательны визиты к знакомым и родным. Представьте себе, сколько сил требовалось для этого в фамусовской Москве, где даже четвероюродной тетки деверь считался близким родственником! Поэтому еще в начале XIX века появляется мода на "визитный билет вместо визита": накануне праздника слуги бегали по всему городу, разнося визитные карточки хозяина. Это новшество пришло в Россию из Франции, но при этом обогатилось чисто русской смекалкой: появились секретные биржи по обмену визитками, куда сообразительная прислуга съезжалась в назначенное место и менялась карточками тайно от хозяев.
Уже в конце XIX века появляются рекламные визитки с указанием названия фирмы, фамилии владельца, адреса, телефона и зачастую коммерческого предложения товара или услуги. Другая сторона карточки использовалась в качестве счета: ее заполняли после продажи товара - наклеивали гербовую марку уплаты налога, ставили печать фирмы и передавали покупателю.
После 1917 г. выпуск визитных карточек в России резко сошел на нет и возродился сравнительно недавно.
Об особенностях современных визитных карточек нам рассказала художник-дизайнер, кандидат искусствоведения Светлана Третьякова:
"Различия между стилями визитных карточек сегодня сводятся к их основному назначению: поразить воображение или передать информацию. Сочетать две эти функции в одной карточке все-таки не удается.
Когда визитная карточка направлена на создание имиджа, ее владелец стремится подчеркнуть свою индивидуальность. Так, например, молодая актриса по имени Алина заказала мне дизайн визитной карточки в виде широко раскрытого глаза, над которым по плавной дуге располагались буквы ее имени, причем первая буква "А" имела вид стилизованной фигурки молодой девушки, а последняя "А" представляла собой силуэт сгорбленной старухи. Вид у визитки был сногсшибательный, но никому не удавалось с первого или даже со второго взгляда распознать, как зовут ее владелицу.
Иногда заказчик вычурной визитной карточки стремится поразить воображение комбинацией затейливых шрифтов. Помню случай, когда в нашей компании заказывал визитную карточку сотрудник одного из научных институтов, заведующий кафедрой термоядерной физики, по имени Андрей Вадимович. Он принес собственноручный эскиз, выполненный вычурными шрифтами. В результате сделанная им надпись, что и говорить, впечатляла: ЗАВ КАФ ТЯФ СОБАКИН А.В."
"Для деловых карточек главное - их информативность, функциональность. Именно такой стиль главенствует на Западе, - сказала нам дизайнер визиток Наталья Мананникова. - Недаром английское название визитки - business card - означает "деловая карточка". В фирме, которая заботится о своем имидже, визитные карточки должны быть выдержаны в едином стиле и единой цветовой гамме, но различаться для сотрудников разных уровней по качеству оформления и стоимости. Даже если компания придерживается демократичного стиля отношений между сотрудниками, визитки секретарши и генерального директора все-таки должны различаться качеством бумаги и техникой исполнения".
Главный дизайнер одной из полиграфических фирм Татьяна Гриднева дала свои рекомендации по оформлению визитных карточек:
"Шрифт визитных карточек должен быть легко читаем. Не рекомендуется использовать сложные готические или декоративные шрифты. Будьте осторожны с использованием курсивного начертания шрифтов, особенно если у вас редкая или труднопроизносимая фамилия или же речь идет о карточке на иностранном языке.
Разработка единого фирменного стиля обойдется от полутора до двух тысяч долларов, но это стоящее вложение средств: фирма сразу же приобретает солидность в глазах клиентов". Художник-дизайнер Андрей Головин рассказал нам об основных способах изготовления визитных карточек в наши дни:
"Сейчас карточки можно выполнить в любой технике, какая вам понравится. Тиснение легко распознать по небольшой вдавленности букв в бумагу. Технология основана на переносе фольги на основу. Фольга может быть разных цветов. Переливающийся, как мыльный пузырь, логотип на визитке - тоже тиснение специальной голографической фольгой. Такие визитки обычно изготавливаются небольшими партиями. Шелкография заключается в переносе краски на основу через специальное сито. На месте нанесения краски появляется легкая выпуклость. Обычный тираж таких визиток - 150-200 штук. Офсетная печать подразумевает изготовление визиток в профессиональных типографиях, тем же способом и на том же оборудовании, на котором печатаются проспекты, плакаты, книги. Это наиболее цивилизованный способ. В последнее время появился способ изготовления очень необычных и красивых визитных карточек с помощью лазерной резки по бумаге. При помощи лазерного резака создается ажурная сквозная надпись или логотип. Такую визитную карточку можно сделать двухслойной с контрастными цветами, можно оставить надпись сквозной, но только в том случае, если она читается одинаково с обеих сторон, например, как логотип компаний "МОМ" или "АТТА".
В наши дни даже небольшие полиграфические фирмы, работающие на самом современном оборудовании, могут создать макет визитки и напечатать полноценную партию всего за сутки-двое. Стоимость одной визитки обойдется вам от двух рублей и выше в зависимости от сложности макета и количества заказанных карточек". Так что экономить на визитках не стоит.
Любовь СТОЦКАЯ (box@chronicle.ru)
- Контроль растискивания. Наши рекомендации (9302)
- Как подготовить макет клише для тиснения (28369)
- Рекламная полиграфия: основные виды деловой и рекламной полиграфии (27192)
- Особый вид настенного календаря - квартальный. Особенности конструкции (15435)
- Чтобы цветопередача была стабильной. Держим влажность и температуру (13075)
- Пятьдесят семь советов для верстки книги. Совет профессионала (59903)
- Что такое бумага? Особенности структуры и свойства бумаги. Классификация бумаг (36683)
- Основы теории цвета - цветовой круг. Основные и дополнительные цвета. Цветовые модели (44360)
- Допечатная подготовка этикеток. Закономерности и особенности печатного процесса (17262)
- Выбор способа печати в типографии. Цифровая или офсетная печать - что выбрать? (22419)
- Зачем нужна вырубка? Отделочные процессы в полиграфии (16135)
- Конверты особого назначения - размеры и типы конвертов. Конверты с окошком (22322)
- Делаем неожиданные эффекты. Эксперименты с рекламной полиграфической продукцией (14436)
- Типография - Рекламное агентство - Заказчик. А нужен ли вам посредник? (22048)
- Широкоформатная печать. Обзор материалов печати и качество конечной продукции (17816)
- Что такое PostScript? Основы - OPI, RIP и интерпретатор PostScript. Создаем PostScript файлы (27931)
- 10 шагов к качественной полиграфии - практические рекомендацим менеджеру по рекламе (24213)
- Где печатаем? Как правильно выбрать типографию? (20820)
- Дизайнерские бумаги, особые сорта картона или прозрачная калька - выбор за вами (19541)
- Цифровая печать - для быстрых заказов. Почему офсет - это не быстро (13673)
- Что такое шелкография? Трафаретный способ печати - самый доступный способ печати (27386)
- Ян Чихольд - рекомендации по верстке полиграфической продукции (23437)
- Ошибочка вышла... О требованиях для макетов печатной продукции (15343)
- Выбор бумаги для календаря. Дизайнерские бумаги для календаря (23295)
- Особенности препресса для флексографской печати (32293)
- Анатомия визитки. Визитка как элемент фирменного стиля - материал, дизайн и методы изготовления (19765)
- Считаем бумагу. Сколько нужно бумаги на тираж? И сколько будет он весить? (26975)
- Предполетная проверка «кореловского» файла (18742)
- Офсет для печати этикеток и упаковки. Обзор оборудования для печати (22776)
- Основные виды рекламной полиграфии. Классификация и виды (16186)
- Способы печати и области их применения - высокая, плоская, глубокая, трафаретная и цифровая (54852)
- Миф о евростандарте . Есть ли в полиграфии универсальный стандарт печати? (16207)
- Adobe Photoshop как препресс инструмент (19453)
- Фирменный конверт с логотипом. Офсет или Цифровая печать? Выбор бумаги (18230)
- 3 этапа в расчете количества полос издания. Правила подсчета количества полос с примерами (39221)
- Теоретические основы муара - Причины возникновения и методы борьбы с муаром (24161)
- Поговорим о полиграфических форматах. Какие бывают форматы и типоразмеры бумаги (25041)
- Фотоформа и печатная форма в полиграфии. Классификация фотоформ. Штриховые и растровые фотоформы (30372)
- 3 технологии цветоделения - термины и определения. Принципы применения технологии МЦК (29055)
- Особенности набора и верстки формул (28673)
- Календарный сезон открыт. Готовим дизайн календаря и выбираем бумагу (20376)
- Почему при печати в типографии цвета не такие яркие как на мониторе? Пару слов о цветопробе (17747)
- Брак и качество офсетной печати. Кто виноват в браке при печати тиража (48150)
- Цифровая печать - это серьезно Цифровая печатная машина Xerox DocuColor 2060 - как пример (17757)
- Выбор разрешения иллюстрации для последующего растрирования (19025)
- О точности позиционирования в программах верстки (17102)
- Объектный муар. Возможно ли бороться с муаром в полиграфии? (27743)
- А запах... 3 способа применения ароматических веществ в рекламной полиграфии (18411)
- Общие правила верстки - рекомендации по оформлению книжных изданий (28785)
- PDF против MS Word. Способ перевода файта в PDF (14661)
- Спуска полос в программе PageMaker по Кварковскому методу (11485)
- Особенности построения офсетных машин фирмы Mitsubishi Heavy Industries (17820)
- Азбука полиграфиста - Цветовой охат RGB и CMYK. Ограничения по печати. Форматы файлов и их особенности (32189)
- Офисный принтер в качестве цифровой печатной машины (20084)
- Изображения и оригиналы для полиграфических изданий. Типы и их классификация (26420)
- Технические условия приема файлов на фотовывод (16985)
- Технологии печатного производства: теория и практика большой типографии (18066)