Выбор разрешения иллюстрации для последующего растрирования
Я не зря вынес в заголовок статьи слово «проблема» — как правило, на вопрос по данной теме возникает оживленная дискуссия. Ну, что ж — подольем масла в огонь.
Решая поставленную задачу, ключевым понятием считается Sampling Factor (далее для краткости — SF) — коэффициент показывающий во сколько раз разрешение растровой иллюстрации должно превышать линиатуру печати. Так как данная заметка предназначена для людей которые профессионально занимаются DTP, то не буду более подробно расписывать, что такое и зачем нужен SF (так же как и раскрывать понятия терминов «растр», «линиатура» и, собственно, «DTP»).
Постоянно вспыхивающие споры о значении SF, как правило, ведутся в теоретической плоскости (с попыткой применить теорему Котельникова и т.д.) и заканчиваются ничем из-за недостатка, как раз, теоретической информации. Поэтому я решил пойти другим путем, а именно, привести несколько практических примеров. Ни в коей мере не претендую на полную чистоту экспериментов, и оставляю за собой право на ошибки. Но, возможно, представленная информация позволит кому-то взглянуть на данную проблему с новой стороны.
Суть опыта проста: возьмем одну и ту же картинку с разным разрешением и поизучаем отрастрированные формы. А после попробуем сделать какие-нибудь выводы.
Растрировать будем с помощью широко доступного программного ECRM RIP (т.е. Harlequin), 175 lpi/2400 dpi, различные навороты, по возможности, отключены (тут я не уверен в чистоте эксперимента).
Разрешения картинки выберем такие:
A. Например, крайний случай - разрешение вывода, т.е. 2400 dpi.
Б. «Классические» 300 dpi (SF=300/175=1,7), т.е. в середине часто рекомендуемого диапазона 1,4 - 2.
Предлагаю подробно изучить представленные ниже иллюстрации. В конце приводятся мои размышления на эту тему.
(NB: Далее, для наглядности, подписи идут не под, а над иллюстрациями)
Рис. 1. Исходная картинка, скажем так, в натуральную величину.
Рис. 2. Картинка А с разрешением 2400 dpi, увеличена до экранного разрешения и представлена точка в точку.
Можете скачать данную картинку для самостоятельных экспериментов, например, на другом РИПе - TIFF/CMYK/LZW (1 МB)
Рис. 3. Картинка Б с разрешением 300 dpi, получена путем ресемплинга в PhotoShop картинки А. Увеличена в 8 раз - каждой исходной точке соответствует 8х8=64 экранных.
Рис. 4. Отрастрированная ECRM RIP картинка А. Дано композитное представление битмапов 2400 dpi (на экране точка в точку).
Можете скачать данную картинку для просмотра по сепарациям - TIFF/CMYK/LZW (180 KB)
Рис. 5. Отрастрированная ECRM RIP картинка Б. Дано композитное представление битмапов 2400 dpi (на экране точка в точку).
Можете скачать данную картинку для просмотра по сепарациям - TIFF/CMYK/LZW (180 KB)
Рис. 6. Картинка A с применением PhotoShop-фильтра Color Halftone, имитирующего эффект растрирования (не вдаваясь в подробности, подчеркну, что данный фильтр является именно имитацией растрирования). На экране точка в точку.
Можете скачать данную картинку для просмотра по сепарациям - TIFF/CMYK/LZW 196 Кбайт
Рис. 7. Часть сепарации для пурпура (верхняя часть синей коробочки).
I. из рис. 4. |
II. из рис. 5. |
III. из рис. 6. |
Рис. 8. Имитация печати полученного результата - уменьшенные в 4 раза копии рис. 4-6. (Реально изображение должно быть уменьшено больше, но тогда при представлении на экране растровые розетки сливаются и эффект печатного оттиска пропадает. Данный масштаб примерно соответствует тому, если оттиск рассматривать с очень близкого расстояния)
I. из рис. 4. |
II. из рис. 5. |
III. из рис. 6. |
Мои комментарии
Итак, по-моему, совершенно очевидно, что когда рассуждают о SF и приводят теорему Котельникова, то процесс растрирования рассматривают несколько идеализировано, примерно так, как его имитирует PhotoShop, т.е. берется растровая сетка с заданной линиатурой и в узлах этой сетки ставятся точки диаметр которых соотносится с процентом заполнения данной площади изображения. На рис. 4 и 5 хорошо видно, что RIP поступает не совсем так. При сохранении периодической структуры растра, форма элементов в узлах растровой сетки зависит от растрируемого изображения. Отсюда следует два вывода. Во-первых, наряду с линиатурой важно и разрешение с которым формируется растр (разрешение растрирования). Во-вторых, при определении SF (т.е. необходимого разрешения исходного изображения при заданной линиатуре) следует учитывать собственно характер изображения. Ведь для адекватного растрирования изображения представляющего собой плашку залитую одним цветом будет достаточно и разрешения 1 dpi, а для печати битмапа идеальным будет разрешение выводного устройства. Возможное возражение: в битмапе нет градаций, т.е. для него не нужно растрирование. Отвечу - да, ведь это, скажем так, пограничный случай, но и в обычном полутоновом изображении могут быть элементы с такой же контрастностью как и в битмапе! Посмотрите на рис.8: очертания синей коробки, структура зеленых ячеек, «спичка» в красной баночке, да и очертания самой баночки, граница между темным и светлым над этой баночкой. При уменьшении разрешения все эти элементы размываются, падает и общее впечатление об изображении - оно становится менее резким («замыленным»). На рис. 8/I очертания коробочки проработаны так, как если бы они были отрисованы в векторной программе (результат растрирования данного участка в сепарации для циана, дает еще более убедительный результат - процент циана в фоне мал, а в объекте 100%, в итоге мы получаем резкую границу перехода цвета).
Я не призываю делать исходные изображения с разрешением выводного устройства. Посмотрите на рис. 1, иллюстрация в данном примере имеет печатные размеры 7х7 мм, т.е. все приведенные выше элементы все равно не будут так четко видны, как на рис. 8. Однако, печать данной иллюстрации, например, с исходным разрешением 600-900 dpi, будет выглядеть более резко, чем со «стандартным» 300 dpi.
Данные размышления, конечно же справедливы, если в RIP не используется технология «взять и всё перерастрировать на 304,8 dpi (12 dpmm)». В этом случае, конечно же, идеальным является изначальное сканирование на данное разрешение, т.к. картинка с разрешением 400-500 dpi после дополнительного ресемплинга получится хуже.
Главная идея этого эксперимента — показать, что пылкие споры о том должен ли быть SF=2 или корень из 2 слегка надуманы. Все-таки определяющим является структура исходного оригинала. (Как ни странно, но получить снимок и качественный скан, который реально имел бы детали требующие повышенного разрешения не так-то просто.) Ну и, конечно же, по прежнему немалый сдерживающий фактор - объемы файлов и скорость обработки, хотя это уже не является столь критичным, как это было ранее.
Кстати, мои мысли о зависимости необходимого разрешения иллюстрации от содержания, а не от линиатуры совсем не новы. Более того мне попадался метод эмпирического определения необходимого разрешения (вернее метод определения является ли разрешение данного изображения избыточным и насколько). К сожалению, не могу привести ни имя автора, не подробно сам метод.
- Контроль растискивания. Наши рекомендации (9158)
- Как подготовить макет клише для тиснения (28010)
- Рекламная полиграфия: основные виды деловой и рекламной полиграфии (27054)
- Особый вид настенного календаря - квартальный. Особенности конструкции (15323)
- Чтобы цветопередача была стабильной. Держим влажность и температуру (12962)
- Пятьдесят семь советов для верстки книги. Совет профессионала (59736)
- Что такое бумага? Особенности структуры и свойства бумаги. Классификация бумаг (36349)
- Основы теории цвета - цветовой круг. Основные и дополнительные цвета. Цветовые модели (43803)
- Допечатная подготовка этикеток. Закономерности и особенности печатного процесса (17046)
- Выбор способа печати в типографии. Цифровая или офсетная печать - что выбрать? (22101)
- Зачем нужна вырубка? Отделочные процессы в полиграфии (15996)
- Конверты особого назначения - размеры и типы конвертов. Конверты с окошком (22098)
- Делаем неожиданные эффекты. Эксперименты с рекламной полиграфической продукцией (14338)
- Типография - Рекламное агентство - Заказчик. А нужен ли вам посредник? (21927)
- Лицо делового человека. Да - она - Визиткая карточка. О правилах оформления визиток (13451)
- Широкоформатная печать. Обзор материалов печати и качество конечной продукции (17601)
- Что такое PostScript? Основы - OPI, RIP и интерпретатор PostScript. Создаем PostScript файлы (27742)
- 10 шагов к качественной полиграфии - практические рекомендацим менеджеру по рекламе (23891)
- Где печатаем? Как правильно выбрать типографию? (20673)
- Дизайнерские бумаги, особые сорта картона или прозрачная калька - выбор за вами (19423)
- Цифровая печать - для быстрых заказов. Почему офсет - это не быстро (13557)
- Что такое шелкография? Трафаретный способ печати - самый доступный способ печати (27237)
- Ян Чихольд - рекомендации по верстке полиграфической продукции (23331)
- Ошибочка вышла... О требованиях для макетов печатной продукции (15241)
- Выбор бумаги для календаря. Дизайнерские бумаги для календаря (22996)
- Особенности препресса для флексографской печати (32134)
- Анатомия визитки. Визитка как элемент фирменного стиля - материал, дизайн и методы изготовления (19644)
- Считаем бумагу. Сколько нужно бумаги на тираж? И сколько будет он весить? (26754)
- Предполетная проверка «кореловского» файла (18633)
- Офсет для печати этикеток и упаковки. Обзор оборудования для печати (22651)
- Основные виды рекламной полиграфии. Классификация и виды (15904)
- Способы печати и области их применения - высокая, плоская, глубокая, трафаретная и цифровая (54481)
- Миф о евростандарте . Есть ли в полиграфии универсальный стандарт печати? (16082)
- Adobe Photoshop как препресс инструмент (19325)
- Фирменный конверт с логотипом. Офсет или Цифровая печать? Выбор бумаги (18047)
- 3 этапа в расчете количества полос издания. Правила подсчета количества полос с примерами (38946)
- Теоретические основы муара - Причины возникновения и методы борьбы с муаром (23950)
- Поговорим о полиграфических форматах. Какие бывают форматы и типоразмеры бумаги (24813)
- Фотоформа и печатная форма в полиграфии. Классификация фотоформ. Штриховые и растровые фотоформы (30162)
- 3 технологии цветоделения - термины и определения. Принципы применения технологии МЦК (28912)
- Особенности набора и верстки формул (28495)
- Календарный сезон открыт. Готовим дизайн календаря и выбираем бумагу (20253)
- Почему при печати в типографии цвета не такие яркие как на мониторе? Пару слов о цветопробе (17589)
- Брак и качество офсетной печати. Кто виноват в браке при печати тиража (47523)
- Цифровая печать - это серьезно Цифровая печатная машина Xerox DocuColor 2060 - как пример (17635)
- О точности позиционирования в программах верстки (16979)
- Объектный муар. Возможно ли бороться с муаром в полиграфии? (27398)
- А запах... 3 способа применения ароматических веществ в рекламной полиграфии (18275)
- Общие правила верстки - рекомендации по оформлению книжных изданий (28609)
- PDF против MS Word. Способ перевода файта в PDF (14538)
- Спуска полос в программе PageMaker по Кварковскому методу (11378)
- Особенности построения офсетных машин фирмы Mitsubishi Heavy Industries (17681)
- Азбука полиграфиста - Цветовой охат RGB и CMYK. Ограничения по печати. Форматы файлов и их особенности (31769)
- Офисный принтер в качестве цифровой печатной машины (19966)
- Изображения и оригиналы для полиграфических изданий. Типы и их классификация (26007)
- Технические условия приема файлов на фотовывод (16848)
- Технологии печатного производства: теория и практика большой типографии (17956)