25 лет Рунету. Mail.ru отчиталась за ВЕСЬ Рунет
Апрель 2019

Интернет-среда постоянно меняется. А главным драйвером изменений являются люди, которые все более активно подхватывают тренды и используют их в повседневной жизни. К 25-летию Рунета, которое отмечается 7 апреля, Mail.ru Group провела исследование пользователей российского интернета и выделила несколько важных привычек и трендов в их поведении.
Как Mail.ru Group считала
Исследование проводилось в марте 2019 года совместно с компанией ResearchMe, партнером Mail.ru Group по реализации маркетинговых исследований. В опросе приняли участие 9 600 пользователей интернета в России старше 14 лет с десктопных и мобильных устройств. Кроме того, исследователи опирались на данные Фонда Общественное Мнение (ФОМ), а также провели опрос пользователей блога Mail.ru Group на IT-портале Хабр.
Роль интернета в жизни людей продолжает расти
По данным исследования Mail.ru Group, 81% опрошенных используют интернет ежедневно и многократно в течение дня. Только 10% отметили, что выходят в сеть реже двух-трех раз в сутки. Согласно результатам опроса ФОМ, в 2019 году интернетом когда-либо пользовались 76% россиян. Для сравнения, в 2000 на вопрос о пользовании интернетом положительно ответили только 3,6% респондентов.
Результаты исследования Mail.ru Group опровергли стереотип о большей интернет-активности молодых людей. Выяснилось, что сегодня 71% пользователей старше 55 лет пользуются интернетом ежедневно и многократно в течение дня. При этом среди подростков (14−17 лет) эта доля немногим больше — 79%.
Согласно исследованию, большинство опрошенных (76%) отметили, что проводят в интернете больше времени, чем пять-семь лет назад. Это характерно для аудитории всех возрастов. Люди пользуются интернетом для общения в соцсетях (64%), игр (62%), поиска информации (58%), просмотра видео (56%) и прослушивания музыки (55%). При этом в 2000 году у пользователей были другие приоритеты. По данным ФОМ, тогда в топ-5 входили поиск информации (43%), компьютеры и программы (27%), новости (27%), игры (25%), а также юмор (24%) и музыка (23%).
Современные пользователи Рунета ценят возможность быть на связи с родственниками и друзьями в мессенджерах и соцсетях — только 12% опрошенных готовы легко от этого отказаться. Половина респондентов (51%) считает, что возможность находиться на связи с родственниками и друзьями сделала их жизнь проще, 44% с помощью социальных сетей узнают о днях рождения близких. Еще 41% опрошенных находят удобной возможность следить за расписанием транспорта онлайн и отправлять деньги с помощью банковских приложений (37%).
Согласно результатам исследования, пользователи интернета из России больше всего времени проводят в соцсетях. Более трех часов в день в социальных сетях проводят 73% респондентов, 36% выбирают мессенджеры и 31% — почтовые сервисы. Почти две трети опрошенных (63%) пользуются соцсетями больше шести лет. Самые популярные действия в соцсетях — просмотр фото и видео друзей (68%), общение в чатах (64%), лайки и комментарии (53%), чтение и размещение постов в группах (48%), а также загрузка собственных фото и видео (47%).
Какие действия пользователи активно совершают в сети
Распространенным видом деятельности в сети стал просмотр видео — 74% пользователей отметили, что за последний год смотрели видео в интернете. Но также результаты исследования выявили трансформацию онлайн-потребления: люди все чаще обращаются к интернету за удобными сервисами, избавляющими от рутины и упрощающими жизнь. Вторым и третьим по популярности стали заказ такси (45%) и покупка или продажа товаров с помощью сервисов объявлений (43%). Около трети опрошенных (30%) заказывали еду онлайн, а почти каждый пятый опрошенный (18%) посещал образовательные онлайн-площадки.
Mail.ru Group поинтересовалась у пользователей Рунета, как они заказывают такси. Большинство (68%) заказывают такси по телефону, 27% делают заказ только с помощью приложения, 17% просят об этом друзей или родственников, и только каждый седьмой (14%) все еще ловит такси на улице.
Сервисами объявлений половина опрошенных (48%) пользуется больше трех лет, а каждый пятый пользователь (20%) стал покупать или продавать товары на таких сайтах не ранее, чем полгода назад.
Пользователи Рунета верят в онлайн-образование
Онлайн-образование только набирает обороты — каждый третий (30%) пользователь сообщил, что использует интернет в этих целях не больше полугода. При этом среди молодежи (14−24 лет) доля тех, кто начал обучаться онлайн уже один-два года назад, больше. Интересно, что две трети опрошенных (67%) считают, что онлайн-образование станет главной формой обучения через 25 лет.
Смартфоны побеждают
Пользователи Рунета привыкли к неограниченному доступу к информации с любого гаджета и в любой ситуации. 71% опрошенных являются владельцами смартфонов, 62% респондентов пользуются ноутбуком, каждый второй (52%) является пользователем ПК, 37% отметили, что пользуются планшетом, и почти треть опрошенных (28%) — Smart TV.
Главный тренд последних лет — рост мобильного интернета. Это отмечают и сами пользователи: 66% опрошенных стали чаще пользоваться смартфоном для выхода в интернет. Рост активности происходит в большей степени за счет женщин (71% против 61% мужчин) и аудитории до 45 лет. При этом пользователи отмечают, что в последнее время более активно для выхода в интернет они стали использовать ноутбуки (44%) и ПК (42%). Треть опрошенных (29%) стала чаще выходить в сеть с планшетов, а каждый четвертый пользователь Рунета (24%) более активно использовать Smart TV.
Рунет удовлетворяет требования разных поколений
Поведение представителей разных возрастных групп в интернете различается. Так, пользователи в возрасте 14−24 лет уже не могут представить свой день без прослушивания музыки (об этом сообщили 39% опрошенных), а люди старше 45 лет активно пользуются поисковыми сервисами (45%).
Доля людей, отмечающих, что общение с родственниками в мессенджерах и соцсетях стало неотъемлемой частью их жизни, больше почти в два раза среди людей зрелого возраста по сравнению с подростками. О том, что возможность поддерживать связь с родными упростила их жизнь, сказали 66% респондентов старше 45 лет (против 35% в возрасте 14−24 лет). А о том, что жизнь упрощают онлайн-напоминания о днях рождения близких людей, — 57% респондентов старшего поколения (против 31% молодежи).
Кроме того, исследование опровергло стереотип о том, что молодая аудитория более активно играет в игры. Как среди более взрослой аудитории (старше 35 лет), так и среди пользователей Рунета до 35 лет, по 58% говорят о том, что тратят на игры три часа в день и более.
Привычки мужчин и женщин в сети
Больше половины опрошенных мужчин (58%) уверены в том, что через 25 лет интернет будет помогать людям становиться счастливее (против 49% женщин).
Женщины пользуются социальными сетями чаще мужчин: 76% отметили, что проводят в них больше трех часов в день (против 69% мужчин). Также женщины более активны в интернет-шопинге. 69% женщин говорят об увеличении своей активности в интернет-магазинах (против 60% мужчин), а 63% - на сайтах объявлений (среди мужчин таких только 55%).
Играют в игры мужчины и женщины одинаково активно (63% и 62% соответственно).
Мужчины менее зависимы от интернета, чем женщины. Не могут представить свой день без социальных сетей 41% мужчин и 53% женщин. При этом, у женщин сильнее выражены потребности в поиске информации, просмотре фильмов и во всех формах общения через интернет.
Готовы ли пользователи отказаться от интернета?
36% респондентов готовы отказаться от алкоголя, каждый четвертый (23%) — от сладостей, 14% и 12% соответственно потенциально готовы лишить себя спорта и личного транспорта, а каждый десятый — путешествий. 8% ради интернета готовы пожертвовать живым общением, а 7% - сексом.
Прошлое и будущее Рунета
Чтобы вспомнить, каким был Рунет на заре своего появления и как люди им пользовались, исследователи решили обратиться к аудитории блога Mail.ru Group на портале Хабр. По результатам опроса, в котором приняли участие 1700 пользователей, 66% респондентов пользуются интернетом больше 16 лет. На заре своего существования Рунет представлял собой площадку для поиска информации, поэтому исследователи спросили, какие ресурсы посещали участники опроса, когда только начали им пользоваться. В топ-3 попали Rambler (60%), Mail.ru (58%) и Яндекс (49%). Треть опрошенных назвали такие ресурсы, как Anekdot.ru (34%), Google (34%), Altavista.com (33%), Bash.org (33%) и Lib.ru (32%).
В исследовании Mail.ru Group задали пользователям вопрос о будущем Рунета и выяснили, что люди стали верить в силу интернета и изменения, которые случатся благодаря ему через 25 лет. Большинство опрошенных (79%) уверены, что интернет даст еще больше возможностей для развития, 78% считают, что неотъемлемой частью жизни станут голосовые помощники, а 64% убеждены, что в будущем очками, шлемами виртуальной реальности и другими умными устройствами мы будем пользоваться ежедневно. Также 70% респондентов уверены, что через четверть века многие профессии будут заменены искусственным интеллектом.
Рекламы, PR и Маркетинга вы можете ознакомиться
на страницах журнала "Практика Рекламы"









Сентябрь 2025 - ИсследованияАвгуст 2025 - Исследования
- Как рекламодателю выбрать эффективного инфлюенсера? (701)
- Кто, почему и как покупает одежду в онлайн-магазинах? (839)
- Что ждет российский рынок ТВ-рекламы? (824)
Июль 2025 - Исследования
- Каковы перспективы TikTok как рекламной площадки? (1339)
- Как питаются российские школьники? (1078)
- Как люди относятся к рекламе в кинотеатрах? (1132)
- Насколько популярны чат-боты с искусственным интеллектом? (1257)
- Каков в России индекс доверия рекламе? (1451)
- Сколько покупателей верят в честность скидок? (1470)
- Банкротство: отзывы физических лиц прошедших процедуру (323)
- Какая реклама лучше работает в «Телеграм»? (1544)
- Насколько россияне привыкли к интернет-рекламе? (2062)
- Как россияне делают онлайн-покупки? (2052)
- Как бренду быстро повысить лояльность клиентов? (2287)
Июнь 2025 - Исследования
- Кто такой селлер маркетплейса? (2508)
- Как мини-игры влияют на покупки россиян? (2387)
- Как выбрать Amazfit - подробное руководство по умным часам (933)
- Как онлайн-магазину не разориться на продаже одежды и обуви? (2428)
- На кого влияет таргетированная реклама? (2425)
- Что ценят россияне в рекламе от искусственного интеллекта? (2199)
- Сколько россиян будут доверять СМИ с искусственным интеллектом? (2436)
- Как рассчитать формулу внимания потребителя? (1939)
- Сколько потратили бренды на продвижение в спортивном контенте? (2407)
- Как потребители воспринимают ИИ-рекламу? (2388)
- Обучение на клинического психолога и повышение квалификации по арт-терапии (817)
- Преимущества франчайзи: почему выгодно открывать бар по франшизе (1171)
- Le Bandit в Вулкан онлайн казино (171)
- Как меняется поведение молодежи в Интернете? (2799)
- Как молодежь тратит свое свободное время? (2663)
Май 2025 - Исследования
- Какие тренды рынка онлайн-классифайдов отслеживались в 2024? (3051)
- Какая онлайн-реклама плохо работает? (3042)
- Как изменились ТОП-20 рекламодателей на ТВ (2911)
- Почему ужесточается контроль над маркетинговыми бюджетами? (2132)
- Как ВТБ попал в ТОП-3 рейтинга рекламодателей на ТВ? (2094)
- Как научиться играть в покер (555)
- Сколько рекламы на майские праздники было у блогеров? (2682)
- Сколько тратят рекламодатели на рекламу на онлайн-платформах? (2604)
- Какие есть сценарии развития рекламного рынка в 2025? (2674)
- Как наблюдательность помогла McDonalds? (2396)
Апрель 2025 - Исследования
- Где россияне чаще замечают рекламу? (2874)
- Какие тренды наблюдаются в 2025 году при размещении рекламы в телеграм-каналах? (4689)
- Как за 2024 год в России вырос интернет-трафик? (3011)
- Как россияне относятся к русификации брендов? (2324)
- Где остановиться в Москве недорого - обзор бюджетных отелей (967)
- Какие приложения устанавливают россияне на свои смартфоны? (2243)
- Какие приложения используют онлайн-пользователи для покупки товаров beauty-сегмента? (7449)
- Почему Facebook и Google теряют свои позиции? (2247)
- Пиратская карта в онлайн казино ПинАп (452)
- Какую рекламу видит покупатель? (2882)
- Как увеличить продажи на маркетплейсах? (2633)
- Охотник за сокровищами в Рояль казино (480)
- Сколько россиян станут жертвами дипфейков в 2025 году? (2651)
- Почему геймблеры выбирают Слотозал казино (536)
- Охотники на Троллей в казино Вулкан 24 (488)
- Особенности слота Big Ghoulies в казино Gmslots Deluxe (507)
- Как покупают товары на маркетплейсах? (2930)
- Игровые аппараты в онлайн казино Vulkan 24 (517)
- Сколько в России зарабатывают на развлечениях? (3140)
- Иллюзионист в онлайн-казино Гаминатор Делюкс (484)
- Сколько в 2025 уже потратили на баннерное продвижение на маркетплейсах? (7354)
- Сколько слушателей замечают радиорекламу? (2935)
- Какие возможности предоставляет геймблерам официальный сайт Martin casino (560)
- Промокод Talentsy и обучение Frontend разработке для удобного старта карьеры (1643)
- Как продвигать свой продукт в регионах? (2443)
- Скоро на Бали станет больше развлечений (491)
- Какие преимущества и недостатки есть у click-out-рекламы? (2421)
- Почему стоит казино Вулкан скачать на свой смартфон (508)
- Какие компьютерные игры попали в ТОП-3 у детей? (2395)
- Сказочные приключения со сказочными выигрышами в Он Икс казино (521)
- Какими темпами растет рынок рекламы на маркетплейсах? (2209)
- Почему «Сбер» уменьшил объем рекламы на телевидении? (2057)
- Почему собственные торговые марки ретейлеров набирают популярность? (2547)
- Как влияет русификация названия товара на продажи? (2018)
- Сможет ли остров Невис стать конкурентом Кюрасао? (547)
- Стрит-флеш в покере Pai Gow (545)
- Какие перспективы у индустрии онлайн-казино в США? (519)
- В Японии увеличится количество курортов-казино (534)
- Как россияне узнают о киноновинках? (2301)
- Сколько можно выиграть в Wheel of Fortune? (716)
- Какой инструмент в рекламе сохранил свою эффективность и в 2024? (2480)