Private labels составят не больше 15% от оборота сетей
Март 2006

Конкуренция между ритейлерами на консолидированном рынке бытовой техники и электроники усиливается быстрее, чем на других розничных рынках. В ценовых войнах российских сетей не последнюю роль играют собственные торговые марки. Однако продвигать их сети предпочитают по-разному, и если небольшому ритейлеру "Электрофлот" удалось довести долю private label до 40–45% (обычный для Европы показатель), то другие сети к подобной цифре даже и не стремятся. Аналитики считают, что доля "своих" марок в обороте торговцев бытовой техникой в России не превысит 15%, пишет "Бизнес".
Российские розничные сети начали продавать товары под собственными торговыми марками (СТМ; private label) в 2002–2003 годах. Сейчас СТМ есть у всех крупнейших сетей: так, у "Эльдорадо" это Elenberg, у "Мира" — Trony, у "Техносилы" — Techno. Сети "Электрофлот" принадлежит брэнд Bork, а у акционеров "М.Видео" есть собственная производственная компания — ТПК "Бытовая электроника „Сокол”". "Во многих категориях бытовой техники темпы технического прогресса не очень высоки, поэтому становится возможным производство той или иной техники под собственной торговой маркой, скажем, на китайских заводах",— рассуждает PR-директор сети "Мир" Елизавета Тотунова. Наличие собственной торговой марки позволяет самостоятельно формировать ассортимент, определять ценовую политику и не зависеть от рекомендаций производителей, перечисляет она преимущества собственной торговой марки.
За редким исключением в сетях комментируют вопросы private label неохотно — во всех торговых компаниях кроме "Мира" комментировать собственные торговые марки не стали. Неудивительно: ритейлеры стараются не афишировать их принадлежность. Например, брэнд Bork официально зарегистрирован в Германии, а "Электрофлот" называет себя эксклюзивным дистрибутором марки. "Мне рассказывали содержание инструкции для продавцов „Электрофлота”. Согласно инструкции потребителю, который хочет купить LG или Samsung, консультант должен предложить чуть переплатить и купить более надежный немецкий Bork. А если покупателю на Bork все же жалко денег, тогда ему советуют вместо LG приобрести более дешевый, но тоже надежный Bimatek",— вспоминает управляющийпартнер агентства Most marketing Виктор Ларионов. Считается, что Bimatek — сокращение — "Бирюлин Максим техника". Это еще один private label "Электрофлота": Максим Бирюлин — один из совладельцев сети.
"Электрофлот" — интересный пример сетевой структуры, которая не стала федеральным игроком, как ее конкуренты, однако в практике private label добилась больше других. По данным участников рынка, совместные продажи брэндов Bork и Bimatek в прошлом году составили $65–70 млн. Лидирующие на рынке производители мелкой бытовой техники — Vitek, Scarlett — в прошлом году продали всего в два раза больше.
"Действительно, Bork удалось добиться лучших результатов на рынке, особенно если учесть, что у них нет такой большой собственной сети, как у „Эльдорадо” или хотя бы у „Техносилы”",— соглашается Виктор Ларионов. "Самое главное для успеха private label— это грамотная работа с продавцами: поскольку на рекламу СТМ никто не тратится, основная задача— натренировать продавца так, чтобы он продавал малоизвестный покупателю брэнд",— рассуждает Ларионов.
И все же "Электрофлот" остается единичным примером, когда в обороте сети собственные марки составляют 40–45%. К подобной цифре остальные ритейлеры и не стремятся. Например, менеджерам "Техносилы" сейчас поставлена задача до конца 2007 года довести долю Techno в общих продажах до 10%, говорит источник, знакомый с планами сети. А в "Мире" на брэнд Trony сейчас приходится порядка 5% оборота сети, говорит Елизавета Тотунова. Причем наибольшая доля СТМ приходится на базовые сегменты: в отдельных категориях, например аудио-видео, телевизоры, бытовая техника, доля Trony доходит до 30%. Виктор Ларионов отмечает, что это логично: крупные сети почти всегда выставляют на свои брэнды первую (самую низкую) цену в категории. "Поскольку сеть в любом случае забирает добавочную стоимость производителя, private label всегда остается рентабельным",— говорит Ларионов. Самой эффективной СТМ в российской рознице он считает Elenberg, который всегда четко позиционируется как самый дешевый в своем сегменте. "Несмотря на то что под брэндами Trony и Techno обычно продается более качественная продукция, по результатам они пока отстают",— уверен аналитик.
Единственной крупной российской сетью без собственной торговой маркиостается второй по размеру игрок — "М.Видео". "ТПК "Бытовая электроника "Сокол", которую часто называют производственным подразделением "М.Видео", на самом деле связана с сетью только общими акционерами. "Сокол" — отдельная структура, и мы взаимодействуем с ними как с любым другим производителем",— подтверждает коммерческий директор сети Михаил Кучмент. "Сейчас на „М.Видео” приходится всего около 20% наших продаж",— подтверждает генеральный директор "Сокола" Дмитрий Тиманов. "Конечно "Сокол" работает отдельно от "М.Видео", однако с дружественным производителем сети все же проще договориться. Им private label, наверное, и не нужен",— считает Виктор Ларионов.
Доля private label в продажах сетей растет, однако эксперты не уверены в том, что эта тенденция будет продолжаться долго. PR-директор отраслевой ассоциации РАТЭК Антон Гуськов отмечает, что в электронике этот сегмент имеет меньше перспектив, чем в FMCG и, скорее всего, останется нишевым. "В Европе частные марки составляют в среднем 30–45% оборота сетей, а в России, по нашим прогнозам, эта цифра остановится на 15%",— говорит Гуськов. Он отмечает, что одной из причин этого может стать степень лояльности к известным западным брэндам, которая в России очень высока. По мнению Гуськова, основной рост продаж СТМ в ближайшие годы придется на регионы. "СТМ в России сейчас становится основным инструментом проникновения сетей в небольшие города, где большее значение придается цене. Там private label продаются гораздо лучше, чем в миллионниках",— отмечает он. /Петр Мироненко, Иван Мацарский/
Рекламы, PR и Маркетинга вы можете ознакомиться
на страницах журнала "Практика Рекламы"



Май 2025 - ИсследованияАпрель 2025 - Исследования
- Где россияне чаще замечают рекламу? (592)
- Какие тренды наблюдаются в 2025 году при размещении рекламы в телеграм-каналах? (607)
- Как за 2024 год в России вырос интернет-трафик? (1384)
- Как россияне относятся к русификации брендов? (1096)
- Какие приложения устанавливают россияне на свои смартфоны? (1317)
- Какие приложения используют онлайн-пользователи для покупки товаров beauty-сегмента? (4170)
- Почему Facebook и Google теряют свои позиции? (1692)
- Какую рекламу видит покупатель? (2218)
- Как увеличить продажи на маркетплейсах? (1965)
- Сколько россиян станут жертвами дипфейков в 2025 году? (2035)
Март 2025 - Исследования
- Как покупают товары на маркетплейсах? (2338)
- Сколько в России зарабатывают на развлечениях? (2553)
- Сколько в 2025 уже потратили на баннерное продвижение на маркетплейсах? (6738)
- Сколько слушателей замечают радиорекламу? (2360)
- Промокод Talentsy и обучение Frontend разработке для удобного старта карьеры (974)
- Как продвигать свой продукт в регионах? (1909)
- Какие преимущества и недостатки есть у click-out-рекламы? (1864)
- Какие компьютерные игры попали в ТОП-3 у детей? (1889)
- Какими темпами растет рынок рекламы на маркетплейсах? (1747)
- Почему «Сбер» уменьшил объем рекламы на телевидении? (1524)
- Почему собственные торговые марки ретейлеров набирают популярность? (2034)
- Как влияет русификация названия товара на продажи? (1481)
- Как россияне узнают о киноновинках? (1784)
- Какой инструмент в рекламе сохранил свою эффективность и в 2024? (1970)
Февраль 2025 - Исследования
- Какие подарки на 23 Февраля и 8 Марта стали самыми популярными в 2025? (4228)
- Почему рекламный рынок в 2024 году не оправдал надежд экспертов? (1827)
- Как избежать типичной ошибки начинающих предпринимателей? (1864)
- Как бренды влияют на эмоции и настроение? (1772)
- Как влияет реклама банков на россиян? (1832)
- Что думают в Wildberries & Russ о рынке ретейл-медиа? (2042)
- Как повлияет возвращение иностранных брендов на рекламный рынок России? (5131)
- Кто и как делает онлайн-покупки? (1964)
- Как изменился рекламный рынок в 2024 году? (2227)
- Как замедление работы YouTube сказалось на объеме рекламы? (2215)
- Как мы относимся к рекламе у блогеров? (2153)
- Сколько в России рекламных поверхностей? (2042)
- Что ждет геймблеров в Diamond Mines? (82)
- Для чего полезны маркетплейсы? (2287)
- Где предпочитают размещать рекламу российские бизнесмены? (2033)
- Как теряется доверие женщин к бренду? (1803)
- Как подготовиться к сдаче ЕГЭ по информатике (415)
- Сколько селлеров разочаровались в маркетплейсах? (1963)
- Как устроен вебкам-бизнес (265)
- Серебристый олень в 7k казино (75)
Январь 2025 - Исследования
- Каковы перспективы рекламы на Smart TV? (1958)
- Почему стало меньше пользователей соцсетей и зрителей телевидения? (1863)
- Какую сумму штрафов за нарушение рекламного законодательства заплатили в 2024? (3426)
- Двойная порция фруктов в Вулкан казино (110)
- Кто продвигает Samsung в России? (1785)
- Как выросли рекламные бюджеты букмекеров? (1690)
- Весовое оборудование для склада: руководство по выбору от экспертов отрасли | 2025 (640)
- Весовое оборудование для склада: руководство по выбору от экспертов отрасли | 2025 (438)
- Сколько стоит в России доменное имя? (1198)
- Ответственная игра в онлайн казино: как сохранить контроль (232)
- Как увеличились рекламные расходы банков в 2024? (717)
- Сколько потратили в 2024 на нативную рекламу в «VK Видео»? (1134)
- Официальный сайт Пинко казино — обзор функций и возможностей (167)
- Где встречаются с рекламой платежных систем любители спорта? (614)
- Доля промо в российской рознице опустилась ниже 40% (634)
- Самые популярные и комфортные размеры диванов (368)
- Как пополнить счет в Pinco casino с помощью криптовалюты: обзор (169)
- Как в России покупают продукты? (610)
Декабрь 2024 - Исследования
- Какие семьи показывают в рекламе? (681)
- Что обеспечивает процветание онлайн-казино Адмирал 777? (151)
- С чего начать обучение на военного психолога? (2389)
- Путешествие в Изумрудный город в Пин Ап казино (137)
- Кого в Таиланде пустят в казино? (191)
- Как изменился рейтинг 500 мировых брендов за 2024 год? (682)
- Какой результат принесла рекламная активность брендов на Новый год? (3659)
- Какие соцсети в США выиграли от запрета TikTok? (648)
- Сколько в 2024 на маркетплейсах было потрачено на баннерную рекламу? (616)
- Как Caesars Entertainment разделит свой бизнес? (169)
- Слоты о спорте в онлайн-казино Vulcan Deluxe (156)
- Сколько тратят на рекламу в Телеграме в категории Образование? (655)
- Королева Зима в онлайн-казино Максбет (184)
- Особенности игры в казино Вулкан онлайн (156)
- Какая соцсеть стала заменой YouTube россиянам? (587)
- Мечты об отпуске в Адмирал казино (154)
- Какие глобальные тренды ждут рекламный рынок в 2025-2027 годах? (1161)
- Сколько заработали казино и букмекерские конторы США в 2024? (150)
- Booming Games анонсировал выход нового видеослота (188)
- Онлайн-рулетка с эффектом полного погружения (180)
- От каких слов следует отказаться на переговорах? (565)
- Как выбрать своего фаворита при ставках на гонки MotoGP в БК Pin-Up? (328)
- Что есть в слоте Ancient Island Megaways? (202)
- Что приготовил Boomin Games ко дню святого Валентина? (250)
- Что будет с рекламным рынком в 2025? (968)
- Что предлагает новая рулетка Фортуны? (226)
- Какие особенности у новогодней рекламы в «Телеграме»? (801)
- Приключения для спелеологов в онлайн казино Starda (237)
- Сколько мобильных таргетированных кампаний запустили рекламодатели в 2024? (6561)
- Почему iPhone теряет популярность? (741)
- Обзор лучших игр в Пинко: примеры слотов, виды рулетки и покера (353)
- Как получить в 500 тысяч раз больше своей ставки? (255)
- Что тормозит развитие бизнеса продавцов маркетплейсов? (703)
- Какие тренды у российского рынка больших данных? (792)
- Где в Таиланде построят курорты-казино? (221)
- Чем новый видеослот Fury Dragon - Hold & Win порадует наших геймблеров? (231)
- Что ждет рынок ретейл-медиа в 2025? (753)
- Как анализировать футбольные матчи перед ставкой для повышения шансов? (356)
- Что нужно знать новичку, чтобы начать делать ставки в БК Pin Up? (281)
- Какие киберугрозы стали главными для бизнеса в 2024? (626)
- Обзвон клиентов по базе: востребованная услуга колл-центра (390)
- Плюсы и минусы Neon Win казино (286)
- Почему российские геймблеры выбирают онлайн казино Lev KZ? (266)
- Насколько выросла в 2024 аудитория российских видеосервисов? (741)
- Какая интернет-реклама лучше продает автомобили? (690)
- Плюсы и минусы онлайн-казино Болливуд (260)
- Казино Kangwon Land готовится к масштабной экспансии (230)
- Как зарабатывают на видео российские контент-мейкеры? (660)
- Почему букмекерская контора Pin-Up - лучший выбор для беттеров? (327)
- Чем готовы пожертвовать крупные телеграм-каналы? (616)
- Что делает ставки на шахматы хорошей причиной скачать приложение БК Пин Ап? (364)
- Сколько стоит регистрация товарного знака в 2024 году? (464)
- Когда у Rivers Casino Portsmouth появится собственный отель? (256)