Российские банки отвернутся от призывников
Август 2005

Резкое сокращение числа военных кафедр может существенно изменить российский кредитный рынок. По мнению российских банкиров, теперь финансово-кредитные структуры будут неохотно предоставлять кредиты мужчинам призывного возраста, сообщает Газета.Ru. Между тем, именно они наиболее охотно берут деньги в долг у коммерческих банков.
Сокращение числа военных кафедр в высших учебных заведениях означает, что выпускники большинства российских вузов после получения диплома о высшем образовании будут направляться на службу в армию. Отслужить будут обязаны даже студенты тех вузов, в которых останется военная кафедра.
Как признают российские банкиры, эти положения реформы образования заставляют их задуматься. Например, о том, стоит ли теперь выдавать кредиты мужчинам в возрасте до 27 лет, которые по тем или иным причинам смогли отсрочить призыв в армию.
Пока представители этой возрастной категории охотно берут кредиты в банках – на покупку техники, отдых, образование или даже на покупку жилья. Начальник центра ипотечного кредитования Росбанка Янис Канестри пояснил "Газете.Ru", что пока банки идут "призывникам" навстречу и никаких особых препятствий на пути выдачи им кредитов не воздвигают. "Молодежь призывного возраста в банк за кредитом на жилье обращается не так уж часто, – отмечает Янис Канестри. – Так как сегодня еще действует система военных кафедр, то доля потенциальных новобранцев среди заемщиков мала. К тому же для получения ипотечного кредита в банке нужен первоначальный взнос – а для этого надо поработать и денег накопить, поэтому риск кредитования людей, в армии не служивших, пока небольшой".
Но, соглашается банкир, если количество военных кафедр в вузах будет резко сокращено, проблема предоставления кредитов призывникам станет острой через пару лет. А сейчас доля таких заемщиков невелика: "наверное, в пределах 5%" от общего числа заемщиков, поясняет Яков Канестри. Правда, как признает специалист,
назвать точную цифру "заемщиков-уклонистов" практически невозможно: зачастую в кредитной истории заемщика просто отсутствует информация о том, служил он в армии или нет. Понятно, что после изменения "правил игры" и упразднения числа военных кафедр сотрудникам банка волей-неволей придется более щепетильно относиться к этой информации.
Начальник департамента розничного бизнеса банка "Зенит" Алексей Разоренов заявил "Газете.Ru", что большинство банков, кредитующих население, уже закладывают риск попадания студента-заемщика в армию в свои процентные ставки по кредитам. Решение о том, выдать человеку кредит или нет, принимает скорринговая программа, анализируя ответы потенциального заемщика и суммируя его ответы на вопросы анкеты в баллы. "Что может произойти со студентом дневного отделения вуза мужского пола сейчас, до того, как число военных кафедр сократилось? – говорит Алексей Розоренов. – Он может "вылететь" из института за успеваемость, он может уйти в академический отпуск – и то и другое чревато высоким риском попадания в ряды Вооруженных сил".
Поэтому, кредитуя студента, банк закладывает риск "армии" в процент по кредиту, подчеркивает эксперт, и этот процент обычно выше, чем для людей, уже окончивших обучение. "Конечно, если все студенты будут "ходить" под угрозой попадания в армию и наш департамент мониторинга за возвратом кредитов отметит, что студенты именно из-за призыва в армию стали чаще не возвращать кредиты, тогда процентная ставка для этой категории заемщиков вырастет еще больше", – прогнозирует Алексей Розоренов.
Пресс-директор Института Национального проекта "Общественный договор" Олег Комаровский считает, что дополнительной меры по обеспечению возврата кредита заемщиками-призывниками может стать введение со стороны банков дополнительного вида страхования кредита. "Нашим военкоматам безразлично, брал человек кредит или нет, они будут забирать в армию всех, до кого руки дотянутся, – говорит Олег Комаровский. – Значит, заботиться о возврате кредита придется банку. Уже сейчас есть страховки на случай невозврата кредита в случае потери источников доходов у заемщика. Пока речь преимущественно идет о возникновении такого риска в результате потери работы по состоянию здоровья. Значит, к этим рискам добавится еще и риск попадания в армию". Кроме того, Комаровский полагает, что банки могут включить в систему предоставления кредитов еще и институт поручительства: "Если есть риск призыва, то банки могут попросить у заемщика, чтобы за человека поручился кто-то платежеспособный и не подверженный призыву в ряды Вооруженных сил – например, родители", – подчеркивает эксперт.
Рекламы, PR и Маркетинга вы можете ознакомиться
на страницах журнала "Практика Рекламы"

Октябрь 2025 - ИсследованияСентябрь 2025 - Исследования
- Как определить видеоконтент, сгенерированный нейросетью? (524)
- Как нейросети влияют на интернет-рекламу? (978)
- Сколько денег в 2026 потратят на рекламу в «Телеграме»? (910)
- Сколько средств в наших компаниях тратится на Customer Data Platform? (3541)
- За что полюбили «Телеграм» продуктовые ретейлеры? (1179)
- Кто самый заметный в e-commerce? (1103)
- По данным исследований рынка, доля регулярных клиентов среди всех заказчиков клининговых услуг в Краснодар выросла на 25-30% за последний год. Особенно активно этот тренд развивается в крупных городах, где высокий темп жизни и дефицит времени (62)
- Что такое липучесть бренда? (1256)
- Как распределяются доходы российского медийного рынка? (1216)
- Презентационный ролик для бизнеса: примеры применения и реальные выгоды (134)
- Какие перспективы у блогеров в возрасте? (1170)
- Купить готовый бизнес в Москве: ЧОП, СРО и не только - как не прогадать? (227)
- Сколько блогеров продолжают размещать рекламу в Instagram? (1460)
Август 2025 - Исследования
- Почему резко выросло число платных подписок в «Телеграме»? (1657)
- Как россияне ищут в Интернете товары? (1354)
- Новостройки Москвы: квартиры по ценам от застройщика (263)
- Почему стремительно растет Retail Media? (1713)
- Как при помощи рекламы создать лояльного покупателя? (1709)
- Насколько оправдываются прогнозы динамики рекламного рынка? (1477)
- Насколько мы доверяем рекламе? (1452)
- Как меняются объемы рекламы в соцсетях? (1343)
- Как рекламодателю выбрать эффективного инфлюенсера? (2306)
- Что делать после покупки квартиры на вторичном рынке (1045)
- Как выбрать яхту новичку в 2025: Полное руководство от покупки до первого плавания (1806)
- Как купить квартиру на вторичном рынке без посредников (765)
- Кто, почему и как покупает одежду в онлайн-магазинах? (1979)
- Что ждет российский рынок ТВ-рекламы? (1931)
- Почему девушки выбирают The Flex - спортзал в Москве (696)
Июль 2025 - Исследования
- Каковы перспективы TikTok как рекламной площадки? (1983)
- Как питаются российские школьники? (1734)
- Как люди относятся к рекламе в кинотеатрах? (1771)
- Насколько популярны чат-боты с искусственным интеллектом? (1905)
- Каков в России индекс доверия рекламе? (2028)
- Сколько покупателей верят в честность скидок? (2063)
- Банкротство: отзывы физических лиц прошедших процедуру (925)
- Можно ли стать профессионалом в индустрии азарта? (74)
- Где узнать стоимость Toncoin? (192)
- Какая реклама лучше работает в «Телеграм»? (2126)
- Насколько россияне привыкли к интернет-рекламе? (2576)
- Как россияне делают онлайн-покупки? (2625)
- Как лотереи в России преумножают свою популярность (152)
- BGaming - лучший разработчик слотов года по версии SBC Awards 2025 (422)
- Как бренду быстро повысить лояльность клиентов? (2823)
Июнь 2025 - Исследования
- Кто такой селлер маркетплейса? (2974)
- Как мини-игры влияют на покупки россиян? (2889)
- Как выбрать Amazfit - подробное руководство по умным часам (1452)
- Как онлайн-магазину не разориться на продаже одежды и обуви? (2884)
- На кого влияет таргетированная реклама? (2886)
- Что ценят россияне в рекламе от искусственного интеллекта? (2687)
- Удача Тигра в клубе Вулкан (180)
- Сколько россиян будут доверять СМИ с искусственным интеллектом? (2903)
- Как рассчитать формулу внимания потребителя? (2429)
- Сколько потратили бренды на продвижение в спортивном контенте? (2857)
- Как потребители воспринимают ИИ-рекламу? (2810)
- Обучение на клинического психолога и повышение квалификации по арт-терапии (1240)
- Клуб Вулкан предлагает поиски Древних Сокровищ (434)
- Преимущества франчайзи: почему выгодно открывать бар по франшизе (1651)
- Le Bandit в Вулкан онлайн казино (724)
- Как меняется поведение молодежи в Интернете? (3211)
- Как молодежь тратит свое свободное время? (3069)
Май 2025 - Исследования
- Какие тренды рынка онлайн-классифайдов отслеживались в 2024? (3528)
- Какая онлайн-реклама плохо работает? (3497)
- Как изменились ТОП-20 рекламодателей на ТВ (3365)
- Почему ужесточается контроль над маркетинговыми бюджетами? (2580)
- Как ВТБ попал в ТОП-3 рейтинга рекламодателей на ТВ? (2550)
- Как научиться играть в покер (1267)
- Сколько рекламы на майские праздники было у блогеров? (3125)
- Сколько тратят рекламодатели на рекламу на онлайн-платформах? (3006)
- Какие есть сценарии развития рекламного рынка в 2025? (3116)
- Как наблюдательность помогла McDonalds? (2786)
- Где россияне чаще замечают рекламу? (3241)
- Какие тренды наблюдаются в 2025 году при размещении рекламы в телеграм-каналах? (5178)
- Как за 2024 год в России вырос интернет-трафик? (3412)
- Как россияне относятся к русификации брендов? (2718)
- Где остановиться в Москве недорого - обзор бюджетных отелей (1307)
- Какие приложения устанавливают россияне на свои смартфоны? (2610)
- Какие приложения используют онлайн-пользователи для покупки товаров beauty-сегмента? (8255)
- Почему Facebook и Google теряют свои позиции? (2605)
- Пиратская карта в онлайн казино ПинАп (810)
- Какую рекламу видит покупатель? (3265)
- Как увеличить продажи на маркетплейсах? (3035)
- Охотник за сокровищами в Рояль казино (893)
- Сколько россиян станут жертвами дипфейков в 2025 году? (2996)
- Почему геймблеры выбирают Слотозал казино (965)
- Охотники на Троллей в казино Вулкан 24 (917)
- Особенности слота Big Ghoulies в казино Gmslots Deluxe (868)


