Комитет по BTL АКАР подвел итоги 9 месяцев
Ноябрь 2009

Комитет маркетинговых услуг АКАР совместно с РАМУ подвел итоги 9-и месяцев 2009 года. По данным экспертов, падение рынка в целом составило 30% по сравнению с прошлым годом. Из всех сегментов индустрии маркетинговых услуг больше всего пострадал event-маркетинг, чьи бюджеты сократились до 70% (однако, некоторые игроки отметили любопытный факт — сегмент event-ов остался у них на уровне 2008 г.). Также, сократились затраты на POSM и ДМ-мероприятия – не более, чем на 30%−40%.
Наиболее востребованными и стабильными остаются сегменты sales-промоушн, trade-промоушн, интернет-маркетинг, чьи объемы остались на прежнем уровне или даже выросли.
Период с конца 2008 – начала 2009 года прошел для рынка под знаком неизвестности, никто не мог предсказать глубину падения экономики, поэтому все игроки и рекламодатели сокращали бюджеты, оптимизировали расходы, сокращали персонал и т.п. «По итогам двух кварталов уже было очевидно, что BTL сектор пострадал меньше наружной рекламы, радио и прессы. Несмотря на текущие пессимистичные прогнозы, клиенты начали планирование следующего года, в связи с чем, значительно увеличилось количество глобальных тендеров на комплексные и разовые программы. Те крупные производители, которые не сокращали свои бюджеты — увеличили свою долю по сравнению с конкурентами», — говорит Ирина Васенина, сопредседатель Комитета BTL АКАР.
Наиболее активными рекламодателями на сегодняшний день являются: производители алкоголя (включая пиво), сигарет, продуктов питания, средств гигиены и др.
По мнению большинства экспертов, кризис положительно сказался на BTL индустрии: рынок стал более прозрачным, структурным, ушли агентства-однодневки, а также — произошло укрупнение агентского бизнеса (больше M&A сделок).
Эксперты дают сдержанные прогнозы на следующий год. Многие отметили, что индустрии придется сложно в 2010 году. Те, кто сможет выстоять — станут действительно федеральными агентствами, более того – привлекательными для крупных сетей.
Вадим Куликов, сопредседатель комитета по BTL АКАР: «Следует также ожидать ужесточение финансовых взаимоотношений с клиентами - продление процедуры пост-оплат и поиск источников кредитования проектов. Это приведет к процессу слияния локальных агентств — с более крупными холдингами и выделению наиболее крупных сетей, контролирующих основные бюджеты рекламодателей». Среди рекламодателей стал распространен переход к краткосрочному планированию рекламных бюджетов.
Тренды 2009−2010
Экономический кризис позволил клиентам и агентствам по-новому взглянуть на бизнес и на дальнейшее развитие своих компаний. Стало очевидно, что этап завоевания потребителя уже пройден — настало время его удержания. Именно поэтому, все эксперты отметили важнейший тренд рекламной индустрии – формирование и усиление лояльности потребителей. При этом агентства становятся в большей степени ремесленниками и исполнителями стратегических задач клиента.
BTL-отрасль – наиболее инновационная, особенно в новых экономических условиях. Именно поэтому, интернет или – digital — становится неотъемлемой частью рынка маркетинговых услуг. Практически каждый 2−й бриф включает в себя использование онлайн-инструментов. Наибольшим спросом пользуются: разработка промо-сайта, игр, акций с использованием мобильных телефонов (пополнение счета) и др. Традиционные BTL-направления: promotion, DM/CRM и другие виды прямого контакта с потребителем, интегрируясь в цифровую сферу, становятся e-promotion, e-CRM и т.п.
Важнейшим вопросом, способным повлиять практически на все сегменты рекламного рынка, где происходит прямой контакт с потребителем, является вопрос принятия Закона о персональных данных. Как отметил президент РАМУ Михаил Симонов: «Существующее сегодня в России отношение к персональным данным недопустимо для цивилизованного общества. Однако, запуск закона, без предварительной подготовки, может привести к плачевным результатам для многих участников российского бизнеса. Сейчас при Роскомнадзоре сформирован Консультативный совет, который должен содействовать гармонизации и устранению противоречий в законодательстве. Надеюсь, что этот консультативный орган, в который вошли представители различных сфер бизнеса и общественных объединений, позволит наладить конструктивный диалог, а также будет способствовать развитию эффективной системы защиты информации о гражданах и соблюдению интересов операторов персональных данных».
Комментарии некоторых экспертов:
Ольг Барская, вице-президент Группы Progression: «Если бы не кризис, BTL, возможно, еще долго оставался бы в аутсайдерах рекламного рынка. Сейчас наша индустрия – крупный сегмент рынка, чьи инструменты помогают клиентам не только продавать их продукцию, но и, благодаря прямому контакту с людьми — выстраивать лояльность к брендам».
Игорь Куценко, президент Группы Orange: «Появился излишний оптимизм, никто не верит во вторую волну кризиса. Верить, не значит быть уверенным, но готовым нужно быть. Особенно печально, что оптимизм появился у сотрудников, причем излишний».
Сергей Кочуров, управляющий партнер Unionlinx: «Мы планируем диверсифицировать предоставляемые клиентам услуги, уделим больше внимания небольшим и средним клиентам и будем готовы к работе с небольшими бюджетами».
Наталья Карасева, Управляющий директор агентства маркетинговых коммуникаций Ark Connect: «В кризис выжили крупные агентства, имеющие хорошие обороты и возможность кредитовать клиентов. И эта тенденция, к сожалению, будет продолжаться, несмотря на то, что ни одному агентству она не приносит ничего, кроме убытков. Здесь можно увидеть только один положительный для нас момент — клиенты стали больше доверять сильным игрокам и работать с крупными партнерами, несмотря на то, что большинство из таких агентств не готово на откровенный демпинг или существенное снижение расценок на услуги».
Рекламы, PR и Маркетинга вы можете ознакомиться
на страницах журнала "Практика Рекламы"

Октябрь 2025 - ИсследованияСентябрь 2025 - Исследования
- Как определить видеоконтент, сгенерированный нейросетью? (172)
- Как нейросети влияют на интернет-рекламу? (687)
- Сколько денег в 2026 потратят на рекламу в «Телеграме»? (710)
- Сколько средств в наших компаниях тратится на Customer Data Platform? (3494)
- За что полюбили «Телеграм» продуктовые ретейлеры? (1125)
- Кто самый заметный в e-commerce? (1040)
- Что такое липучесть бренда? (1193)
- Как распределяются доходы российского медийного рынка? (1159)
- Презентационный ролик для бизнеса: примеры применения и реальные выгоды (33)
- Какие перспективы у блогеров в возрасте? (1102)
- Купить готовый бизнес в Москве: ЧОП, СРО и не только - как не прогадать? (184)
- Сколько блогеров продолжают размещать рекламу в Instagram? (1410)
Август 2025 - Исследования
- Почему резко выросло число платных подписок в «Телеграме»? (1584)
- Как россияне ищут в Интернете товары? (1304)
- Новостройки Москвы: квартиры по ценам от застройщика (206)
- Почему стремительно растет Retail Media? (1654)
- Как при помощи рекламы создать лояльного покупателя? (1656)
- Насколько оправдываются прогнозы динамики рекламного рынка? (1432)
- Насколько мы доверяем рекламе? (1407)
- Как меняются объемы рекламы в соцсетях? (1301)
- Как рекламодателю выбрать эффективного инфлюенсера? (2279)
- Что делать после покупки квартиры на вторичном рынке (1006)
- Как выбрать яхту новичку в 2025: Полное руководство от покупки до первого плавания (1762)
- Как купить квартиру на вторичном рынке без посредников (737)
- Кто, почему и как покупает одежду в онлайн-магазинах? (1944)
- Что ждет российский рынок ТВ-рекламы? (1904)
- Почему девушки выбирают The Flex - спортзал в Москве (657)
Июль 2025 - Исследования
- Каковы перспективы TikTok как рекламной площадки? (1952)
- Как питаются российские школьники? (1662)
- Как люди относятся к рекламе в кинотеатрах? (1737)
- Насколько популярны чат-боты с искусственным интеллектом? (1872)
- Каков в России индекс доверия рекламе? (1999)
- Сколько покупателей верят в честность скидок? (2030)
- Банкротство: отзывы физических лиц прошедших процедуру (905)
- Можно ли стать профессионалом в индустрии азарта? (15)
- Где узнать стоимость Toncoin? (150)
- Какая реклама лучше работает в «Телеграм»? (2098)
- Насколько россияне привыкли к интернет-рекламе? (2535)
- Как россияне делают онлайн-покупки? (2589)
- Как лотереи в России преумножают свою популярность (127)
- BGaming - лучший разработчик слотов года по версии SBC Awards 2025 (358)
- Как бренду быстро повысить лояльность клиентов? (2791)
Июнь 2025 - Исследования
- Кто такой селлер маркетплейса? (2952)
- Как мини-игры влияют на покупки россиян? (2863)
- Как выбрать Amazfit - подробное руководство по умным часам (1420)
- Как онлайн-магазину не разориться на продаже одежды и обуви? (2854)
- На кого влияет таргетированная реклама? (2868)
- Что ценят россияне в рекламе от искусственного интеллекта? (2641)
- Удача Тигра в клубе Вулкан (160)
- Сколько россиян будут доверять СМИ с искусственным интеллектом? (2889)
- Как рассчитать формулу внимания потребителя? (2398)
- Сколько потратили бренды на продвижение в спортивном контенте? (2840)
- Как потребители воспринимают ИИ-рекламу? (2779)
- Обучение на клинического психолога и повышение квалификации по арт-терапии (1212)
- Клуб Вулкан предлагает поиски Древних Сокровищ (406)
- Преимущества франчайзи: почему выгодно открывать бар по франшизе (1629)
- Le Bandit в Вулкан онлайн казино (693)
- Как меняется поведение молодежи в Интернете? (3190)
- Как молодежь тратит свое свободное время? (3047)
Май 2025 - Исследования
- Какие тренды рынка онлайн-классифайдов отслеживались в 2024? (3495)
- Какая онлайн-реклама плохо работает? (3476)
- Как изменились ТОП-20 рекламодателей на ТВ (3344)
- Почему ужесточается контроль над маркетинговыми бюджетами? (2558)
- Как ВТБ попал в ТОП-3 рейтинга рекламодателей на ТВ? (2524)
- Как научиться играть в покер (1246)
- Сколько рекламы на майские праздники было у блогеров? (3109)
- Сколько тратят рекламодатели на рекламу на онлайн-платформах? (2987)
- Какие есть сценарии развития рекламного рынка в 2025? (3079)
- Как наблюдательность помогла McDonalds? (2750)
- Где россияне чаще замечают рекламу? (3210)
- Какие тренды наблюдаются в 2025 году при размещении рекламы в телеграм-каналах? (5112)
- Как за 2024 год в России вырос интернет-трафик? (3387)
- Как россияне относятся к русификации брендов? (2689)
- Где остановиться в Москве недорого - обзор бюджетных отелей (1290)
- Какие приложения устанавливают россияне на свои смартфоны? (2579)
- Какие приложения используют онлайн-пользователи для покупки товаров beauty-сегмента? (8230)
- Почему Facebook и Google теряют свои позиции? (2574)
- Пиратская карта в онлайн казино ПинАп (786)
- Какую рекламу видит покупатель? (3236)
- Как увеличить продажи на маркетплейсах? (3003)
- Охотник за сокровищами в Рояль казино (873)
- Сколько россиян станут жертвами дипфейков в 2025 году? (2965)
- Почему геймблеры выбирают Слотозал казино (930)
- Охотники на Троллей в казино Вулкан 24 (882)
- Особенности слота Big Ghoulies в казино Gmslots Deluxe (846)


