Какие изменения произошли в 2023 в индустрии рекламы?
Январь 2024

ТВ
Домашнее телесмотрение снизилось на 9% в 2023 г. в сравнении с прошлым годом, согласно данным Mediascope. Дачное телесмотрение упало на 6% год к году.
Потребление ТВ в целом постепенно снижается, заметный спад произошел в группах до 54 лет по охвату и во всех возрастных группах по времени. Охват в сутки упал на 2 п. п., по времени показатель сократился на 18 мин.
При этом многие каналы сохранили аудиторию, некоторым из них удалось нарастить. Каналы РЕН-ТВ, ТВЦ, ТНТ, «Соловьев Live» показали рост телесмотрения в 2023 г. к 2022 г.
Ведущими категориями рекламодателей на ТВ в 2023 г. стали экосистемы, ретейл, банки, фастфуд и фарма. «Сбер» второй год подряд остается лидером по объему рекламных рейтингов размещенной ТВ рекламы (TVR). Второе место в этом году занял «Яндекс», который находился на шестой позиции год назад. Тройку лидеров замыкает Ozon, в 2022 г. бренд занимал четвертое место.
Тренд на продвижение СТМ увеличился в 2023 г. Global Village («Пятерочка»), «Ашан» и Tuvio («Яндекс») стали лидерами по объему рейтингов среди СТМ-брендов на российском ТВ в 2023 г. Аналитики прогнозируют, что тренд роста, скорее всего, сохранится в 2024 г.
Наружная реклама
Количество рекламных поверхностей в наружной рекламе увеличилось на 6% по сравнению с аналогичным периодом 2022 г., согласно данным Mediascope, Admetrix и Brand Pulse. В прошлом году на 3,4 п. п. уменьшилась доля тех, кто видел рекламные щиты рядом с дорогой, на стендах и крышах зданий. Также увеличилась доля затрат на цифровую наружную рекламу — на 5 п. п.
«Сбер», «Яндекс» и Ozon стали лидерами рейтинга среди рекламодателей по бюджету, следует из оценки Group4Media на основе данных Mediascope. Суммарно на 86% выросли затраты топ-15 рекламодателей в 2023 г. к 2022-му. Ретейл и недвижимость стали лидерами среди категорий в наружной рекламе 2023 г.
Digital
Более 400 млрд руб. вложений в диджитал-рекламу отражено рекламодателями в ЕРИР с первого по третий квартал 2023 г., согласно данным Роскомнадзора. Лидерами в топе категорий рекламодателей по объему инвестиций в диджитал-рекламу стали ретейл и услуги связи и информации — 25 и 19% соответственно на основании подаваемой в ЕРИР отчетности в январе — сентябре 2023 г.
Пользователи активнее использовали мессенджеры в 2023 г. в сравнении с 2022 г., следует из данных Mediascope. Время, проведенное в этом канале, увеличилось на 2 п. п. При этом в соцсетях этот показатель упал на 4 п. п. в соцсетях. На 1 п. п. выросло время, проведенное в e-com.
Использование нейросетей для генерации изображений выросло на 5 п. п. в ноябре прошлого года в сравнении с августом, согласно данным «Яндекс Нейростат». Почти треть (31%) опрошенных россиян в возрасте 18–45 лет используют ИИ для этих целей. Столько же респондентов используют нейросети для генерации текста. Их количество увеличилось на 7 п. п. в ноябре к августу 2023 г.
Аудитория видеосайтов выросла на 3,7 млн с декабря 2022 по декабрь 2023 г. По данным Mediascope, месячный охват аудитории достиг 81%. В соцсетях контент пользуется наибольшим спросом. Вырос уровень востребованности видео в ленте и сториз, при этом внимание к личным сообщениям и новостному контенту упало. Лидерами рейтинга соцсетей по времени использования стали TikTok (68 мин в день), Likee (42 мин в день), VK (41 мин в день).
Ретейл-медиа
Согласно данным Digital Budget Markeplace лидерами по вложениям в ретейл-медиа во втором — четвертом кварталах 2023 г., помимо клиентов Group4Meida, стали Procter&Gamble, L’oreal, Unilever, Mia Cara на Wildberries. На Ozon в рекламу чаще всего вкладываются Kabrita, «Магистраль», Rendez-Vous, Nutrilon, Dr. Koffer. «Еаптека», Lego, Sokolov, Karcher стали лидерами на «Мегамаркете».
Инфлюенс-маркетинг
По данным Group4Media, ключевыми трендами в инфлюенс-маркетинге на 2024 г. станут кроссплатформенный контент, спорт (Олимпиада, Паралимпиада, Чемпионат Европы), эстетика натуральности (лайфстайл-контент), тщательно отбирать инфлюенсеров (быть в курсе повестки последних 1–3 недель до запуска), прозрачность и единые стандарты. Могут пригодиться и принципы From Roulette to Revenue для усиления эффекта от проведения мероприятий по продвижению.
Потребитель 2024
Потребители позитивно реагируют на изменения в ассортименте и названиях брендов. Почти половина респондентов заметили, что изменились названия некоторых известных производителей и торговых марок, а 44% опрошенных, что часть брендов пропала с полок. Около 41% заметили, что появились новые марки.
Около 55% опрошенных чувствуют себя уверенно или скорее уверенно при взгляде в будущее. Более 40% заявили, что они не уверены. Тем не менее удовлетворенность жизнью среди россиян выросла, хотя все еще находится в отрицательной зоне. В декабре 2023 г. «индекс удовлетворенности» составлял –5,14 балла против –27,15 балла в сентябре 2023 г.
Ранее итоги года представила OMD OM Group. Согласно данным группы, рекламный рынок в 2023 г. увеличился на 23%. Объем рынка составил 702 млрд руб. По итогам прошлого года бюджеты выросли во всех медиа, кроме прессы. ТВ лидирует по инвестициям среди офлайн-каналов, в онлайне рекламодатели вкладывают в перформанс-инструменты.
Рекламы, PR и Маркетинга вы можете ознакомиться
на страницах журнала "Практика Рекламы"



Июнь 2025 - ИсследованияМай 2025 - Исследования
- Какие тренды рынка онлайн-классифайдов отслеживались в 2024? (658)
- Какая онлайн-реклама плохо работает? (633)
- Как изменились ТОП-20 рекламодателей на ТВ (1211)
- Почему ужесточается контроль над маркетинговыми бюджетами? (1263)
- Как ВТБ попал в ТОП-3 рейтинга рекламодателей на ТВ? (1329)
- Сколько рекламы на майские праздники было у блогеров? (2071)
- Сколько тратят рекламодатели на рекламу на онлайн-платформах? (2053)
- Какие есть сценарии развития рекламного рынка в 2025? (2112)
- Как наблюдательность помогла McDonalds? (1883)
Апрель 2025 - Исследования
- Где россияне чаще замечают рекламу? (2344)
- Какие тренды наблюдаются в 2025 году при размещении рекламы в телеграм-каналах? (4101)
- Как за 2024 год в России вырос интернет-трафик? (2429)
- Как россияне относятся к русификации брендов? (1750)
- Где остановиться в Москве недорого - обзор бюджетных отелей (411)
- Какие приложения устанавливают россияне на свои смартфоны? (1790)
- Какие приложения используют онлайн-пользователи для покупки товаров beauty-сегмента? (5913)
- Почему Facebook и Google теряют свои позиции? (1817)
- Какую рекламу видит покупатель? (2363)
- Как увеличить продажи на маркетплейсах? (2128)
- Сколько россиян станут жертвами дипфейков в 2025 году? (2176)
Март 2025 - Исследования
- Как покупают товары на маркетплейсах? (2498)
- Сколько в России зарабатывают на развлечениях? (2697)
- Сколько в 2025 уже потратили на баннерное продвижение на маркетплейсах? (6871)
- Сколько слушателей замечают радиорекламу? (2487)
- Промокод Talentsy и обучение Frontend разработке для удобного старта карьеры (1108)
- Как продвигать свой продукт в регионах? (2043)
- Скоро на Бали станет больше развлечений (24)
- Какие преимущества и недостатки есть у click-out-рекламы? (1988)
- Почему стоит казино Вулкан скачать на свой смартфон (28)
- Какие компьютерные игры попали в ТОП-3 у детей? (2002)
- Истории Бабы Яги в Он Икс казино (26)
- Какими темпами растет рынок рекламы на маркетплейсах? (1833)
- Почему «Сбер» уменьшил объем рекламы на телевидении? (1642)
- Почему собственные торговые марки ретейлеров набирают популярность? (2119)
- Как влияет русификация названия товара на продажи? (1557)
- Сможет ли остров Невис стать конкурентом Кюрасао? (70)
- Стрит-флеш в покере Pai Gow (78)
- Какие перспективы у индустрии онлайн-казино в США? (64)
- В Японии увеличится количество курортов-казино (64)
- Как россияне узнают о киноновинках? (1855)
- Сколько можно выиграть в Wheel of Fortune? (252)
- Какой инструмент в рекламе сохранил свою эффективность и в 2024? (2039)
Февраль 2025 - Исследования
- Какие подарки на 23 Февраля и 8 Марта стали самыми популярными в 2025? (6582)
- Почему рекламный рынок в 2024 году не оправдал надежд экспертов? (1943)
- Крупнейшие апрельские выигрыши в слот-машинах компании IGT (108)
- Как избежать типичной ошибки начинающих предпринимателей? (1955)
- Как бренды влияют на эмоции и настроение? (1859)
- Как влияет реклама банков на россиян? (1908)
- Что думают в Wildberries & Russ о рынке ретейл-медиа? (2096)
- Как повлияет возвращение иностранных брендов на рекламный рынок России? (5206)
- Кто и как делает онлайн-покупки? (2078)
- Как изменился рекламный рынок в 2024 году? (2355)
- Как замедление работы YouTube сказалось на объеме рекламы? (2293)
- Как мы относимся к рекламе у блогеров? (2222)
- Сколько в России рекламных поверхностей? (2118)
- Что ждет геймблеров в Diamond Mines? (154)
- Для чего полезны маркетплейсы? (2363)
- Где предпочитают размещать рекламу российские бизнесмены? (2121)
- Как теряется доверие женщин к бренду? (1875)
- Как подготовиться к сдаче ЕГЭ по информатике (479)
- Сколько селлеров разочаровались в маркетплейсах? (2016)
- Как устроен вебкам-бизнес (349)
- Серебристый олень в 7k казино (152)
Январь 2025 - Исследования
- Каковы перспективы рекламы на Smart TV? (2054)
- Почему стало меньше пользователей соцсетей и зрителей телевидения? (1969)
- Какую сумму штрафов за нарушение рекламного законодательства заплатили в 2024? (3501)
- Двойная порция фруктов в Вулкан казино (201)
- Кто продвигает Samsung в России? (1882)
- Как выросли рекламные бюджеты букмекеров? (1762)
- Весовое оборудование для склада: руководство по выбору от экспертов отрасли | 2025 (714)
- Весовое оборудование для склада: руководство по выбору от экспертов отрасли | 2025 (459)
- Сколько стоит в России доменное имя? (1278)
- Ответственная игра в онлайн казино: как сохранить контроль (502)
- Как увеличились рекламные расходы банков в 2024? (793)
- Сколько потратили в 2024 на нативную рекламу в «VK Видео»? (1212)
- Официальный сайт Пинко казино — обзор функций и возможностей (356)
- Где встречаются с рекламой платежных систем любители спорта? (674)
- Доля промо в российской рознице опустилась ниже 40% (710)
- Самые популярные и комфортные размеры диванов (456)
- Как пополнить счет в Pinco casino с помощью криптовалюты: обзор (404)
- Как в России покупают продукты? (694)
- Какие семьи показывают в рекламе? (758)
- Что обеспечивает процветание онлайн-казино Адмирал 777? (242)
- С чего начать обучение на военного психолога? (2587)
- Путешествие в Изумрудный город в Пин Ап казино (202)
- Кого в Таиланде пустят в казино? (264)
- Как изменился рейтинг 500 мировых брендов за 2024 год? (737)
- Какой результат принесла рекламная активность брендов на Новый год? (3716)
- Какие соцсети в США выиграли от запрета TikTok? (711)
- Сколько в 2024 на маркетплейсах было потрачено на баннерную рекламу? (708)
- Как Caesars Entertainment разделит свой бизнес? (256)
- Слоты о спорте в онлайн-казино Vulcan Deluxe (216)
- Сколько тратят на рекламу в Телеграме в категории Образование? (703)
- Королева Зима в онлайн-казино Максбет (261)
- Особенности игры в казино Вулкан онлайн (215)
- Какая соцсеть стала заменой YouTube россиянам? (636)
- Мечты об отпуске в Адмирал казино (243)
- Какие глобальные тренды ждут рекламный рынок в 2025-2027 годах? (1260)
- Сколько заработали казино и букмекерские конторы США в 2024? (201)
- Booming Games анонсировал выход нового видеослота (261)
- Онлайн-рулетка с эффектом полного погружения (235)
- От каких слов следует отказаться на переговорах? (605)
- Как выбрать своего фаворита при ставках на гонки MotoGP в БК Pin-Up? (680)
- Что есть в слоте Ancient Island Megaways? (257)