Какие изменения произошли в 2023 в индустрии рекламы?
Январь 2024

ТВ
Домашнее телесмотрение снизилось на 9% в 2023 г. в сравнении с прошлым годом, согласно данным Mediascope. Дачное телесмотрение упало на 6% год к году.
Потребление ТВ в целом постепенно снижается, заметный спад произошел в группах до 54 лет по охвату и во всех возрастных группах по времени. Охват в сутки упал на 2 п. п., по времени показатель сократился на 18 мин.
При этом многие каналы сохранили аудиторию, некоторым из них удалось нарастить. Каналы РЕН-ТВ, ТВЦ, ТНТ, «Соловьев Live» показали рост телесмотрения в 2023 г. к 2022 г.
Ведущими категориями рекламодателей на ТВ в 2023 г. стали экосистемы, ретейл, банки, фастфуд и фарма. «Сбер» второй год подряд остается лидером по объему рекламных рейтингов размещенной ТВ рекламы (TVR). Второе место в этом году занял «Яндекс», который находился на шестой позиции год назад. Тройку лидеров замыкает Ozon, в 2022 г. бренд занимал четвертое место.
Тренд на продвижение СТМ увеличился в 2023 г. Global Village («Пятерочка»), «Ашан» и Tuvio («Яндекс») стали лидерами по объему рейтингов среди СТМ-брендов на российском ТВ в 2023 г. Аналитики прогнозируют, что тренд роста, скорее всего, сохранится в 2024 г.
Наружная реклама
Количество рекламных поверхностей в наружной рекламе увеличилось на 6% по сравнению с аналогичным периодом 2022 г., согласно данным Mediascope, Admetrix и Brand Pulse. В прошлом году на 3,4 п. п. уменьшилась доля тех, кто видел рекламные щиты рядом с дорогой, на стендах и крышах зданий. Также увеличилась доля затрат на цифровую наружную рекламу — на 5 п. п.
«Сбер», «Яндекс» и Ozon стали лидерами рейтинга среди рекламодателей по бюджету, следует из оценки Group4Media на основе данных Mediascope. Суммарно на 86% выросли затраты топ-15 рекламодателей в 2023 г. к 2022-му. Ретейл и недвижимость стали лидерами среди категорий в наружной рекламе 2023 г.
Digital
Более 400 млрд руб. вложений в диджитал-рекламу отражено рекламодателями в ЕРИР с первого по третий квартал 2023 г., согласно данным Роскомнадзора. Лидерами в топе категорий рекламодателей по объему инвестиций в диджитал-рекламу стали ретейл и услуги связи и информации — 25 и 19% соответственно на основании подаваемой в ЕРИР отчетности в январе — сентябре 2023 г.
Пользователи активнее использовали мессенджеры в 2023 г. в сравнении с 2022 г., следует из данных Mediascope. Время, проведенное в этом канале, увеличилось на 2 п. п. При этом в соцсетях этот показатель упал на 4 п. п. в соцсетях. На 1 п. п. выросло время, проведенное в e-com.
Использование нейросетей для генерации изображений выросло на 5 п. п. в ноябре прошлого года в сравнении с августом, согласно данным «Яндекс Нейростат». Почти треть (31%) опрошенных россиян в возрасте 18–45 лет используют ИИ для этих целей. Столько же респондентов используют нейросети для генерации текста. Их количество увеличилось на 7 п. п. в ноябре к августу 2023 г.
Аудитория видеосайтов выросла на 3,7 млн с декабря 2022 по декабрь 2023 г. По данным Mediascope, месячный охват аудитории достиг 81%. В соцсетях контент пользуется наибольшим спросом. Вырос уровень востребованности видео в ленте и сториз, при этом внимание к личным сообщениям и новостному контенту упало. Лидерами рейтинга соцсетей по времени использования стали TikTok (68 мин в день), Likee (42 мин в день), VK (41 мин в день).
Ретейл-медиа
Согласно данным Digital Budget Markeplace лидерами по вложениям в ретейл-медиа во втором — четвертом кварталах 2023 г., помимо клиентов Group4Meida, стали Procter&Gamble, L’oreal, Unilever, Mia Cara на Wildberries. На Ozon в рекламу чаще всего вкладываются Kabrita, «Магистраль», Rendez-Vous, Nutrilon, Dr. Koffer. «Еаптека», Lego, Sokolov, Karcher стали лидерами на «Мегамаркете».
Инфлюенс-маркетинг
По данным Group4Media, ключевыми трендами в инфлюенс-маркетинге на 2024 г. станут кроссплатформенный контент, спорт (Олимпиада, Паралимпиада, Чемпионат Европы), эстетика натуральности (лайфстайл-контент), тщательно отбирать инфлюенсеров (быть в курсе повестки последних 1–3 недель до запуска), прозрачность и единые стандарты. Могут пригодиться и принципы From Roulette to Revenue для усиления эффекта от проведения мероприятий по продвижению.
Потребитель 2024
Потребители позитивно реагируют на изменения в ассортименте и названиях брендов. Почти половина респондентов заметили, что изменились названия некоторых известных производителей и торговых марок, а 44% опрошенных, что часть брендов пропала с полок. Около 41% заметили, что появились новые марки.
Около 55% опрошенных чувствуют себя уверенно или скорее уверенно при взгляде в будущее. Более 40% заявили, что они не уверены. Тем не менее удовлетворенность жизнью среди россиян выросла, хотя все еще находится в отрицательной зоне. В декабре 2023 г. «индекс удовлетворенности» составлял –5,14 балла против –27,15 балла в сентябре 2023 г.
Ранее итоги года представила OMD OM Group. Согласно данным группы, рекламный рынок в 2023 г. увеличился на 23%. Объем рынка составил 702 млрд руб. По итогам прошлого года бюджеты выросли во всех медиа, кроме прессы. ТВ лидирует по инвестициям среди офлайн-каналов, в онлайне рекламодатели вкладывают в перформанс-инструменты.
Рекламы, PR и Маркетинга вы можете ознакомиться
на страницах журнала "Практика Рекламы"










Сентябрь 2025 - ИсследованияАвгуст 2025 - Исследования
- Как рекламодателю выбрать эффективного инфлюенсера? (529)
- Кто, почему и как покупает одежду в онлайн-магазинах? (712)
- Что ждет российский рынок ТВ-рекламы? (685)
Июль 2025 - Исследования
- Каковы перспективы TikTok как рекламной площадки? (1273)
- Как питаются российские школьники? (1051)
- Как люди относятся к рекламе в кинотеатрах? (1095)
- Насколько популярны чат-боты с искусственным интеллектом? (1225)
- Каков в России индекс доверия рекламе? (1418)
- Сколько покупателей верят в честность скидок? (1440)
- Банкротство: отзывы физических лиц прошедших процедуру (288)
- Какая реклама лучше работает в «Телеграм»? (1509)
- Насколько россияне привыкли к интернет-рекламе? (2029)
- Как россияне делают онлайн-покупки? (2019)
- Как бренду быстро повысить лояльность клиентов? (2252)
Июнь 2025 - Исследования
- Кто такой селлер маркетплейса? (2478)
- Как мини-игры влияют на покупки россиян? (2358)
- Как выбрать Amazfit - подробное руководство по умным часам (903)
- Как онлайн-магазину не разориться на продаже одежды и обуви? (2403)
- На кого влияет таргетированная реклама? (2401)
- Что ценят россияне в рекламе от искусственного интеллекта? (2166)
- Сколько россиян будут доверять СМИ с искусственным интеллектом? (2403)
- Как рассчитать формулу внимания потребителя? (1907)
- Сколько потратили бренды на продвижение в спортивном контенте? (2378)
- Как потребители воспринимают ИИ-рекламу? (2350)
- Обучение на клинического психолога и повышение квалификации по арт-терапии (786)
- Преимущества франчайзи: почему выгодно открывать бар по франшизе (1139)
- Le Bandit в Вулкан онлайн казино (140)
- Как меняется поведение молодежи в Интернете? (2769)
- Как молодежь тратит свое свободное время? (2637)
Май 2025 - Исследования
- Какие тренды рынка онлайн-классифайдов отслеживались в 2024? (3012)
- Какая онлайн-реклама плохо работает? (3007)
- Как изменились ТОП-20 рекламодателей на ТВ (2870)
- Почему ужесточается контроль над маркетинговыми бюджетами? (2097)
- Как ВТБ попал в ТОП-3 рейтинга рекламодателей на ТВ? (2064)
- Как научиться играть в покер (498)
- Сколько рекламы на майские праздники было у блогеров? (2657)
- Сколько тратят рекламодатели на рекламу на онлайн-платформах? (2576)
- Какие есть сценарии развития рекламного рынка в 2025? (2647)
- Как наблюдательность помогла McDonalds? (2367)
Апрель 2025 - Исследования
- Где россияне чаще замечают рекламу? (2848)
- Какие тренды наблюдаются в 2025 году при размещении рекламы в телеграм-каналах? (4658)
- Как за 2024 год в России вырос интернет-трафик? (2983)
- Как россияне относятся к русификации брендов? (2297)
- Где остановиться в Москве недорого - обзор бюджетных отелей (932)
- Какие приложения устанавливают россияне на свои смартфоны? (2211)
- Какие приложения используют онлайн-пользователи для покупки товаров beauty-сегмента? (7399)
- Почему Facebook и Google теряют свои позиции? (2216)
- Пиратская карта в онлайн казино ПинАп (421)
- Какую рекламу видит покупатель? (2848)
- Как увеличить продажи на маркетплейсах? (2599)
- Охотник за сокровищами в Рояль казино (452)
- Сколько россиян станут жертвами дипфейков в 2025 году? (2624)
- Почему геймблеры выбирают Слотозал казино (509)
- Охотники на Троллей в казино Вулкан 24 (457)
- Особенности слота Big Ghoulies в казино Gmslots Deluxe (478)
- Как покупают товары на маркетплейсах? (2906)
- Игровые аппараты в онлайн казино Vulkan 24 (491)
- Сколько в России зарабатывают на развлечениях? (3116)
- Иллюзионист в онлайн-казино Гаминатор Делюкс (457)
- Сколько в 2025 уже потратили на баннерное продвижение на маркетплейсах? (7325)
- Сколько слушателей замечают радиорекламу? (2911)
- Какие возможности предоставляет геймблерам официальный сайт Martin casino (530)
- Промокод Talentsy и обучение Frontend разработке для удобного старта карьеры (1610)
- Как продвигать свой продукт в регионах? (2417)
- Скоро на Бали станет больше развлечений (464)
- Какие преимущества и недостатки есть у click-out-рекламы? (2390)
- Почему стоит казино Вулкан скачать на свой смартфон (476)
- Какие компьютерные игры попали в ТОП-3 у детей? (2362)
- Сказочные приключения со сказочными выигрышами в Он Икс казино (484)
- Какими темпами растет рынок рекламы на маркетплейсах? (2180)
- Почему «Сбер» уменьшил объем рекламы на телевидении? (2026)
- Почему собственные торговые марки ретейлеров набирают популярность? (2518)
- Как влияет русификация названия товара на продажи? (1990)
- Сможет ли остров Невис стать конкурентом Кюрасао? (521)
- Стрит-флеш в покере Pai Gow (510)
- Какие перспективы у индустрии онлайн-казино в США? (491)
- В Японии увеличится количество курортов-казино (504)
- Как россияне узнают о киноновинках? (2279)
- Сколько можно выиграть в Wheel of Fortune? (683)
- Какой инструмент в рекламе сохранил свою эффективность и в 2024? (2449)