Торговля аудиокнигами ежегодно растет на 30%
Ноябрь 2007

Объем российского книжного рынка оценивается более чем в 2 млрд долларов. Несмотря на огромный ассортимент (в 2006г. было выпущено 102 тысячи наименований), совокупные тиражи книг последние 5 лет резко сокращаются.
При этом в среднем книги ежегодно дорожают на 20%. Но рынок не может без конца прибегать к повышению цен, и эксперты прогнозируют падение объемов книжной торговли с 2008г. Тем временем, пока классическая книга переживает не лучшие времена, развивается торговля аудиокнигами с ежегодными темпами в 30%.
"Оценка рынка печатной книги в 2 млрд долларов сильно занижена, – не соглашается с общепринятыми данными по объемам рынка в эфире РБК-ТВ в программе "В фокусе" гендиректор консультационной компании "Дымшиц и партнеры" Михаил Дымшиц. – В 2007г. объем книжного рынка составит 6,5-7 млрд долларов. Но даже такие цифры не должны никого вводить в заблуждение, так как в 2007г. объем книжного рынка упадет. Потому что люди читают все меньше и меньше".
Похоже, производители аудиокниг считают, что граждане просто не успевают читать. Оглядываясь на успех рынка аудиокниг в США (20% книжного рынка), генпродюсер компании "Эксмо-Сидиком" Кирилл Красильников сообщает: "Наш рынок молодой. Задел для роста велик: рынок растет в целом на 30% в год, и в 2007г. он должен собрать по России 18 млн долларов".
То есть в лучшем случае доля аудиокниг составит 0,9% книжного рынка. Но откуда берется уверенность, что в РФ аудиокниги станут так же популярны, как в Америке?
В странах ЕС рынок аудиокниг остановился в росте, набрав 2,5% книжного рынка. "Формат слушания сегодня переживает очередной цикл моды. Подобное случается каждые 15-20 лет", – подчеркивает М.Дымшиц.
Причем в последнее время популярность аудиокниг едва ли не напрямую связана с бурными темпами автомобилизации, являясь, скорее, веянием моды - ведь нельзя слушать аудиокниги бесконечно. С другой стороны, эксперты-оптимисты указывают такие формы аудиослушания помимо автомобильного, как слушание в mp3-плеере или домашнее слушание. Они связывают надежды и с появлением новых продуктов на рынке аудиокниг: учебных пособий и мультимедийных аудиогидов (помимо детской или взрослой литературы).
"Весной мы проводили небольшое социологическое исследование, и выяснили, что слушание в машине занимает всего лишь 20% потребления, остальные слушают дома, – говорит К.Красильников. – Или число аудиалов велико, или это очень модно". "Или исследование некорректно, – добавляет М.Дымшиц. – Некорректно поставлен вопрос: одно дело, где вы слышали, и другое – где вы слушаете. Понятно, что автомобилистов меньше, чем пешеходов, но слушают аудиокниги, главным образом, автомобилисты.
Большой вопрос вызывает и качество аудиокниг, замечает руководитель группы маркетинга по образовательным проектам фирмы "1С" Игорь Кузора. Помимо 30 крупных игроков (издателей и разработчиков) на рынке орудует немало пиратов. И спасением от контрафакта может послужить только сетевая дистрибуция. По словам эксперта, продажи через сети "1С-мультимедиа" примерно такие же, как и через книжные магазины. Средний тираж книги, выгодный для разработчика, – порядка 500 экземпляров, 1000 – для издателя.
Как бы то ни было, аудиокнига вполне сможет отвоевать 20% книжного рынка в РФ при условии значительного сокращения рынка печатной книги. В ближайшие 3-5 лет цены на традиционные книги в стране достигнут европейского уровня – в 8-15 евро за экземпляр, не скрывают издатели. Но ведь также и не секрет, что покупательная способность граждан РФ в несколько раз ниже этой способности у граждан ЕС и США: все чаще книготорговцы и эксперты говорят об обвале книжного рынка. Издатели возражают, что им куда выгоднее печатать глянцевые журналы и рекламные буклеты.
"В случае с аудиокнигой, я думаю, она будет становиться массовой, - говорит К.Красильников. – Это во многом определят усилия маркетологов". И судя по всему, аудиокнига уже пошла в народ: на фоне нехватки книжных магазинов в регионах, там растут продажи аудиокниг. Если раньше, по словам экспертов, на Москву и Санкт-Петербург приходилось 80% продаж, сегодня - только 50. "Но аудиокнига - это всегда суррогат, – напоминает М.Дымшиц. – Ведь книга подразумевает активное участие человека в чтении. Хуже аудиокниги только телевизор".
/РБК/
Рекламы, PR и Маркетинга вы можете ознакомиться
на страницах журнала "Практика Рекламы"

Декабрь 2025 - ИсследованияНоябрь 2025 - Исследования
- Как часто искусственный интеллект упоминает бренды смартфонов? (175)
- Зачем бизнесу искусственный интеллект? (363)
- Что ждет социальные сети в 2026? (415)
- Как увеличить популярность канала в «Телеграме»? (415)
- ОСАГО при покупке подержанного авто: проверки перед оформлением (1502)
- Как в 2026 эффективно использовать инфлюенс-маркетинг? (518)
- Сколько можно заработать на донатах в «Вконтакте»? (706)
- Как бренду привлечь внимание 80-ти процентов покупателей? (745)
- Сколько было вложено в рекламу на e-commerce-площадках в 2025? (683)
- Сколько зрителей на Rutube? (744)
- Избавляет ли Smart TV зрителей от рекламы? (725)
- Каковы перспективы рекламного рынка в 2026? (816)
- Какие 9 трендов маркетинга нас ждут в 2026? (987)
- Топ-4 проектов бань из бруса 2026 года: планировки и цены под ключ (120)
Октябрь 2025 - Исследования
- Как студенты используют искусственный интеллект? (1265)
- Как московские застройщики борются со спадом продаж? (1263)
- Какие перспективы у нейросетей в России? (1277)
- Сколько в Instagram осталось рекламы российских компаний? (1436)
- Как блогерам не потерять своих читателей? (1463)
- Как определить подлинность смартфона iPhone (266)
- Сколько россиян используют нейросети для поиска в интернете? (1539)
- Как привлечь внимание поколения Z? (1550)
- Конверсия обращений в стоматологической практике: системный подход к работе регистратуры (189)
- Сколько в 2025 VK заработал на рекламе? (1667)
- Как при помощи футбола увеличить узнаваемость бренда? (1496)
- Сколько рекламных агентств зарабатывают на искусственном интеллекте? (4832)
- Гид по упаковочным материалам: как создать эффективную систему на складе (326)
- Сколько зрителей доверяют ТВ-рекламе? (1359)
- Турникеты: виды, принцип работы и выбор для бизнеса. Полный гид (325)
- Как меняется доля интерактивной рекламы в маркетинговых бюджетах? (1493)
- Репутация сантехника в интернете: как негативные отзывы влияют на клиентов и медийный охват (326)
Сентябрь 2025 - Исследования
- Как определить видеоконтент, сгенерированный нейросетью? (1785)
- Как нейросети влияют на интернет-рекламу? (1499)
- Сколько денег в 2026 потратят на рекламу в «Телеграме»? (1428)
- Недорогие квартиры в Москве на вторичном рынке (515)
- Образование без границ: преимущества частной школы с британскими традициями (401)
- Сколько средств в наших компаниях тратится на Customer Data Platform? (4058)
- За что полюбили «Телеграм» продуктовые ретейлеры? (1619)
- Кто самый заметный в e-commerce? (1486)
- По данным исследований рынка, доля регулярных клиентов среди всех заказчиков клининговых услуг в Краснодар выросла на 25-30% за последний год. Особенно активно этот тренд развивается в крупных городах, где высокий темп жизни и дефицит времени (622)
- Что такое липучесть бренда? (1603)
- Как распределяются доходы российского медийного рынка? (1626)
- Презентационный ролик для бизнеса: примеры применения и реальные выгоды (664)
- Какие перспективы у блогеров в возрасте? (1512)
- Купить готовый бизнес в Москве: ЧОП, СРО и не только - как не прогадать? (599)
- Сколько блогеров продолжают размещать рекламу в Instagram? (1809)
- Слава Вестсайда в On-X casino (108)
Август 2025 - Исследования
- Встречайте: Spinto casino! (128)
- Почему резко выросло число платных подписок в «Телеграме»? (2059)
- Как россияне ищут в Интернете товары? (1668)
- Какую пиратскую историю предлагает в казино Максбет официальный сайт (114)
- Новостройки Москвы: квартиры по ценам от застройщика (602)
- Почему стремительно растет Retail Media? (2019)
- Как при помощи рекламы создать лояльного покупателя? (2033)
- Насколько оправдываются прогнозы динамики рекламного рынка? (1706)
- Насколько мы доверяем рекламе? (1735)
- Как меняются объемы рекламы в соцсетях? (1559)
- В Объединенных Арабских Эмиратах состоялся первый розыгрыш национальной лотереи (141)
- Как рекламодателю выбрать эффективного инфлюенсера? (2583)
- Что делать после покупки квартиры на вторичном рынке (1272)
- Как выбрать яхту новичку в 2025: Полное руководство от покупки до первого плавания (2138)
- Ультра-свежесть в 7к казино (122)
- Как купить квартиру на вторичном рынке без посредников (974)
- Кто, почему и как покупает одежду в онлайн-магазинах? (2212)
- Что ждет российский рынок ТВ-рекламы? (2167)
- Почему девушки выбирают The Flex - спортзал в Москве (1013)
Июль 2025 - Исследования
- Каковы перспективы TikTok как рекламной площадки? (2193)
- Как питаются российские школьники? (1916)
- Как люди относятся к рекламе в кинотеатрах? (1937)
- Как в казино Вулкан играть в Сокровища форели (233)
- Австралиец выиграл многомиллионный джекпот в лотерее Oz Lotto (177)
- Насколько популярны чат-боты с искусственным интеллектом? (2093)
- Каков в России индекс доверия рекламе? (2233)
- Сколько покупателей верят в честность скидок? (2235)
- Банкротство: отзывы физических лиц прошедших процедуру (1100)
- Можно ли стать профессионалом в индустрии азарта? (362)
- Где узнать стоимость Toncoin? (466)
- Какая реклама лучше работает в «Телеграм»? (2282)
- Насколько россияне привыкли к интернет-рекламе? (2781)
- Как россияне делают онлайн-покупки? (2837)
- Как лотереи в России преумножают свою популярность (347)
- BGaming - лучший разработчик слотов года по версии SBC Awards 2025 (891)
- Как бренду быстро повысить лояльность клиентов? (2983)
- Кто такой селлер маркетплейса? (3074)
- Как мини-игры влияют на покупки россиян? (3051)
- Как выбрать Amazfit - подробное руководство по умным часам (1586)
- Как онлайн-магазину не разориться на продаже одежды и обуви? (3000)
- На кого влияет таргетированная реклама? (3090)
- Что ценят россияне в рекламе от искусственного интеллекта? (2881)
- Удача Тигра в клубе Вулкан (357)
- Сколько россиян будут доверять СМИ с искусственным интеллектом? (3030)
- Как рассчитать формулу внимания потребителя? (2638)
- Сколько потратили бренды на продвижение в спортивном контенте? (2979)
- Как потребители воспринимают ИИ-рекламу? (3038)
- Обучение на клинического психолога и повышение квалификации по арт-терапии (1423)
- Клуб Вулкан предлагает поиски Древних Сокровищ (630)
- Преимущества франчайзи: почему выгодно открывать бар по франшизе (1804)
- Le Bandit в Вулкан онлайн казино (941)
- Как меняется поведение молодежи в Интернете? (3327)
- Как молодежь тратит свое свободное время? (3194)


