В кинозалах стало больше пустых мест
Август 2012

Одновременно с ростом проникновения Интернета посещаемость кинотеатров в России в 2011 году перестала расти. Но российские прокатчики сумели и с меньшей аудиторией увеличить кассу на 12%. Сохранить четвертое место в Европе отечественный прокат смог только за счет удорожания билетов. Участники рынка винят в низком спросе демографическую яму среди зрителей 16—25 лет.
Такие цифры озвучили исследователи Romir Movie Research, подводя итоги 2011 прокатного года. В компании подсчитали, что суммарно зарубежные и отечественные фильмы собрали в кинозалах 35,2 млрд руб. и прибавили 12,1% по отношению к 2010 году. Из общей кассы 20,6% (против 16% в 2010 году), или 6,15 млрд руб., пришлось на долю отечественного проката. Однако позитивная динамика кассовых сборов в России объясняется только увеличением цены за билет, сетуют аналитики. Посещаемость кинотеатров в 2011 году впервые за историю наблюдений практически прекратила расти. «Если предыдущие наши ежегодники подтверждали рост посещаемости кинотеатров и вопрос состоял только в том, насколько этот рост является интенсивным, то сейчас вопросы состоят совершенно в другом: очевидно, что тенденция роста кинопоказа приостановилась», — отмечает управляющий партнер Romir Movie Research Олег Иванов. В 2011 году российский рынок кинопроката удержал четвертое место в Европе и девятое в мире. Место удалось сохранить опять-таки только за счет роста средней цены билета: с 185 до 207 руб.
При этом посетителей кинозалов почти не прибавилось — рост в 2011 году составил всего 0,6% по отношению к 2010 году. За всю историю подсчетов предыдущий минимум по зрителям был зафиксирован в 2006 году — тогда залы прибавили 2,8% аудитории. «По оптимистичному сценарию российский кинопрокат преодолеет стремительный спуск на дно, но произойти это может только за счет разрабатываемой государством стратегии поддержки отрасли», — комментирует г-н Иванов. Он обращает внимание, что в господдержке нуждается и отраслевая инфраструктура.
Интересно, что сборы отечественных фильмов прибавили 20,6% по сборам только за счет нескольких картин. Почти половина доходов от них пришлась всего на два фильма — «Высоцкий. Спасибо, что живой» и «Ёлки-2» (46%). Безусловным российским лидером стал фильм «Высоцкий. Спасибо, что живой», который собрал 868,2 млн руб. и на 24% превысил отечественный рекорд 2010 года — фильм «Ёлки» (699,6 млн руб.), отмечают в Romir Movie Research.
«Средняя цена билета выросла не только за счет низкой посещаемости, на нее повлияло открытие залов с дорогостоящими технологиями 3D и IMAX», — убеждает генеральный директор кинокомпании «Каро Премьер» Алексей Рязанцев. Проникновение Интернета, по его мнению, незначительно отражается на доходах прокатчиков и киносетей. «В генетической памяти советского человека слишком сильна привычка к такому демократическому виду досуга, как кино», — уверяет он. Проблема скорее в инфраструктуре: в городах, где больше полумиллиона жителей, рынок перенасыщен, и открытие кинозалов уже не ведет к пропорциональному росту аудитории, поясняет г-н Рязанцев. «В то же время многие города с населением меньше 500 тыс. не располагают большими развлекательными и торговыми центрами для открытия кинотеатров, и спрос остается неудовлетворенным», — сетует он.
Генеральный директор «Синема Парк» Сергей Китин большую роль отводит художественной ценности кинопродуктов, которая напрямую влияет на посещаемость. «Продолжая тенденцию прошлого года, в первой половине 2012 года посещаемость кинотеатров просела на 4%. Хотя в нашей сети она даже прибавила те же 4% за счет более комфортных условий и хорошего оборудования», — делится г-н Китин. На общем негативном тренде сказалась и демографическая яма в целевой аудитории кинотеатров 16—25 лет, добавляет участник рынка. Он соглашается с главой «Каро Премьер», что Интернет пока не отнимает зрителей у кинотеатров: «Исследования показали, что интернет-аудитория является активным посетителем кинотеатров, она использует все способы просмотра кино — в онлайн и на большом экране. /РБК daily/
Рекламы, PR и Маркетинга вы можете ознакомиться
на страницах журнала "Практика Рекламы"






Июнь 2025 - ИсследованияМай 2025 - Исследования
- Как изменились ТОП-20 рекламодателей на ТВ (266)
- Почему ужесточается контроль над маркетинговыми бюджетами? (377)
- Как ВТБ попал в ТОП-3 рейтинга рекламодателей на ТВ? (478)
- Сколько рекламы на майские праздники было у блогеров? (1729)
- Сколько тратят рекламодатели на рекламу на онлайн-платформах? (1810)
- Какие есть сценарии развития рекламного рынка в 2025? (1856)
- Как наблюдательность помогла McDonalds? (1844)
Апрель 2025 - Исследования
- Где россияне чаще замечают рекламу? (2301)
- Какие тренды наблюдаются в 2025 году при размещении рекламы в телеграм-каналах? (4050)
- Как за 2024 год в России вырос интернет-трафик? (2373)
- Как россияне относятся к русификации брендов? (1700)
- Где остановиться в Москве недорого - обзор бюджетных отелей (378)
- Какие приложения устанавливают россияне на свои смартфоны? (1763)
- Какие приложения используют онлайн-пользователи для покупки товаров beauty-сегмента? (5625)
- Почему Facebook и Google теряют свои позиции? (1783)
- Какую рекламу видит покупатель? (2314)
- Как увеличить продажи на маркетплейсах? (2072)
- Сколько россиян станут жертвами дипфейков в 2025 году? (2135)
Март 2025 - Исследования
- Как покупают товары на маркетплейсах? (2457)
- Сколько в России зарабатывают на развлечениях? (2653)
- Сколько в 2025 уже потратили на баннерное продвижение на маркетплейсах? (6828)
- Сколько слушателей замечают радиорекламу? (2450)
- Промокод Talentsy и обучение Frontend разработке для удобного старта карьеры (1089)
- Как продвигать свой продукт в регионах? (2014)
- Какие преимущества и недостатки есть у click-out-рекламы? (1955)
- Какие компьютерные игры попали в ТОП-3 у детей? (1983)
- Какими темпами растет рынок рекламы на маркетплейсах? (1819)
- Почему «Сбер» уменьшил объем рекламы на телевидении? (1618)
- Почему собственные торговые марки ретейлеров набирают популярность? (2100)
- Как влияет русификация названия товара на продажи? (1540)
- Сможет ли остров Невис стать конкурентом Кюрасао? (47)
- Стрит-флеш в покере Pai Gow (55)
- Какие перспективы у индустрии онлайн-казино в США? (38)
- В Японии увеличится количество курортов-казино (42)
- Как россияне узнают о киноновинках? (1833)
- Сколько можно выиграть в Wheel of Fortune? (235)
- Какой инструмент в рекламе сохранил свою эффективность и в 2024? (2020)
Февраль 2025 - Исследования
- Какие подарки на 23 Февраля и 8 Марта стали самыми популярными в 2025? (5831)
- Почему рекламный рынок в 2024 году не оправдал надежд экспертов? (1907)
- Крупнейшие апрельские выигрыши в слот-машинах компании IGT (102)
- Как избежать типичной ошибки начинающих предпринимателей? (1931)
- Как бренды влияют на эмоции и настроение? (1843)
- Как влияет реклама банков на россиян? (1887)
- Что думают в Wildberries & Russ о рынке ретейл-медиа? (2081)
- Как повлияет возвращение иностранных брендов на рекламный рынок России? (5178)
- Кто и как делает онлайн-покупки? (2030)
- Как изменился рекламный рынок в 2024 году? (2323)
- Как замедление работы YouTube сказалось на объеме рекламы? (2274)
- Как мы относимся к рекламе у блогеров? (2209)
- Сколько в России рекламных поверхностей? (2092)
- Что ждет геймблеров в Diamond Mines? (130)
- Для чего полезны маркетплейсы? (2331)
- Где предпочитают размещать рекламу российские бизнесмены? (2089)
- Как теряется доверие женщин к бренду? (1847)
- Как подготовиться к сдаче ЕГЭ по информатике (458)
- Сколько селлеров разочаровались в маркетплейсах? (1991)
- Как устроен вебкам-бизнес (325)
- Серебристый олень в 7k казино (130)
Январь 2025 - Исследования
- Каковы перспективы рекламы на Smart TV? (2037)
- Почему стало меньше пользователей соцсетей и зрителей телевидения? (1949)
- Какую сумму штрафов за нарушение рекламного законодательства заплатили в 2024? (3474)
- Двойная порция фруктов в Вулкан казино (175)
- Кто продвигает Samsung в России? (1866)
- Как выросли рекламные бюджеты букмекеров? (1753)
- Весовое оборудование для склада: руководство по выбору от экспертов отрасли | 2025 (691)
- Весовое оборудование для склада: руководство по выбору от экспертов отрасли | 2025 (455)
- Сколько стоит в России доменное имя? (1257)
- Ответственная игра в онлайн казино: как сохранить контроль (433)
- Как увеличились рекламные расходы банков в 2024? (781)
- Сколько потратили в 2024 на нативную рекламу в «VK Видео»? (1195)
- Официальный сайт Пинко казино — обзор функций и возможностей (317)
- Где встречаются с рекламой платежных систем любители спорта? (657)
- Доля промо в российской рознице опустилась ниже 40% (678)
- Самые популярные и комфортные размеры диванов (433)
- Как пополнить счет в Pinco casino с помощью криптовалюты: обзор (344)
- Как в России покупают продукты? (675)
- Какие семьи показывают в рекламе? (728)
- Что обеспечивает процветание онлайн-казино Адмирал 777? (215)
- С чего начать обучение на военного психолога? (2523)
- Путешествие в Изумрудный город в Пин Ап казино (183)
- Кого в Таиланде пустят в казино? (247)
- Как изменился рейтинг 500 мировых брендов за 2024 год? (715)
- Какой результат принесла рекламная активность брендов на Новый год? (3690)
- Какие соцсети в США выиграли от запрета TikTok? (687)
- Сколько в 2024 на маркетплейсах было потрачено на баннерную рекламу? (681)
- Как Caesars Entertainment разделит свой бизнес? (236)
- Слоты о спорте в онлайн-казино Vulcan Deluxe (199)
- Сколько тратят на рекламу в Телеграме в категории Образование? (689)
- Королева Зима в онлайн-казино Максбет (234)
- Особенности игры в казино Вулкан онлайн (198)
- Какая соцсеть стала заменой YouTube россиянам? (622)
- Мечты об отпуске в Адмирал казино (206)
- Какие глобальные тренды ждут рекламный рынок в 2025-2027 годах? (1227)
- Сколько заработали казино и букмекерские конторы США в 2024? (189)
- Booming Games анонсировал выход нового видеослота (244)
- Онлайн-рулетка с эффектом полного погружения (221)
- От каких слов следует отказаться на переговорах? (593)
- Как выбрать своего фаворита при ставках на гонки MotoGP в БК Pin-Up? (585)
- Что есть в слоте Ancient Island Megaways? (239)