Исследования
Рекламная Полиграфия
Новости рекламы

Мобильный контент надежд не оправдал

Октябрь 2005

Исследования - Мобильный контент надежд не оправдал

В прошлом году российские дилеры мобильных телефонов решили, что смогут заработать на продаже контента не хуже профессиональных контент-провайдеров, открыв точки продаж в салонах, через WAP-сайты и каталоги. Сегодня уже ясно, что этот неосновной бизнес больших доходов не приносит, пишет "Бизнес".

По данным аналитического отдела группы компаний Divizion, в 2005 году доля игр для мобильных телефонов возрастет с 6% до 10-12%, а доля рингтонов и логотипов будет постепенно снижаться. В "Евросети" "Бизнесу" сообщили, что продажи контента находятся в стадии стабильного роста, но также отметили снижение спроса на картинки, мелодии и игры.

"В последнее время лучше стали продаваться пакетные предложения: отправив один запрос, клиент получает доступ к тематическому WAP-катaлогу, а не одну единицу контента",- отмечает руководитель отдела по связям с общественностью "Евросети" Татьяна Гуляева.

Идействительно, если раньше в ТВ-рекламе контент-провайдер предлагал купить одну мелодию за $1, то сегодня за ту же сумму предлагается уже 1 тыс. единиц контента.

В Америке и Западной Европе сегодня активно развивается новое направление в мобильном контенте - так называемые рингбэки (ringback). Суть новинки в том, что абонент может установить на свой телефон любую мелодию вместо обычного тонового сигнала. Настоящий бум рингбэков пережили азиатские абоненты еще в 2002 году, а в мае этого года "новшество" появилось и на российском рынке. На выставке "Связь-Экспокомм-2005" услугу Ringback Melody (под брэндом "Гудок"), реализованную на платформе NEC, представил сотовый оператор МТС.

Теперь, чтобы установить индивидуальную мелодию, абоненту достаточно отправить SMS на специальный короткий номер или воспользоваться системой автоматического голосового меню. "Сегодня к этой услуге подключились всего несколько десятков тысяч абонентов, но со временем мы прогнозируем рост спроса,- сообщил "Бизнесу" руководитель службы по связям с общественностью МТС Павел Нефедов,- абоненты пока не привыкли слышать мелодию вместо гудка, и многих из них это просто пугает". В "Вымпелкоме" рингбэки пока еще тестируют на самарских абонентах, но планируют ввести услугу по всей сети в следующем году."Мы также ощущаем, что на рынке контента происходит стагнация, и это нас настораживает,- рассказала пресс-секретарь "Вымпелкома" Юлия Остроухова,- если раньше доля допуслуг составляла 15% в общих доходах, то сейчас она снизилась примерно на процент". О том, что операторы задумались над реструктуризацией своего дополнительного бизнеса, говорит и активное лоббирование нового вида услуг i-mode от МТС, и ставка "Вымпелкома" на "Хамелеон".

Компания планировала подключить к этой услуге 7 млн абонентов до конца года, а уже в сентябре ей пользуются 6,4 млн. В связи с чем неделю назад "Вымпелком" заказал 3 млн дополнительных лицензий, рассчитывая, что подписчиками "Хамелеона" до конца года станут уже 10 млн абонентов. Также повысить доходность от допуслуг компания планирует, развивая услугу "Мобильный локатор".

Мировая практика показывает, что традиционный мобильный контент в виде мелодий и картинок остается популярным. Просто этим услугам нужно придать новое звучание или вложить средства в уникальные разработки. Так, в Азии и на Западе рынок рингтонов буквально "взорвался" после появления знаменитого хита всех времен и народов Crazy Frog. И что характерно: в основе триумфального безумного лягушачьего шествия лежала именно мобильная мелодия Crazy Frog Axel, которая попала в сингл группы Coldplay.

После чего сумасшедшее оцифрованное животное буквально в одночасье заполонило британские чарты. Правда, сама мелодия Crazy Frog Axel не так уж и нова. Она основана на песенке, которую около 10 лет назад записал 17-летний швед Даниэль Малмедал, использовавший в качестве музыкального сопровождения завывающий на высоких оборотах мопед. Со времени своего появления "безумная жаба" принесла провайдерам более $20 млн - серьезная сумма даже при общем объеме мирового рынка контента в $9 млрд.

Настолько серьезная, что звукозаписывающие компании начали задумываться над тем, как тот или иной выпущенный ими хит будет звучать в качестве рингтона. Что уже само по себе является весьма любопытной тенденцией развития медиарынка. Больше того, появляются своего рода неофициальные "рейтинги" исполнителей, которые лучше звучат на мобильнике. Не исключено, что в будущемкачество мобильного звучания мелодии будет серьезно влиять на сумму контракта.

Между тем в России взаимодействие между записывающими компаниями и контент-провайдерами на таком уровне еще не налажено. Зато российские абоненты неплохо освоили бесплатное скачивание любимых мелодий через интернет, а самые продвинутые из них вообще занимаются самостоятельным изготовлением музыкальных "блюд". Занятие это весьма утомительное, но результат получается достойный - никогда не спутаешь звук своего мобильника со звонком соседа.

Мировые мобильные хиты обычно приходят в Россию через сеть, а лишь затем начинают продаваться провайдерами в качестве контента. Летом этого года в Россию пришла Crazy Frog и тоже сразу попала в первые строчки топ-10 самых популярных мобильных мелодий.

Хотя началось все опять-таки с "перетекания" лягушки из одного электронного почтового ящика в другой в виде клипа.

Данных о российских продажах "бешеной жабы" отдельно от мировых не существует, но о ее популярности напоминает каждый третий или четвертый мобильник на улице.

Хотя первые строчки отечественных мобильных хит-парадов чаще всего занимает контент местного разлива. Чаще всего это мелодии из кинофильмов или разговорные реалтоны со смешными фразами вместо музыки. Запомнился мобильный бум "Черного бумера", музыка из которого до сих пор звучит на улицах.

В том же ряду песня группы "Уматурман" из фильма "Ночной дозор" или созданный лидером группы Netslov Дэном Калашником саундтрек к "Антикиллеру".

По словам Татьяны Гуляевой из "Евросети", в последнее время особым спросом пользуются кинотоны (звуковые фрагменты фильмов). "Мы сделали ставку на классическое советское кино, и теперь получение SMS или сигнал будильника можно озвучить фразой из фильма",- говорит она.

Правда, первых мест в контентпарадах кинотоны пока не занимают. Сейчас в лидерах мобильных чартов- музыка к сериалу "Не родись красивой", а в первую пятерку входят саундтреки к сериалу "Солдаты" и фильму "Бандитский Петербург". Традиционным спросом пользуются техно-вариант заставки передачи "В мире животных", а также разного рода звуки и песни из мультфильмов. Правда, пока среди более чем 80-миллионной абонентской базы сотовых операторов пользователей GPRS чуть более 4,5 млн. Это самая продвинутая аудитория, довольно значительная часть которой привычно скачивает мобильный контент через интернет. Любопытно, что и с этим фактором аналитики связывают падение спроса на мелодии и картинки.

Пользователи, у многих из которых есть доступ в сеть хотя бы на работе или в вузе, просто научились обходить дорогостоящие сервисы и доставать "красоту" для своих мобильников через Глобальную сеть. //Анастасия Голицына/

7124
Читайте в рубрике "Исследования"
Октябрь 2021 - ИсследованияСентябрь 2021 - ИсследованияАвгуст 2021 - ИсследованияИюль 2021 - ИсследованияИюнь 2021 - ИсследованияМай 2021 - Исследования
Реклама на сайте:
журнал Практика Рекламы
Реклама на сайте:
0.34