Покупатель боится Private-labels
Ноябрь 2006

Россия стоит на пороге бума так называемых частных торговых марок, отмечают эксперты рынка. Каждый из нас их не раз видел – масло "Рамстор", яйца "Перекресток" и прочая "фирменная" снедь, которая, как правило, дешевле, чем продукты под другими марками. Это-то, как выясняется, и пугает нашего покупателя. Более половины из них полагают, что подобная еда и питье изготавливаются либо в самих магазинах, либо на предприятиях, контролируемых супермаркетами. А потому ждать от них качества не стоит.
По самому распространенному представлению потребителей о частной торговой марке розничной сети, это "частное производство, где-то при магазине" или "у магазина есть какое-то свое подсобное хозяйство где-то в области, на котором эти продукты и производятся". Так, если верить результатам опроса исследовательской компании "Прорыв", думает треть россиян. Еще 26,5% считают, что частная марка – это продукция небольшого подсобного или фермерского, т.е. "ограниченного" хозяйства. 11,6% покупателей убеждены, что продукты производятся непосредственно в магазине. И лишь 13,5% знают, что это такой же товар, что и у бренда производителя, но под маркой торговой сети.
Ну, а поскольку большинство верит, что продукты в той или иной степени делают чуть ли не сами продавцы, то предубеждений разного рода на их счет достаточно. Во всяком случае очень многие подозревают, что качественными и надежными такие товары быть не могут. Между тем это, мягко говоря, не совсем так.
Страшно далеки от Европы
Производство продукции под частными, или по-другому собственными торговыми марками (СТМ) в России началось в конце 90-х годов. И началась, по выражению директора маркетинговой компании "ФДФ-Груп" Сергея Гнедкова, с баловства – сеть "Рамстор" стала выпускать свою собственную хлебобулочную продукцию. Постепенно к процессу подключились и другие компании. Сегодня ассортимент выпускаемых товаров расширяется буквально с каждым месяцем. Аналитики констатируют, что СТМ по темпам роста продаж стали опережать бренды производителей.
Впрочем, пока до Запада нам далеко. Оно и понятно – опыт у нас с ними несопоставим. Первые частные марки (по-английски private label – PL) возникли еще в конце XIX века в британской сети Sainsbury, созданной в 1869 году, и первым продуктом был бекон. Реальным же инструментом повышения рентабельности бизнеса PL стали только в 70-е годы прошлого столетия. В Западной Европе, по данным маркетинговой компании AG Nielsen, они сегодня составляют в среднем четверть реализуемой в торговых сетях продукции, а в отдельных случаях эта доля достигает почти половины. Так, например, ситуация обстоит в Швейцарии, где супермаркеты продают 45% товаров под своими собственными этикетками. Немногим от Альпийской республики отстают Германия (30%), Великобритания (28%), Испания (26%) и Бельгия (25%). Там такие товары тоже дешевле, но у покупателей не возникает подозрений, что известный магазин может продать им под своим брендом что попало. В России же потребитель, много раз обманутый дешевизной, в такие "трюки" не верит.
Вообще у нас доля рынка СТМ при всем его бурном развитии выглядит жалкой и несерьезной на фоне европейских цифр. Интересно, что лидером в России является Краснодар, где частные марки составляют 2,6% продаж. Даже в Москве и Питере показатели ниже – 1,06 и 1,12% соответственно. В ряде городов, даже таких крупных, как Нижний Новгород, СТМ и вовсе практически не представлены. Тем не менее ситуация, по мнению специалистов, будет стремительно меняться. "Ритейлеры все больше обращают внимание на этот инструмент для привлечения покупателей. Развитие частных марок становится "горячей" темой для обсуждения. Темпы развития современных торговых форматов в крупных городах готовят хорошую почву для вывода товаров под марками сетей", – говорит менеджер по развитию бизнеса с розничными сетями AG Nielsen Ольга Жиляева.
Где тут у них сыроварня
Если касаться номенклатуры товаров, то она на глазах становится многообразнее. Среди пищевых продуктов преобладают глазированные сырки (8,93% от общего объема реализуемой продукции), молоко (5,87%), еда быстрого приготовления (4,9%) и творог (4,82%). В "десятке" также присутствуют рулеты, орехи, ряженка, масло и соки. Впрочем, речь идет не только о пищевых продуктах. Хотя за исключением туалетной бумаги (4,07% от объема розничного рынка), остальные непродовольственные товары под маркой магазинов занимают относительно небольшую нишу – менее 1%. Среди наиболее распространенных наименований – средства для мытья посуды, туалетное мыло, батарейки и зубная паста.
Теперь о том, где все это делают. Практически все, кроме свежих булочек и батонов, которые теперь пекутся во внутренней пекарне едва ли не каждого уважающего себя сетевого магазина, производится на совершенно обычных заводах и фабриках с использованием тех же самых технологических процессов. И если не полениться внимательно прочитать упаковку, вопросы "кто, где, когда" снимутся сами собой. Состав продуктов и их пищевая ценность – там же. Так что по поводу качества ничего "специального" не будет: если молокозавод делает хороший творог, то он будет хорош и под "фирменной" маркой, если плохой – никакие бренды даже самых известных магазинов его не спасут.
"Что касается качества, то оно чаще всего у прямых производителей и ритейлеров одинаковое, – рассказал Сергей Гнедков. – Дело в том, что, например, все рафинированные продукты в России изготовляются на одной производственной площадке. Исключить вариант с условным "пьяным технологом", конечно, нельзя, но систематически это происходить не может. А играть с качеством на своих собственных марках достаточно опасно". По словам эксперта, это может повредить имиджу магазина, ведь отвечать за плохую продукцию будет именно владелец марки, а не производитель. Да и потеря спроса на товар может влететь супермаркету в копеечку. "Ставить на полку плохо продающийся товар в таких магазинах – дело вообще-то недешевое", – отметил г-н Гнедков.
Почему товар дешевле
Раз все такое же, почему оно стоит дешевле, недоумевает покупатель. В самом деле, разница в цене того же товара в зависимости от супермаркета может достигать 20–25%, а если продукт включен в программу особой раскрутки – и до 50–70%. Эксперты объясняют, что главная тому причина – практическое отсутствие затрат на рекламу и маркетинг, а это весьма солидные для "суперов" статьи расходов. "К тому же магазин часто сознательно занижает цены, привлекая покупателя и вытесняя с полки конкурента. Ну и плюс ко всему ритейлер всегда может обеспечить производителя "предложением, от которого невозможно отказаться": продавец может выкручивать ему руки, угрожая снять с полок его собственные бренды. Отпускные цены на СТМ сбиваются и благодаря валу. Тысяча упаковок сока – это один разговор, а миллион – совсем другой", – рассуждает Сергей Гнедков.
К тому же поиск производителей магазины не ограничивают только известными компаниями. В число поставщиков СТМ зачастую попадают небольшие региональные предприятия, которые выпускают продукцию вполне высокого качества из натуральных компонентов, но не могут пробиться на столичный рынок. Для них это серьезный заказ, обеспечивающий стабильную загрузку производства. При этом одни компании стремятся "откусить" долю рынка у крупных производителей. Другие ведут политику агрессивно низких цен, продавая наиболее востребованные товары и получая при этом довольно высокие прибыли. Третьи же создают СТМ как контролируемые бренды и сами их продвигают. /Дмитрий Мигунов, "Новые Известия"/
Рекламы, PR и Маркетинга вы можете ознакомиться
на страницах журнала "Практика Рекламы"







Август 2025 - ИсследованияИюль 2025 - Исследования
- Каков в России индекс доверия рекламе? (135)
- Сколько покупателей верят в честность скидок? (131)
- Какая реклама лучше работает в «Телеграм»? (407)
- Насколько россияне привыкли к интернет-рекламе? (916)
- Как россияне делают онлайн-покупки? (1098)
- Как бренду быстро повысить лояльность клиентов? (1842)
Июнь 2025 - Исследования
- Кто такой селлер маркетплейса? (2076)
- Как мини-игры влияют на покупки россиян? (1960)
- Как выбрать Amazfit - подробное руководство по умным часам (505)
- Как онлайн-магазину не разориться на продаже одежды и обуви? (2051)
- На кого влияет таргетированная реклама? (2028)
- Что ценят россияне в рекламе от искусственного интеллекта? (1808)
- Сколько россиян будут доверять СМИ с искусственным интеллектом? (2006)
- Как рассчитать формулу внимания потребителя? (1537)
- Сколько потратили бренды на продвижение в спортивном контенте? (2013)
- Как потребители воспринимают ИИ-рекламу? (1962)
- Обучение на клинического психолога и повышение квалификации по арт-терапии (434)
- Преимущества франчайзи: почему выгодно открывать бар по франшизе (721)
- Как меняется поведение молодежи в Интернете? (2401)
- Как молодежь тратит свое свободное время? (2298)
Май 2025 - Исследования
- Какие тренды рынка онлайн-классифайдов отслеживались в 2024? (2661)
- Какая онлайн-реклама плохо работает? (2641)
- Как изменились ТОП-20 рекламодателей на ТВ (2508)
- Почему ужесточается контроль над маркетинговыми бюджетами? (1754)
- Как ВТБ попал в ТОП-3 рейтинга рекламодателей на ТВ? (1728)
- Как научиться играть в покер (48)
- Сколько рекламы на майские праздники было у блогеров? (2334)
- Сколько тратят рекламодатели на рекламу на онлайн-платформах? (2269)
- Какие есть сценарии развития рекламного рынка в 2025? (2323)
- Как наблюдательность помогла McDonalds? (2073)
Апрель 2025 - Исследования
- Где россияне чаще замечают рекламу? (2525)
- Какие тренды наблюдаются в 2025 году при размещении рекламы в телеграм-каналах? (4336)
- Как за 2024 год в России вырос интернет-трафик? (2666)
- Как россияне относятся к русификации брендов? (1973)
- Где остановиться в Москве недорого - обзор бюджетных отелей (622)
- Какие приложения устанавливают россияне на свои смартфоны? (1939)
- Какие приложения используют онлайн-пользователи для покупки товаров beauty-сегмента? (6937)
- Почему Facebook и Google теряют свои позиции? (1956)
- Пиратская карта в онлайн казино ПинАп (128)
- Какую рекламу видит покупатель? (2545)
- Как увеличить продажи на маркетплейсах? (2298)
- Охотник за сокровищами в Рояль казино (135)
- Сколько россиян станут жертвами дипфейков в 2025 году? (2349)
- Почему геймблеры выбирают Слотозал казино (194)
- Охотники на Троллей в казино Вулкан 24 (168)
- Особенности слота Big Ghoulies в казино Gmslots Deluxe (177)
Март 2025 - Исследования
- Как покупают товары на маркетплейсах? (2644)
- Игровые аппараты в онлайн казино Vulkan 24 (183)
- Сколько в России зарабатывают на развлечениях? (2847)
- Иллюзионист в онлайн-казино Гаминатор Делюкс (163)
- Сколько в 2025 уже потратили на баннерное продвижение на маркетплейсах? (7011)
- Сколько слушателей замечают радиорекламу? (2625)
- Какие возможности предоставляет геймблерам официальный сайт Martin casino (171)
- Промокод Talentsy и обучение Frontend разработке для удобного старта карьеры (1276)
- Как продвигать свой продукт в регионах? (2151)
- Скоро на Бали станет больше развлечений (161)
- Какие преимущества и недостатки есть у click-out-рекламы? (2121)
- Почему стоит казино Вулкан скачать на свой смартфон (186)
- Какие компьютерные игры попали в ТОП-3 у детей? (2098)
- Сказочные приключения со сказочными выигрышами в Он Икс казино (181)
- Какими темпами растет рынок рекламы на маркетплейсах? (1916)
- Почему «Сбер» уменьшил объем рекламы на телевидении? (1744)
- Почему собственные торговые марки ретейлеров набирают популярность? (2227)
- Как влияет русификация названия товара на продажи? (1702)
- Сможет ли остров Невис стать конкурентом Кюрасао? (208)
- Стрит-флеш в покере Pai Gow (218)
- Какие перспективы у индустрии онлайн-казино в США? (209)
- В Японии увеличится количество курортов-казино (215)
- Как россияне узнают о киноновинках? (1998)
- Сколько можно выиграть в Wheel of Fortune? (390)
- Какой инструмент в рекламе сохранил свою эффективность и в 2024? (2169)
- Какие подарки на 23 Февраля и 8 Марта стали самыми популярными в 2025? (8819)
- Почему рекламный рынок в 2024 году не оправдал надежд экспертов? (2063)
- Крупнейшие апрельские выигрыши в слот-машинах компании IGT (252)
- Как избежать типичной ошибки начинающих предпринимателей? (2052)
- Как бренды влияют на эмоции и настроение? (1971)
- Как влияет реклама банков на россиян? (2041)
- Что думают в Wildberries & Russ о рынке ретейл-медиа? (2212)
- Как повлияет возвращение иностранных брендов на рекламный рынок России? (5322)
- Кто и как делает онлайн-покупки? (2174)
- Как изменился рекламный рынок в 2024 году? (2530)
- Как замедление работы YouTube сказалось на объеме рекламы? (2404)
- Как мы относимся к рекламе у блогеров? (2314)
- Сколько в России рекламных поверхностей? (2235)
- Что ждет геймблеров в Diamond Mines? (279)
- Для чего полезны маркетплейсы? (2479)
- Где предпочитают размещать рекламу российские бизнесмены? (2281)
- Как теряется доверие женщин к бренду? (1989)
- Как подготовиться к сдаче ЕГЭ по информатике (646)
- Сколько селлеров разочаровались в маркетплейсах? (2110)
- Как устроен вебкам-бизнес (499)
- Серебристый олень в 7k казино (274)