От пандемии сильнее всего пострадали маркетологи и врачи
Март 2021

Банк «Точка» посчитал, что изменилось в российском бизнесе за период с февраля 2020 г. по февраль 2021 г. Как выяснили аналитики банка, за кризисный год у бизнеса выросли расходы в большинстве категорий, причем сильнее всего увеличились траты на базовые потребности.
Расходы на рекламу выросли на 66%. Исследователи предполагают, что это связано с желанием предпринимателей сократить издержки на работу с агентствами и все настраивать самим. Вследствие этого к концу 2020 г. компании из маркетинговой сферы сократили 28,4% сотрудников. При этом в первые месяцы пандемии отрасль чувствовала себя хорошо: в апреле число работников рекламной индустрии увеличилось на 7% по сравнению с февралем. Зарплаты в сфере маркетинга упали на 38%.
Сокращения коснулись также и сферы медицины: число штатных работников по сравнению с февралем 2020 г. Сократилось на 26,8% в марте, 31,9% в апреле, 38,1% в мае и 30,1% в июне. Зарплаты же упали на 44% — это самая большая цифра, зафиксированная аналитиками «Точки».
Единственной сферой, не столкнувшейся с сокращениями, оказалась охрана. Начиная с апреля в области стабильно прибавлялись новые люди: исследователи отметили прирост сотрудников на 14% в октябре и 22% в декабре по сравнению с февралем 2020 г. При этом в сфере охраны значительно упал средний уровень зарплаты: в марте он сократился сразу на 46,4% по сравнению с февралем 2020 г.
Согласно данным «Точки», в первую волну пандемии женщин увольняли значительно чаще, чем мужчин. Среднее количество женщин в штате в мае сократилось на 9,5% по сравнению с февралем 2020 г. Мужчин же в компаниях в мае стало меньше всего на 2,1%.
Число предпринимателей, которые регулярно оплачивали аренду, в апреле-мае 2020 г. сократилось на 27%. Начиная с июня бизнес стал увеличивать суммы арендных платежей, и к августу они вернулись к прежним показателям. Более того, стоимость съема помещений продолжила расти до ноября. Как отмечают аналитики «Точки», многие арендодатели компенсировали упущенную выгоду за счет постепенного повышения ставок на 6-8%.
Перевод сотрудников из офисов на удаленку заставил бизнес больше тратить на электронику (29%), алкоголь (28%), канцтовары (27%). Не изменились расходы на цветы, снизились расходы на развлечение и образование.
Наименьший прирост показали траты в категории «Путешествия». Одновременно увеличились расходы на ж/д билеты — аналитики связывают это с закрытием авиасообщения. В первую волну предприниматели стали на 37,5% чаще покупать билеты на поезда, в июне-августе произошел спад интереса к ж/д сообщению, а во вторую волну снова начался рост — в декабре он составил 18,5%.
Рекламы, PR и Маркетинга вы можете ознакомиться
на страницах журнала "Практика Рекламы"

Декабрь 2025 - ИсследованияНоябрь 2025 - Исследования
- Зачем бизнесу искусственный интеллект? (103)
- Что ждет социальные сети в 2026? (147)
- Как увеличить популярность канала в «Телеграме»? (150)
- ОСАГО при покупке подержанного авто: проверки перед оформлением (418)
- Как в 2026 эффективно использовать инфлюенс-маркетинг? (229)
- Сколько можно заработать на донатах в «Вконтакте»? (337)
- Как бренду привлечь внимание 80-ти процентов покупателей? (484)
- Сколько было вложено в рекламу на e-commerce-площадках в 2025? (631)
- Сколько зрителей на Rutube? (693)
- Избавляет ли Smart TV зрителей от рекламы? (676)
- Каковы перспективы рекламного рынка в 2026? (766)
- Какие 9 трендов маркетинга нас ждут в 2026? (935)
- Топ-4 проектов бань из бруса 2026 года: планировки и цены под ключ (57)
Октябрь 2025 - Исследования
- Как студенты используют искусственный интеллект? (1212)
- Как московские застройщики борются со спадом продаж? (1209)
- Какие перспективы у нейросетей в России? (1229)
- Сколько в Instagram осталось рекламы российских компаний? (1387)
- Как блогерам не потерять своих читателей? (1417)
- Как определить подлинность смартфона iPhone (217)
- Сколько россиян используют нейросети для поиска в интернете? (1496)
- Как привлечь внимание поколения Z? (1521)
- Конверсия обращений в стоматологической практике: системный подход к работе регистратуры (169)
- Сколько в 2025 VK заработал на рекламе? (1640)
- Как при помощи футбола увеличить узнаваемость бренда? (1473)
- Сколько рекламных агентств зарабатывают на искусственном интеллекте? (4808)
- Гид по упаковочным материалам: как создать эффективную систему на складе (309)
- Сколько зрителей доверяют ТВ-рекламе? (1341)
- Турникеты: виды, принцип работы и выбор для бизнеса. Полный гид (307)
- Как меняется доля интерактивной рекламы в маркетинговых бюджетах? (1469)
- Репутация сантехника в интернете: как негативные отзывы влияют на клиентов и медийный охват (304)
Сентябрь 2025 - Исследования
- Как определить видеоконтент, сгенерированный нейросетью? (1762)
- Как нейросети влияют на интернет-рекламу? (1474)
- Сколько денег в 2026 потратят на рекламу в «Телеграме»? (1399)
- Недорогие квартиры в Москве на вторичном рынке (493)
- Образование без границ: преимущества частной школы с британскими традициями (375)
- Сколько средств в наших компаниях тратится на Customer Data Platform? (4031)
- За что полюбили «Телеграм» продуктовые ретейлеры? (1595)
- Кто самый заметный в e-commerce? (1462)
- По данным исследований рынка, доля регулярных клиентов среди всех заказчиков клининговых услуг в Краснодар выросла на 25-30% за последний год. Особенно активно этот тренд развивается в крупных городах, где высокий темп жизни и дефицит времени (603)
- Что такое липучесть бренда? (1590)
- Как распределяются доходы российского медийного рынка? (1605)
- Презентационный ролик для бизнеса: примеры применения и реальные выгоды (644)
- Какие перспективы у блогеров в возрасте? (1494)
- Купить готовый бизнес в Москве: ЧОП, СРО и не только - как не прогадать? (577)
- Сколько блогеров продолжают размещать рекламу в Instagram? (1788)
- Слава Вестсайда в On-X casino (87)
Август 2025 - Исследования
- Встречайте: Spinto casino! (110)
- Почему резко выросло число платных подписок в «Телеграме»? (2040)
- Как россияне ищут в Интернете товары? (1648)
- Какую пиратскую историю предлагает в казино Максбет официальный сайт (96)
- Новостройки Москвы: квартиры по ценам от застройщика (586)
- Почему стремительно растет Retail Media? (2002)
- Как при помощи рекламы создать лояльного покупателя? (2010)
- Насколько оправдываются прогнозы динамики рекламного рынка? (1688)
- Насколько мы доверяем рекламе? (1716)
- Как меняются объемы рекламы в соцсетях? (1535)
- В Объединенных Арабских Эмиратах состоялся первый розыгрыш национальной лотереи (128)
- Как рекламодателю выбрать эффективного инфлюенсера? (2565)
- Что делать после покупки квартиры на вторичном рынке (1257)
- Как выбрать яхту новичку в 2025: Полное руководство от покупки до первого плавания (2113)
- Ультра-свежесть в 7к казино (110)
- Как купить квартиру на вторичном рынке без посредников (954)
- Кто, почему и как покупает одежду в онлайн-магазинах? (2198)
- Что ждет российский рынок ТВ-рекламы? (2151)
- Почему девушки выбирают The Flex - спортзал в Москве (1002)
Июль 2025 - Исследования
- Каковы перспективы TikTok как рекламной площадки? (2174)
- Как питаются российские школьники? (1908)
- Как люди относятся к рекламе в кинотеатрах? (1922)
- Как в казино Вулкан играть в Сокровища форели (215)
- Австралиец выиграл многомиллионный джекпот в лотерее Oz Lotto (161)
- Насколько популярны чат-боты с искусственным интеллектом? (2082)
- Каков в России индекс доверия рекламе? (2223)
- Сколько покупателей верят в честность скидок? (2218)
- Банкротство: отзывы физических лиц прошедших процедуру (1083)
- Можно ли стать профессионалом в индустрии азарта? (348)
- Где узнать стоимость Toncoin? (450)
- Какая реклама лучше работает в «Телеграм»? (2271)
- Насколько россияне привыкли к интернет-рекламе? (2769)
- Как россияне делают онлайн-покупки? (2819)
- Как лотереи в России преумножают свою популярность (333)
- BGaming - лучший разработчик слотов года по версии SBC Awards 2025 (861)
- Как бренду быстро повысить лояльность клиентов? (2967)
- Кто такой селлер маркетплейса? (3069)
- Как мини-игры влияют на покупки россиян? (3037)
- Как выбрать Amazfit - подробное руководство по умным часам (1573)
- Как онлайн-магазину не разориться на продаже одежды и обуви? (2991)
- На кого влияет таргетированная реклама? (3078)
- Что ценят россияне в рекламе от искусственного интеллекта? (2867)
- Удача Тигра в клубе Вулкан (350)
- Сколько россиян будут доверять СМИ с искусственным интеллектом? (3019)
- Как рассчитать формулу внимания потребителя? (2624)
- Сколько потратили бренды на продвижение в спортивном контенте? (2964)
- Как потребители воспринимают ИИ-рекламу? (3024)
- Обучение на клинического психолога и повышение квалификации по арт-терапии (1416)
- Клуб Вулкан предлагает поиски Древних Сокровищ (614)
- Преимущества франчайзи: почему выгодно открывать бар по франшизе (1792)
- Le Bandit в Вулкан онлайн казино (929)
- Как меняется поведение молодежи в Интернете? (3314)
- Как молодежь тратит свое свободное время? (3184)


